Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы риска болезни.



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Факторы риска болезни. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 2. КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ

План

1. Факторы, влияющие на здоровье.

2. Факторы риска болезни.

3. Центр здоровья.

4. Школа здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

· биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);

· природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);

· состояние окружающей среды;

· социально-экономические;

· уровень развития здравоохранения.

Эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

С понятием здоровья тесно связано представление о факторах риска заболеваний.

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

генетические факторы - 15-20% (20%)

состояние окружающей среды - 20 - 25% (20%)

медицинское обеспечение - 10-15% (7 - 8%,)

условия и образ жизни людей - 50 - 55% (53 - 52%).

Содержание и диапазон влияния каждого из факторов обеспечения здоровья приведены в табл. 1.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

Сфера влияния факторов

Факторы Укрепляющие здоровье Ухудшающие здоровье
Генетические (15-20%)        Здоровая наследственность. Отсутствие морфо-функциональных предпосылок возникновения заболеваний           Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды (20-25%)        Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания     Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение (10-15%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (50-55%)        Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний  

Факторы риска болезни.

Факторы риска - это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней.

 Фактор риска - это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас - примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов.

 Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.

Первичные и вторичные факторы риска заболеваний

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

Перечислим основные первичные факторы риска:

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);

повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;

неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);

неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);

неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика в медицине».

 Профилактика означает предупреждение, предохранение. Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

Средствами медицинской профилактики являются:

· пропаганда здорового образа жизни;

· организация и проведение профилактических прививок;

· периодические и целевые медицинские осмотры;

· диспансеризация;

· гигиеническое воспитание и т. д.

Акцент должен делаться на первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования установки на здоровый образ жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации. Именно с ними должны контактировать специалисты по социальной работе в плане профилактики заболеваний.

Центр здоровья

    Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Поэтому болезнь лучше предупредить, чем лечить.

Основной целью деятельности Центра здоровья и является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни.
    В Центре проводится скрининг состояния здоровья людей и выявление факторов риска в целях предупреждения различных заболеваний.

    Пациенты могут пройти:

    - обследование уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма (пациенту измеряют рост, вес, уровень его физического развития, артериальное давление);

    - экспересс-анализ общего холестерина и глюкозы в крови;

    - экспресс-оценку насыщения гемоглобина артериальной крови кислородом, частоты пульса и регулярности ритма;

    - оценку функционального состояния сердца;

    - оценку функции внешнего дыхания;

    - определить композицию состава тела (процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани);

    - оценить риск наличия обструктивных заболеваний артерий головы;

    На основе результатов обследований делается расчет индивидуального риска, после чего пациент направляется  на более углубленное обследование в лечебной организации по месту жительства для прохождения дополнительной диспансеризации и уточнения диагноза у узких специалистов (эндокринолога, кардиолога, терапевта, невролога, психолога, диетолога и др.), либо получает рекомендации по ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек, изменению рациона питания и т.д., приглашается в «Школу здоровья» для прослушивания курса лекций.

 

Школа здоровья

 

    Концепция школы здоровья, направленная на активную позицию пациента (и/или его родственников) с целью поддержания улучшения своего здоровья, является актуальной, перспективной с точки зрения повышения качества медицинской помощи.

Школа здоровья для пациентов с хроническими НИЗ должна отражать сферу интересов пациента (и/или родственников) и включать комплекс мер (постановку диагноза на основе диагностического обследования, лечебные и профилактические меры, оценку рисков, обеспечение стабильности результатов, оценку прогноза, качества жизни, последствия, преемственность и непрерывность, эффективность, стабильность результата, психоэмоциональный статус пациента и родственников, социальную ответственность врача, пациента и родственников, этические аспекты медицинской помощи и пр.).

Речь не идет о том, чтобы всю ответственность переложить на плечи пациента и/или его родственников. Первичная ответственность, безусловно, возлагается на медицинский персонал и требование обоснованного качества медицинской помощи с учетом стартовых возможностей ЛПУ. Но при этом нельзя позволить пациенту безответственно относиться к своему здоровью. Практика показывает, что очень часто титанические усилия врачей и медицинского персонала сводятся на нет по вине пациента или его родственников.

Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения. Однако создание школы пациента возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры поддержания и/или улучшения состояния. Это все увеличивает время общения с каждым конкретным пациентом.

Школа для пациента способствует правильному пониманию обязанностей медицинского персонала, прав и ответственностей самого пациента. Организация школ для пациента требует введения ряда приоритетов:

1. Обучение врачебного и сестринского персонала основным вопросам качества медицинской помощи, принципам организации школы для пациента, этике общения.

2. Мотивация медицинского персонала на повышение качества медицинской помощи.

3. Усиление профилактической направленности в деятельности органов и учреждений здравоохранения с акцентом на реализацию программ по вторичной и первичной профилактике основных НИЗ (школы здоровья для пациентов и в перспективе для лиц с факторами риска развития основных НИЗ).

4. Участие населения в общемедицинских программах.

5. Информированность и грамотность населения в проблемах личного и группового здоровья.

6. Мотивация населения на укрепление собственного здоровья.

7. Ответственность населения за здоровье.

Организация школ для пациента с основными НИЗ – сахарный диабет, ИБС, артериальная гипертония (АГ), постинсультные состояния, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, онкологические заболевания, психические заболевания и т.д. – приведет к повышению качества жизни каждого конкретного пациента, а следовательно, благоприятно повлияет на обстановку в семье и впоследствии обеспечит положительное изменение общественного сознания: осознание своей ответственности за свое здоровье и здоровье членов семьи.

 



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Факторы риска болезни. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы риска болезни.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)