Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Научные школы в менеджменте



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Тема 3. Научные школы в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Представления о роли и месте менеджмента, о содержании управленческой деятельности, о методах осуществления ее неоднократно претерпевали существенные изменения. Эти изменения зависели от уровня развития общества, от изменения бизнеса, от совершенствования технологии производства. Любое совершенствование привносило в науку и практику управления элементы, от которых зависела эффективность функционирования любого предприятия. И здесь нельзя не сказать о Харрингтоне Эмерсоне, который написал книгу « Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы» в 1908г.

Х.Эмерсон считал, что проблему неэффективности труда можно решать двумя способами. Во-первых, для того, чтобы быть эффективными, нужно придумать такие методы, которые позволили бы людям добиваться максимальных результатов. Для этого необходимы тщательный анализ всех элементов труда и обучение рабочих оптимальным способам выполнения любой работы. Во-вторых, необходимо выработать способы постановки целей и задач, требующих максимальной производительности. Наиболее важной книгой Х.Эмерсона была работа "Двенадцать принципов эффективности", написанная в 1913 г. Эти принципы следующие:

1. Четкое формулирование идеалов.

2. Здравый смысл.

3. Использование экспертного совета.

4. Дисциплина. Этому принципу Х.Эмерсон придавал большое значение, полагая, что работа ради достижения общих идеалов находит свое выражение в кооперации. Известно высказывание Эмерсона о том, что « кооперация – не принцип, но ее отсутствие – это уже преступление». Чем больше организаций поддерживают «дух улья», тем проще и приятнее осуществление задач менеджмента.

5. Честное ведение дела.

6. Прямой, адекватный, постоянный учет.

7. Диспетчеризация.

8. Стандарты и графики.

9. Стандартные условия.

10. Стандартизация операций.

11. Письменные, стандартные практические инструкции.

12. Вознаграждение за эффективный труд.

Х.Эмерсон считал, что труд следует рассматривать скорее как благо, а не как проклятие. Свою книгу он закончил словами о том, что высокоодаренная личность – это человек, который может создать и контролировать организационную структуру на основании и с применением принципов, позволяющих достичь и сохранить идеалы.

В настоящее время мы можем утверждать, что найденные закономерности и принципы менеджмента не утратили своей актуальности, а чтобы их постоянно совершенствовать, необходимо глубоко разбираться в методологических основах менеджмента.

Возможно, одним из достоинств менеджмента как области исследований является его готовность воспринимать любое знание независимо от источника. Известный консультант по менеджменту Сол Галлерман сказал, что готов «добывать золото везде, где его найдет», даже если бы оно содержалось в старых книгах по управлению. Если золото высокой пробы, то возраст прииска не имеет значения.

Сегодня мы можем сказать, что развитие управленческой мысли осуществляется на базе 3-х явлений:

         1.задача;

        2.управленческая деятельность;

        3.человек;

1. С первым – связана школа научного управления, основателем которой является Ф.Тейлор(1856-1915) – инженер-практик, менеджер, решавший в своей повседневной деятельности проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Известны такие его труды, как «Управление фабрикой»(1903), «Принципы научного управления»(1911), «Показания перед специальной комиссией Конгресса»(1912).Изучая способы выполнения работ трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

· кооперация с рабочими;

·разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими;

2. Со вторым – связана школа административной деятельности, проблематика которой предложена французским теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем (1841 –1925). А.Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Его главный труд – «Общая и промышленная администрация»(1916), другое заметное произведение «Административная теория государства».

Рассматривая организацию как единый организм, А.Файоль определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности (функций):

· техническая;

· коммерческая;

· финансовая;

· деятельность безопасности;

· эккаунтинг;

· управление;

Особое место среди этих функций Файоль уделял функции управления, утверждая, что реализация ее предполагает следующие процессы: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

Наиболее важным А.Файолю представлялся механизм реализации управленческой деятельности и обязательным здесь следование 14 принципам управления, от которых в основном зависит успех организации. (Табл.2.1)

Таблица 2.1

Принципы менеджмента

Принцип Содержание принципа
1. Разделение труда Использование специализации в осуществлении работ
2.Полномочия и ответственность Необходимо делегировать полномочия, нужные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
3.Дисциплина Подчинение условиям соглашения между работниками и руководством предприятия, наличие справедливых санкций к нарушителям дисциплины
4.Единоначалие Исполнитель получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
5.Единство руководства Действия, имеющие одну цель, должны объединяться и осуществляться по единому плану
6.Подчиненность личных интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов
7.Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
8. Централизация Порядок в организации, имеющей управленческий центр
9.Скалярная цепь Цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии  
10.Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
11.Справедливость Установленные правила и соглашения должны быть одинаковыми для всех уровней иерархии
12.Стабильность персонала Настрой работников на долгосрочную работу в организации
13.Инициатива Поощрение работников к раскрытию своего творческого потенциала
14.Корпоративный дух Единство интересов персонала и организации в рамках организационной культуры

 

Идеи А.Файоля разделяли и развивали такие ученые и практические деятели как Лютер Гьюлик, Линдалл Урвик, Макс Вебер.

В частности, М.Вебер разработал « идеальный тип» административной организации, давшей начало теории рациональной бюрократии. Организация в ней рассматривается как чисто формальная, а управление, соответственно, как конструирование и проведение в жизнь организации строго определенной системы правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации. Такая система носит принудительный характер, а структурные элементы организации должны функционировать как хорошо отлаженный безличностный организм. Индивид в этой системе существует изолированно от других и должен быть идеально приспособлен к работе с помощью чисто формальных экономических рычагов.

Однако необходимо отметить, что обе школы использовали упрощенное представление о природе человеческого поведения в организации. Во второй половине 1920 –начале 1930-х гг. резко усиливается критика «классических» концепций, причем противопоставляется им новое направление в теории менеджмента, названное « гуманистическим вызовом».

3. С третьим – связана школа человеческих отношений или поведенческих наук (бихевиоризм). Главными выразителями новых взглядов стали Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933), Элтон Мэйо (1880 – 1949),Фриц Ротлисбергер, Честер Бернард и Герберт Саймон. Сторонники школы «человеческих отношений» подвергают сомнению эффективность бюрократической формы управления, в этой связи они пересматривают концепции «классической теории» относительно мотивов поведения людей в организации, провозглашая, что людей, составляющих организацию, нельзя рассматривать как инвариантные социальные факторы: необходимо исследовать их поведение, которое изменяется в зависимости от условий и мотивов.

 Чувства работающего, его настроения, убеждения становятся отныне специальным и крайне важным предметом изучения, поскольку, в противовес тейлоризму, акцентировавшему внимание на незыблемости авторитета руководителей и довольно откровенное пренебрежение к « простым» исполнителям их воли, теперь. Проповедуются «гуманное отношение к подчиненным», «уважение к личности», «демократизация управления».

Возникновение школы «человеческих отношений» обычно связывают с именем Э.Мэйо, известного своими исследованиями в области « социологии производственных отношений», а также экспериментами, получившими название «хоторнских экспериментов». Целью их было изучение непосредственно на предприятии «социальной организации внутри трудовых групп».

Основной вывод, к которому пришел Э.Мэйо, сводится к утверждению, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом, психологические и социальные факторы. Однако эта идея во многом была обоснована раньше в работах М.Фоллет. По мнению Фоллет важнейшая обязанность менеджера состояла в формировании сплоченного коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах, в том числе и личного характера.

Проникновение в человеческую природу изложено и в трудах Ф.Ротлисбергера. В книге «Менеджмент и мораль» он утверждал, что поведение человека определяется настроением в большей мере, чем деньгами, и группы влияют на поведение индивида таким существенным образом, что это даже побуждает менеджеров признавать тот факт, что деловые фирмы суть больше, чем просто экономические институты, они – социальные организационные структуры, состоящие из человеческих личностей, и ими следует управлять соответствующим образом.

 



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Тема 3. Научные школы в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Научные школы в менеджменте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)