Тема 9. Концепция Европейской хартии местного самоуправления.
1. История принятия Европейской хартии местного самоуправления 2. Общая характеристика Европейской хартии местного самоуправления
1. Для поддержки демократических институтов после окончания второй мировой войны несколько европейских стран решили создать межправительственную политическую организацию, задачами которой стали бы защита и укрепление демократических начал и содействие реализации прав человека, - в мае 1949 г. был учрежден Совет Европы. В настоящее время он объединяет 46 европейских государств с демократической формой правления. Штаб-квартира Совета находится в Страсбурге во Франции. Среди прав и свобод человека, которые активно отстаивает Совет Европы, право на самоуправление отсутствует. Развитию самоуправленческих начал большое внимание уделяют два основных рабочих органа Совета Европы - Комитет министров и Парламентская ассамблея. Комитет министров является исполнительно-распорядительным органом, принимающим решения от имени Совета Европы. В его состав входят министры иностранных дел государств - членов или их заместители. Парламентская ассамблея - это совещательный орган из 630 членов, представляющих национальные парламенты Европы. Европейская Хартия местного самоуправления не является одним из главных источников муниципального права европейских государств, намечающим пути развития местного самоуправления в современной Европе. В тоже время в его основу положен классический принцип субсидиарности согласно которому вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх. Местным сообществам нужно передать минимальное количество управленческих задач, все вопросы максимально должны решаться на государственном уровне, где без него не обойтись. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано так: «осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам». Документ был принят по инициативе Франции.
2. Цель Хартии не сформулирована. Важность Хартии очевидна: именно местное самоуправление позволяет гражданам участвовать в принятии решений, касающихся их повседневной жизни. Более того, соблюдение этого права гарантирует осуществление и иных гражданских прав. К примеру, если центральное ведомство решило построить около вашего поселка предприятие с вредными выбросами в окружающую среду, а вы не в силах этому воспрепятствовать и ваше мнение при принятии решения не учитывается, то под угрозой могут оказаться ваше право на саму жизнь и здоровье. Хартия не обязывает государства, входящие в Совет Европы, беречь и укреплять политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ. Поэтому принцип самостоятельности органов местного самоуправления не закрепляется на высоком международном уровне, а его соблюдение должно быть прописано в конституциях европейских государств и расценивается как один из основных критериев демократии. Хартия состоит из преамбулы и восьми частей. В преамбуле обозначены цели Совета Европы, также констатируется, что местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя, обеспечивая эффективное и, что самое главное, приближенное к гражданам управление. В документе подчеркнуто, что право на местное самоуправление - одно из важнейших социально-экономических прав, а подлинное народовластие надо искать там, где власть централизована. Часть I Хартии раскрывает понятие местного самоуправления, определяет сферу его компетенции, гарантии и механизмы правовой защиты, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования. Важно отметить, что настоящее самоуправление немыслимо без свободных выборов - не случайно оно «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования». В ряду прочих, в Хартии не предусмотрено право местных сообществ на собственные территориальные границы, отсутствует право на самостоятельное определение своих административных структур (исполнительно-распорядительных органов), отвечающих местным потребностям и обеспечивающих эффективное управление; отсутствует право на взимание налогов. Часть II Хартии устанавливает обязательства государств, ее подписавших. Несмотря на особенности каждого члена Совета Европы документ предусматривает однообразие моделей местного самоуправления. Самое важное в данном разделе Хартии - это определение основных принципов, на которых должно строиться местное самоуправление в европейских странах. Часть III Хартии содержит заключительные положения, порядок подписания, условия ратификации, вступление в силу. Занимаясь проблемами местного самоуправления, Совет Европы большое внимание уделяет реализации положений Хартии. Важную роль в воплощении принятых документов в жизнь играет Конгресс местных и региональных властей Европы. Это консультативное собрание, где представлены местные и региональные органы государств -членов Совета Европы. Делегатов в него направляют местные и региональные власти со всего континента. Конгресс осуществляет свою работу в двух палатах: Палате местных властей и Палате регионов. Текущей же работой Конгресса руководит Постоянный комитет, в который входят представители всех стран - членов Совета Европы. Пленарные заседания Конгресса проводятся ежегодно во Дворце Европы в Страсбурге. Для большей гибкости и эффективности деятельности Конгрессом предусмотрено создание небольших рабочих групп по изучению конкретных вопросов. Если задача Совета Европы - поддержание принципов демократии, то Конгресс местных и региональных властей занимается лишь одним из ее проявлений - правом на местное самоуправление. Его главной целью является обеспечение участия местных и региональных властей в процессе объединения Европы, а также в работе Совета Европы. К приоритетам Конгресса также относятся: содействие развитию демократии на региональном и местном уровнях, укрепление межрегионального сотрудничества, помощь новым демократическим государствам в формировании эффективных административных структур на местах. Анализ принципов, заложенных в Хартии, свидетельствует о том, что современная Европа видит в местном самоуправлении важнейший элемент демократии. Роль государства сводится к постоянному регулированию деятельности местных властей и пристальному контролю за ними.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |