вопрос Технологии сбора и вывоза твердых бытовых отходов
К ТБО (в западных странах обычно используется термин «муниципальные» отходы) относятся отходы, образующиеся в жилом секторе, в предприятиях торговли, административных зданиях, учреждениях, конторах, дошкольных и учебных заведениях, культурно-спортивных учреждениях, железнодорожных и автовокзалах, аэропортах, речных портах. Кроме того, к муниципальным отходам относятся крупногабаритные отходы, дорожный и дворовый мусор. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) может осуществляться по трем традиционным схемам санитарной очистки территорий: - без использования контейнеров, - с применением несменяемых контейнеров, - с применением сменяемых контейнеров. БЕСКОНТЕЙНЕРНАЯ схема предусматривает сбор ТБО мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора. Схема предусматривает следование мусоровоза по обслуживаемому участку с периодическими, строго регламентированными по времени остановками для заполнения кузова. При такой схеме применяются мусоровозы с задней загрузкой типа МКЗ с уплотнением ТБО в кузове, а также самосвалы, использование которых противоречит санитарным требованиям. Достоинство схемы в минимальных затратах на ее организацию, возможность использования в территориях, где по санитарно-гигиеническим условиям нельзя организовать предварительный сбор ТБО в контейнеры. Недостатки – низкая производительность процесса при использовании машин без уплотнения ТБО в кузове, высокие требования к планированию маршрута (времени прибытия на каждую остановку) и его выполнению водителем. Схема с использованием НЕСМЕНЯЕМЫХ КОНТЕЙНЕРОВявляется самой распространенной на территории России. Она подразумевает предварительный сбор ТБО от населения в контейнеры, установленные на стационарных площадках. Вывоз ТБО производится контейнерными мусоровозами с боковой, задней (реже – фронтальной) загрузкой. Так, отходы из контейнера перегружаются в кузов и контейнер устанавливается обратно на площадку. Достоинством схемы является доступность услуги по сбору ТБО для населения в любое время суток, что ведет к снижению числа несанкционированных свалок (в сравнении и бесконтейнерной схемой), возможность использования мусоровозов с высокой степенью уплотнения ТБО в кузове. Недостатки – необходимость организации мест временного хранения ТБО (контейнерных площадок), низкая технологичность процесса загрузки (просыпание отходов, применение ручного труда), сложность организации регулярной мойки контейнеров. Схема с использованием СМЕНЯЕМЫХ КОНТЕЙНЕРОВтакже подразумевает организацию стационарных контейнерных площадок, но вывоз ТБО осуществляется вместе с контейнером. При этом на его место устанавливается пустой контейнер. Для такой схемы применяются бункеровозы и контейнеровозы, вывозящие, соответственно, 1 контейнер большого объема (бункер) и 6 или 8 стандартных контейнеров. К достоинствам схемы можно отнести простоту конструкции мусоровозов, возможность организации мойки контейнеров после их разгрузки в месте утилизации ТБО, а также сбора крупногабаритного и строительного мусора. Недостатком схемы является отсутствие прессования ТБО при использовании традиционных контейнеров и бункеров, что обуславливает низкую производительность схемы. Для вывоза ТБО могут применяться различные системы, основные из которых, системы прямого (или одноэтапного) и двухэтапного вывоза. ПРЯМОЙ ВЫВОЗ ТБО в настоящее время является наиболее распространенным на территории России. Во время такого способа удаления отходов мусоровоз работает на участке в технологическом режиме согласно одной из схем сбора. Продолжительность работы технологическом режиме зависит от плотности населения на обслуживаемом участке и расстановки контейнеров. После заполнения кузова (сменных контейнеров, бункера) мусоровоз используется в качестве специализированного грузового автомобиля, доставляющего собранные отходы к месту утилизации и совершающего холостой пробег на эксплуатационный участок. Таким образом, эффективность системы прямого вывоза ТБО снижается с увеличением пробега к месту утилизации. К недостаткам также можно отнести низкие коэффициенты уплотнения и узкую специализацию применяемых машин (в основном, кузовных контейнерных мусоровозов с боковой загрузкой), повышенный расход резины и ГСМ. Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10-15 км, 40% – на 15-20 км, а 15% всех отходов – на более чем 20 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15-20%. Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов. Путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.
Вопрос 34 Транспортирование отходов Мировой опыт и отечественная практика обращения с отходами показывают, что отходы производства, как правило, транспортируются к местам переработки, уничтожения или захоронения с помощью собственных транспортных средств предприятий, производящих эти отходы. При этом на большинстве этих предприятий выполняются операции по брикетированию, пакетированию, прессовке, измельчению отходов перед тем, как их транспортировать. В настоящее время наиболее часто используются две системы транспортирования ТБО - одноэтапная (прямая) и двухэтапная. Одноэтапная система применяется при прямом вызове ТБО от мест образования к объектам по их переработке, уничтожению и размещению. Двухэтапная - при использовании мусороперегрузочных станций (МПС) или промежуточных пунктов сбора отходов (ПСО). При одноэтапной системе доставка ТБО осуществляется собирающими мусоровозами малой и средней грузоподъемности. На полигонах возможна перегрузка ТБО из этих мусоровозов в транспортные средства большой грузоподъемности для перевозки отходов на рабочие карты полигона. Однако, чаще всего, собирающие мусоровозы без перегрузки доставляют ТБО непосредственно на рабочие карты полигона. При этом обычно из-за ограниченного фронта приемки ТБО на рабочих картах происходит скопление мусоровозов, что является причиной их внутрисменных простоев. Ухудшаются и условия передвижения мусоровозов в рабочих картах, так как они не обладают достаточной проходимостью, часто повреждают шины из-за проколов острыми предметами, входящими в состав ТБО. Передвижение собирающих мусоровозов по рабочей площади полигона ТБО и заход их на рабочие карты нежелательны также по санитарно-гигиеническим соображениям, так как в результате этого возможен вынос загрязнений мусоровозами. Этих недостатков лишена двухэтапная система транспортирования ТБО, которая включает в себя следующие технологические процессы: сбор и транспортировку ТБО от мест их образования и накопления собирающими мусоровозами на МПС, частичную сортировку и подработку ТБО на МПС с извлечением из них утильных элементов; накопление и перегрузку ТБО в большегрузные транспортные мусоровозы; транспортировку ТБО на полигоныили места уничтожения. В настоящее время известно много видов МПС, различающихся: · по набору проводимых на них операций с ТБО; · по исполнению (одно и двухуровневые); · по производительности - малые (не более 50 т/сут), средние (50 -150 т/сут) и крупные (свыше 150 т/сут). Основные преимущества, связанные с применением мусороперегрузочных станций: · уменьшение количества мусоровозов; · снижение расходов на транспортировку; · уменьшение эмиссии загрязняющих веществ в ОС; · улучшение технологического процесса складирования ТБО на полигоны; · извлечение вторичных материалов из ТБО; · контроль за поступлением ТБО; · увеличение сроков эксплуатации полигонов. Выбор оптимального варианта МПС заключается в подборе наиболее экономичного и экологически безопасного вида МПС, в определении необходимого комплектующего оборудования, его производительности, необходимых переделов ТБО, а также места расположения МПС для более оптимального решения транспортной задачи. Выбор оптимального варианта дальнего транспортирования ТБО после МПС заключается в минимизации приведенных затрат при достижении заданного уровня экологической безопасности. Для транспортирования ТБО в российских городах используются преимущественно собирающие мусоровозы с уплотняющими устройствами типа ФАУН (объем кузова 18 м3, минимальная грузоподъемность 10,3 т), КО-415 (объем кузова 23 м3 номинальная грузоподъемность 9,4 т), КО-424 (объем кузова 7,5 м3, номинальная грузоподъемность 2,9 т). Мусоровозный транспорт различают с боковой и задней загрузкой ТБО. Реальная грузоподъемность собирающих мусоровозов составляет 60—80 % номинальной, что во многом объясняется малой эффективностью уплотнения отходов в кузове мусоровоза из-за неоднородного состава и крупности отходов и недостаточного усилия прессования в условиях эксплуатации мусоровозов; кроме того, контроль заполнения кузова отсутствует, а оценка его заполнения по числу опорожненных контейнеров неточна, так как сами контейнеры могут быть загружены не полностью. Основные факторы, влияющие на выбор типа мусоровоза: · вместимость кузова; · эффективное уплотняющее устройство; · меньшая собственная масса; · высокая маневренность; · низкая эмиссия загрязняющих веществ при работе двигателя; · низкий уровень шума.
Вопрос 35 Принципы Комплексного Управления Отходами 1. ТБО состоит из различных компонент, к которым должны применятьсяразличные подходы. 2. Комбинация технологий и мероприятий, включая сокращение количества отходов, вторичную переработку и компостирование, захоронение на полигонах и мусоросжигание, - должна использоваться для утилизации тех или иных специфических компонент ТБО. Все технологии и мероприятия разрабатываются в комплексе, дополняя друг друга. 3. Муниципальная система утилизации ТБО должна разрабатываться с учетом конкретных местных проблем и базироваться наместных ресурсах. Местный опыт в утилизации ТБО должен постепенно приобретаться посредством разработки и осуществления небольших программ. 4. Комплексный подход к переработке отходов базируется на стратегическом долговременном планировании, обеспечивает гибкость, необходимую, для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО и доступности технологий утилизации. Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и осуществление программ утилизации ТБО. 5. Участие городских властей, а также всех групп населения (то есть тех, кто собственно “производит” мусор) – необходимый элемент любой программы по решению проблемы ТБО. КУО предполагает, что в дополнение к традиционным способам (мусоросжиганию и захоронению) неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование (аэробное сбраживание органической части отходов). Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная может способствовать эффективному решению проблемы ТБО. Для каждого конкретного населенного пункта необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающий местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий по комплексному управлению отходами основывается на изучении потоков отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление небольших “экспериментальных” проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт. В рамках КУО предполагается, что населенный пункт, район или область выбирают подходы к решению проблемы ТБО в зависимости от своих специфических местных условий и ресурсов. Однако при определении целей программы по утилизации ТБО и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия, символически изображенная на рисунке, подразумевает, что в первую очередь должны оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновение которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье. Сокращение отходов “у источника ” на самом верху этой иерархии. Подсокращением понимается не только уменьшение общего количества отходов, но и уменьшение их токсичности и иных вредных свойств. Сокращение отходов достигается вследствие переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку, приходящие к меньшему количеству отходов. В настоящий момент в России более разумно говорить не о сокращении объема отходов, а обограничении их бесконтрольного роста. Вторичная переработка (включая компостирование) – это вторая ступень иерархии. Вторичная переработка (“ресайклинг”) не просто сохраняет место на свалках, но и улучшает эффективность мусоросжигания путем удаления из общего потока отходов несгораемых материалов. Ниже в иерархии стоят сжигание мусора и захоронение на полигонах. Мусоросжигание уменьшает объем отходов, попадающих на свалки и может использоваться для производства электроэнергии. Хотя сжигание всех отходов без разбора – это технология прошлого, современные мусоросжигательные установки, оборудованные системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии ииспользуемые в комбинации с другими методами утилизации ТБО могут помочь справиться с потоком мусора, особенно в плотно населенных областях. Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные «санитарные» полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые нам свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и электроэнергии. Вопрос 36 Полигоны для твердых бытовых отходов и проблемы связанные с захоронением отходов. В мировой практике наибольшее распространение получили следующие методы обращения с ТБО: 1) строительство полигонов для захоронения и частичной их переработки; 2) компостирование с получением азотного удобрения или биотоплива; 3) сжигание отходов на мусоросжигающих заводах; 4) ферментация (получение биогаза из животноводческих стоков; 5) предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов из отходов; 6) пиролиз ТБО — высокотемпературный (около 1700 °С) нагрев без доступа воздуха. Создание таких объектов — специально оборудованных сооружений (полигонов, шламохранилищ, отвалов горных пород и др.),— допускается на основании разрешений, выданных специально органами исполнительной власти. При этом определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе геологических, гидрогеологических и иных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В целях снижения загрязнения окружающей природной среды вместо неконтролируемых свалок строят полигоны для твердых отходов, которые эксплуатируются во многих городах. Для них обычно выбирают место в глинистом грунте, в котором можно складировать отходы в течение 20—25 лет и более. Основание выбранной площадки делают в виде большого корыта глубиной 1,5 м и более для скапливания в нем фильтрата. Если глинистого грунта нет и основание для полигона приходится делать в водопроницаемом грунте необходимо проводить изоляцию водонепроницаемым материалом. Заполнение полигонов происходит в следующем порядке. В течение определенного времени вывозят отходы на одну площадку полигона и уплотняют бульдозерами послойно до 2-метровой высоты. Далее отходы вывозят на другую площадку, а предыдущую укрывают изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м. Такая изоляция и последующее уплотнение грунта препятствуют загрязнению воздушной среды, а также распространению насекомых и грызунов. В целях снижения площади полигон загружают послойно до высоты 60 м и более. После заполнения полигона поверхность последнего покрывают растительным грунтом. Для размещения полигонов ТБО часто используют овраги и другие неудобные для сельского хозяйства земли. После полной загрузки полигона и покрытия растительным грунтом поверхность его можно использовать для устройства парков, садов, игровых площадок и других целей. Рассмотрим проблемы, связанные с захоронением ТБО в так называемых могильниках. В их число входят: 1) вымывание веществ и загрязнение грунтовых вод; 2) образование метана; 3) просадка грунта. Наиболее серьезной из перечисленных является первая проблема. По мере просачивания воды сквозь любой материал в ней растворяются и с ней выносятся различные химические, вещества. Такая вода, проходя через отходы, образует особенно ядовитый фильтрат: в нем наряду с остатками разлагающейся органики присутствуют железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавых консервных банок, негодных батареек и электроприборов, а также красители, пестициды, моющие средства и другие химикаты. Этот ядовитый раствор поступает в подземные водоносные горизонты, и оттуда вредные вещества могут попасть и в питьевые воды. Сообщается, что по этой причине зоной экологического кризиса стала Флорида (США). Здесь много закрытых свалок расположено в заболоченной местности, а большую (около 90%) часть питьевой воды жители получают за счет грунтовых вод. Очистка подобных свалок (а их насчитывается более 200 на территории указанного штата) обойдется в 10 млн долларов. Это ; изнанка, на первый взгляд, «дешевого» способа ликвидации отходов. Образование метана — это вторая проблема. Так как у захороненного мусора практически нет доступа к кислороду, его разложение идет анаэробно, при этом образуется легковоспламеняющийся метан. Он может распространяться в земле горизонтально, проникать в подвалы зданий, накапливаться там и взрываться при искрении или зажигании. В США известны случаи разрушения более 20 Домов, расположенных на расстоянии до 300 м от свалок, причем взрывы привели к жертвам. Кроме того, метан способен распространяться вверх, отравляя при этом корни и губя растительность, а также вызывая эрозию почвы. В ряде городов указанную проблему решают путем устройства на месте свалок «газовых скважин», перехватывающих образующийся метан, который можно впоследствии использовать как топливо или для других целей. Наконец с течением времени по мере разложения отходы проседают. При этом образуются неглубокие впадины, в них скапливается вода и весь участок впоследствии превращается в болото с ядовитой ВОДОЙ. - Все вышеизложенное требует новых подходов к устройству могильников. Для периодического контроля за качеством грунтовых вод по периметру свалки устраиваются так называемые мониторинговые колодцы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |