Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Особенности рынка труда



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Глава II . Особенности рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные проблемы рынка труда

 

Карта Кукморского района РТ. Масштаб 1см=5км

 

Программа занятости населения Кукморского района на 2009 год разработана в соответствии с законом РТ “О занятости населения”. При разработке Программы использованы методические материалы Минтруда РФ и Госкомтруда РТ по прогнозной оценке рынка труда, статистические и другие материалы.

В Программе дан анализ ситуации на рынке труда, определены основные цели и задачи, направления и конкретные меры обеспечения занятости населения и социальной защиты от безработицы.

Программа предусматривает организационные и экономические меры по обеспечению занятости района на основе распределения высвобождаемых работников и направления незанятого населения, попавшего на рынок труда, в отрасли приоритетного развития, их профессиональной подготовки и повышения квалификации, организации временной занятости и участия на общественных работах незанятого населения.

Численность занятого населения в народном хозяйстве на 01.01.09г. 20200 человек. Основная масса населения занята в системе образования - 2068 человек, в промышленности - 2690 человек, в системе здравоохранения - 805 человек, в сельском хозяйстве - 8800 человек, в других отраслях - 6007 человек.

Численность населения района на 01.12.09 г. составила 53550 человек. По сравнению с 2008 годом численность увеличилась на 0,5%, что в основном связано с естественным приростом (план В.В.Путина по демографическому росту населения), оттоком населения из районного центра и района в целом в г.Казань и другие города РФ. [ 25; с.20]

 В п.г.т. Кукмор находится частное агентство помощи по трудоустройству, где руководители предприятий и организаций могут бесплатно посмотреть резюме, ищущих работу. Условия трудоустройства ужасают:

1. Оформление резюме – 100 рублей.

2. В случае трудоустройства через агентство, человек должен, согласно подписанному договору, отдать 50% от первой заработной платы.

На фоне безработицы и мирового кризиса это впечатляет. Однако многим “счастливчикам” обещают за труд мизерную зарплату, которая никак не дотягивала до прожиточного минимума.

В течение года Государственным Центром занятости населения принято на учет 661 человек, из них безработных 640. В качестве ищущих работу состоят на учете на конец года 374 человека, из них безработных 372 человека. Одной из основных задач Центра занятости населения является помощь в поиске работы. В течение года трудоустроено 1193 человека, из них безработных 315. По направлению центра занятости приняли участие во временных работах: на условиях временной занятости - 62 человека, на общественных работах - 82 человека, несовершеннолетние - 826 человек. Основными трудностями при приеме на работу является отсутствие на большинстве предприятий вакантных должностей и рабочих мест, а при наличии мест работодатели ссылаются на кризис, недостаточную квалификацию, отсутствие навыков и необходимого стажа работы по профессии и недостаток специального образования направленных безработных.

Резко сократилась потребность в кадрах. Представляются вакансии, в основном, по рабочим специальностям.

Высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам (мировой экономический кризис), в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями). Высвобождение происходит, в основном, в легкой промышленности - 50% из общего числа высвобожденных, в строительной отрасли - 10%.

В условиях развития новых форм собственности, последовательного разгосударствления и приватизации экономических структур, создаются предпосылки для формирования рынка труда.

Формирование рынка труда будет происходить за счет:

- работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;

- молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;

- женщины, имеющих малолетних детей;

- лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и ЛТП;

- текучесть кадров;

- временно незанятого населения;

- пенсионеров по возрасту, инвалидов;

- военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.


Проблемы РТ

 

Карта Республики Татарстан

 

Республика Татарстан занимает выгодное геополитическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нефть, водные, лесные, земельные ресурсы). [9; с.3] На территории республики площадью 67,8 тыс. кв. км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,77 млн. человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации). Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика Татарстан устойчиво занимает первое место. Промышленность Республики Татарстан представляют топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая, фармацевтическая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных программ, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации (ликвидация ветхого жилья, газификация, развитие нефтегазохимического комплекса, энергосбережение, адресная социальная защита населения и др.) позволили органам государственной власти республики сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях. Значительные усилия и средства были направлены на поддержку республиканских товаропроизводителей с использованием различных мер: предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация долгов, проведение взвешенной тарифной политики, обеспечение предприятий сырьем и заказами (в том числе и госзаказом) в целях максимальной загрузки мощностей, использование различных форм лизинга, развитие внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации. Была введена система индикативного управления, благодаря которой стало возможным с необходимой точностью оценивать экономическое состояние всех территорий, хозяйствующих субъектов и эффективность менеджмента.

Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора, в республике в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики, а значит стабильность экономики, уровень жизни населения, уровень развития рынка труда в условиях мирового экономического кризиса. Основными из них можно назвать следующие:

1. Крайне низкий уровень оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, недопустимо высокая отраслевая диспропорция оплаты труда и слишком большая разница в оплате труда рядовых работников и высшего руководящего звена в предприятиях и учреждениях.

Особую опасность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и сельского хозяйства.

2. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве влекут за собой значительное сокращение доходной части бюджета республики.

В связи с этим в условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.

Кроме того, одной из главных задач на ближайший период, в рамках предоставленных бюджетных возможностей и перспектив экономического развития, становится принятие решений по оптимизации бюджетной сети, развитию внебюджетных направлений в отраслях социальной сферы и реформированию предприятий в области жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и других отраслей.

3. С введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 года разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Возникает определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня в городах и районах социальной инфраструктуры. В отдельных населенных пунктах социальная инфраструктура избыточна, и муниципальные образования не в состоянии полностью обеспечить их содержание. В связи с оптимизацией сети бюджетных учреждений важнейшей задачей является определение механизмов бюджетного выравнивания муниципальных образований. [9; с.7]

По данным Республиканского государственного унитарного предприятия БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, в республике находится около 650 тыс. объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам без регистрации права собственности или не имеющих инвентаризационной оценки. Таким образом, исходя из средней инвентаризационной стоимости указанных объектов местные бюджеты ежегодно недополучают более 90 млн. рублей налоговых доходов.

В целях пополнения доходной части местных бюджетов необходимо принять исчерпывающие меры к привлечению физических лиц - владельцев объектов недвижимости к государственной регистрации права собственности на данные объекты, для чего изыскать возможность по выделению средств из местных бюджетов для проведения технической инвентаризации и оформления права собственности физических лиц на эти объекты.

4. С 2005 года на рынке труда республики сохраняются тенденции роста регистрируемой безработицы. Численность зарегистрированных безработных в целом по республике составила на начало 2006 года 23,1 тыс. человек, на начало 2007 года - 24,5 тыс. человек, на начало 2008 года - 27,7 тыс. человек. При этом практически не уменьшается число вакансий. Оплата труда на этих рабочих местах, как правило, ниже среднереспубликанской.

5. Фактически отсутствует информация о профессиональной миграции. Нет ответа на вопрос: сможет ли имеющийся потенциал кадров реализовать процессы производства высокотехнологичной продукции и в конечном счете реализовать Программу социально-экономического развития Татарстана на 2005-2010 годы?

6. Недопустимо высока численность занятых на "сером" рынке труда.

7. Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы, что не позволяет необходимыми темпами развивать производство высокотехнологичной продукции.

8. Проблемы государственного управления - это проблемы оптимизации системы государственного управления, включая организационную структуру органов исполнительной власти. Предстоящая работа должна осуществляться в рамках административной реформы, проводимой на федеральном уровне. Исполнительные органы государственной власти должны быть также конкурентоспособны.

9. В области охраны окружающей среды необходимо найти решение такой проблемы, как высокий уровень загрязнения окружающей среды, вызванный, в том числе, экологическими проблемами в районах нефтедобычи, нефтепереработки. Требует постепенного решения проблема обеспечения питьевой водой, особенно населенных пунктов юго-востока республики.

10. В области повышения эффективности мер пожарной безопасности наблюдается негативная тенденция увеличения числа погибших на пожарах людей. Особенную тревогу вызывает обстановка с пожарами в жилом секторе. Значителен материальный ущерб от пожаров. Решение этих проблем требует кардинального изменения всей системы пожарной безопасности, а также выработки эффективных механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов в решении этих проблем. В тесной взаимосвязи с названными проблемами находятся также проблемы в области защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

11. Невысока доходность государственного имущества и земли, в связи с чем, требуются кардинальные изменения в области управления государственной собственностью Республики Татарстан.

12. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что вызвано не только недостатком финансовых средств, но и неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей структурой управления. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийном режиме.

13. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем в промышленности, как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции и др. Например, физический износ основных фондов энергосистемы республики (около 70%) является сдерживающим фактором развития энергетического комплекса, имеющего первостепенное значение для экономического развития республики.

14. Дополнительным сдерживающим фактором развития фармацевтической и легкой промышленности является проблема освоения собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ряда наименований республиканских аналогичных товаров, в том числе готовых лекарственных средств, ввозимых в республику.

15. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития потребительской кооперации. Обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.

16. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в республике связано с решением следующих проблем:

1. Неразвитость механизмов государственного протекционизма стратегически важных для республики инвестиционных проектов;

2. Низкая привлекательность для инвестирования несырьевых секторов экономики, отсутствие стимулов для добывающих отраслей при вложении капитала в другие секторы экономики;

3. Низкая инвестиционная привлекательность предприятий:

4. Отсутствие обязательных международных стандартов отчетности из-за отсутствия бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов;

5. Отсутствие программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий.

Решение вопросов занятости должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения развития экономики, в особенности частного сектора. Своевременное формирование новых рабочих мест позволит не допустить осложнений в области занятости. [9; с.11]

Баланс трудовых ресурсов до 2010 года представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Баланс трудовых ресурсов Республики Татарстан до 2010 года (тыс. человек)

Показатели

отчет оценка

прогноз

 
2007 2008 2009

2010

Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего 3755,0 3751,0 3747,0

3743,0

Численность трудовых ресурсов 2393,0 2389,0 2378,0

2363,0

Занятые в экономике 1765,0 1763,0 1759,0

1753,0

из них:      

 

численность работников предприятий и организаций 1269,0 1266,0 1261,0

1258,0

Незанятые в экономике 628,0 626,0 619,0

610,0

в том числе:      

 

учащиеся с отрывом от производства 261,0 264,0 262,0

260,0

лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой 232,0 230,0 227,0

225,0

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ 135,0 132,0 130,0

125,0

           

 




2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Глава II . Особенности рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Особенности рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)