Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 36. Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте.



2019-07-03 454 Обсуждений (0)
Вопрос 36. Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс формирования и развития «Я-концепции» в сравнении с другими психологическими образованиями (эмоциями, процессами познания, мотивами) изучен довольно мало. Особенно это касается самых ранних стадий становления образа «Я»: младенчества, раннего и дошкольного детства. Объясняется это методическими трудностями и отсутствием в распоряжении исследователей объективных показателей. Поэтому долгие годы многие психологи были убеждены в отсутствии Я-концепции у младенцев.

Начало становления «Я-концепции» связано с осознанием ребенком своей отдельности от других людей. Только осознав свою отдельность, ребенок сможет устанавливать отношения с окружающими. Такой подход к пониманию становления самосознания позволяет говорить о начале этого процесса с первых дней жизни ребенка.

«Я-концепция» у ребенка дошкольного возраста наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его «Я-концепции».

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно.

Взрослые во многом ограничивают детскую активность, обеспечивая со своей точки зрения безопасность ребенка, а также руководствуясь соображениями порядка и целесообразности. Если ребенок сопротивляется требованиям взрослых, то возникают конфликты, которые, как считает Э. Эриксон, могут привести к появлению у малыша чувства неуверенности как в собственных силах, так и в своей автономии. Дилемма автономии и неуверенности является ключевой проблемой этого периода детства. То, как разрешается данный кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.

Р. Берне обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.

С точки зрения Э. Эриксона, вторая стадия развития «Я-концепции» длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением.

Начиная с 4 лету ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы.

Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. В свою очередь Р. Берне советует родителям, стремящимся сформировать у ребенка положительную самооценку, выражать свое отношение к активности ребенка таким образом, чтобы у него не возникало уничижительное по отношению к самому себе наказующее самосознание.

«Я-концепция» как психологическое новообразование становится очевидной в случае:

1) когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;

2) когда у ребенка возникает способность к рефлексии, и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.

В этот период продолжается изменение телесного «Я» дошкольника. Изучение самоописаний пятилетних детей позволяет сделать вывод о доминировании физических качеств ребенка: тела, роста, цвета волос, эмоциональных состояний, любимых занятий.

Например, дети отмечают свою компетентность в выполнении определенных действий. При этом образ собственного тела играет ведущую роль. Дети дошкольного возраста редко фиксируют внимание на своих внутренних особенностях, таких как смелость, способность к чтению.

Кроме того, самоописаниям детей дошкольного возраста свойственна эгоцентричность. Ребенок рассматривает мир с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и желаний. Его точка зрения абсолютна, он убежден, что другие думают и воспринимают окружающий мир точно так же, как он, и поэтому не способен представить существование точек зрения, отличных от его собственной. Сразу же оговоримся, эта эгоцентричность обусловлена субъективной природой мышления в этом возрасте.

Иными словами, ребенок пока считает лишь свои ощущения единственно верными, лишь свою позицию правильной. По мнению некоторых исследователей, дети в возрасте от трех с половиной до четырех лет уже способны различать свое физическое и внутреннее, скрытое от окружающих, «Я».

Итак, в структуре «Я-концепции» дошкольника важнейшее место принадлежит его представлениям о своем физическом облике, а также действиям, которые он способен выполнять. Кроме того, можно говорить о наличии первичных представлений о своих качествах. Правда, ограничения в языке не позволяют ребенку рассказать о них. До семи лет очень трудно определить самооценку ребенка.

Для «кристаллизации» «Я-концепции» важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком.

Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто, выполняя какие-либо действия, описывают его.

Большое значение в развитии «Я-концепции» имеет собственное имя. Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. На вопрос «Кто ты?» ребенок сообщает свое имя (до того, как он запомнит и фамилию). Он часто негодует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно он идентифицируется с эстетикой и другими содержательными составляющими своего имени. Порой детям нравятся красиво звучащие или редкие имена, но иногда резкое несоответствие своего имени другим (знакомым и привычным) заставляет ребенка отказаться от собственного и представляться другим именем.

Возможно, отстаивание своего имени или, наоборот, поиск более подходящего говорит о уже существующей структуре «Я»-образа или об активной динамике его структурирования. Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Реакция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития «Я-концепции». Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования «Я-концепции» совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.

Важнейший источник развития «Я-концепции» дошкольника - это его полоролевое «Я». Первые представления ребенка о себе как о мальчике или девочке формируются в раннем детстве. Дошкольное детство, пожалуй, важнейший этап в укреплении этих представлений. В три-четыре года дети без труда различают пол окружающих людей по внешним признакам, но при этом допускают обратимость пола. То есть замечание взрослого: «Не плачь, а то превратишься в девочку» - содержит для ребенка реальную угрозу.

К 6-7 годам ребенок формирует окончательную половую идентичность и осознает необратимость половой принадлежности. Осознание этой необратимости совпадает с резким усилением в этом возрасте различия половых установок и поведения.

Еще одним важным источником развития «Я-концепции» дошкольника является любознательность. Именно любознательность становится движущей силой познавательной деятельности дошкольника. Поведение приобретает выраженный исследовательский характер. Любознательность и инициатива, по мнению Э. Эриксона, «добавляют к автономии предприимчивость, планирование и стремление решить задачу ради того, чтобы быть активным и находиться в движении».

Опасность в развитии «Я-концепции» на этой стадии заключается в возможности возникновения у ребенка чувства вины «за предполагаемые цели и инициируемые поступки», что может подавить инициативу. Сильное чувство вины приводит к чрезмерному контролю ребенка над собой, когда образ «Я» сжимается «до точки самоуничтожения». Дети при этом намеренно развивают в себе сверхпослушание. Поэтому для поддержания у ребенка высокой и положительной самооценки важно не допускать самоуничижительных оценок.

Таким образом, в период дошкольного детства «Я-концепция» ребенка формируется через его взаимодействие с окружающими, например, с родственниками, со сверстниками, ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его «Я-концепция» все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа - «Я» ребенка является продуктом процесса социализации.



2019-07-03 454 Обсуждений (0)
Вопрос 36. Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 36. Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)