Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неэкспериментальные психологические методы.



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Неэкспериментальные психологические методы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наблюдение.

Наблюдением  называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое.

Несистематическое – не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое – предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное».

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.

3. Непосредственное и опосредованное.

При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

4. Включенное и внешнее.

Включенное наблюдение –наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

1 вид включенного наблюдения: Наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2 вид – наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла).

Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации – объект – время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.

 

Беседа.

 

Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Как дополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первом этапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкция и на последнем этапе – в форме экспериментального интервью. Различают клиническую беседу и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

Клиническая беседа – способ исследования целостной личности, исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании сознания и подсознания испытуемого. Чаще проводится в специально оборудованном помещении, не обязательно с пациентом клиники, так же может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

В ходе клинической беседы исследователем выдвигаются и проверяются гипотезы об особенностях и причинах поведения личности, он может давать испытуемому задания, тесты, для проверки этих гипотез. Данные полученные в ходе беседы фиксируют, либо сам экспериментатор, либо – ассистент или исследователь, записывающий информацию после беседы по памяти. Недостаток – часть информации теряется или искажается.

Целенаправленный опрос – интервью, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения – социология. Задачи интервьюера – не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.

 

Архивный метод».

 

Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.

К разновидностям «архивного метода» относят:

- биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей;

- техника континент-анализа.

Континент-анализ используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, его можно рекомендовать для анализа исторических документов, материалов беседы. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные.

Достоинство континет-анализа: Нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность.

Анализ продуктов деятельности – метод представляющий важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (маникально-депрессивном психозе, шизофрении и.т.д.) резко меняется характер продуктивности, проявляется в особенностях тестов, рисунков, поделок больных; метод, широко распространенный в исторической психологии, в антропопсихологии.

«Промежуточным» между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности является проективный метод.Где акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Проективный метод предполагает наличие некоторого внешнего инструментария (рисунков, вопросника, материалов), общение испытуемого с исследователем и интерпретацию его ответов, которая минимально стандартизирована.

Заключение.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

 


Библиография.

 

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997. – 254 с.



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Неэкспериментальные психологические методы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неэкспериментальные психологические методы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)