Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека – отмечал он – ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния – это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека – это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность – понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа – вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина – это нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что хорошо.

Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе, Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, – отмечал Шпрангер, – возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Он переносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.

В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество – свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.

Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра – точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.

Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живой душе осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности – произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.


БИБЛИОГРАФИЯ

Мультимедиа

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»

3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»

Литература

6. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

7. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

8. М.А. Холодная. Сществует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии, № 5, 1990. – с. 121-128

9. П. Шульц Философская антропология. Введение для изучающих психологию. – Новосибирск: НГУ, 1996

10. Ю.Б. Борев. Эстетика. – М., 1988.

11. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.

 


КОММЕНТАРИИ

Стр. 3 – Леонтьев Алексей Николаевич (1903-79), российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики. Ленинская премия (1963).

Стр. 6 – известный немецкий нейрофизиолог.

Стр. 7 – интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.

Стр. 10 – Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961) развил учение о коллективном бессознательном (архетипах), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций».

Стр. 17 – пристрастность разума человека стала преградой на пути создания искусственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспособны чувствовать и переживать.

Стр. 18 – Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833–1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)