СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
К о н т р о л ь н а я р а б о т а на тему: «Особенности обязательного медицинского страхования в РФ»
ВЫПОЛНИЛ: студентка 3 курса ЭГИ Группа 634 Шифр 6710310103 Степанович А. С. ПРОВЕРИЛ: к.э.н., доцент кафедры Федорова Е.В.
Санкт-Петербург 2008 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Система обязательного медицинского страхования 2. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 3. Основные участники системы ОМС и их функции Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и составной частью системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России. В результате реформы системы социального страхования были определены следующие основные цели: – формирование различных видов социального страхования и его разветвленной инфраструктуры; – построение страховых систем с учетом профессиональных и региональных особенностей; – обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования; –осуществление социального страхования структурами, не находящимися в непосредственном ведении государства; – развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах. Все вышеперечисленное можно отнести и к системе медицинского страхования. Конечно, сразу добиться осуществления данных целей очень трудно. Однако, несмотря на все проблемы, связанные с внедрением в России обязательного медицинского страхования, организационно эта система уже внедрена. Целью работы является рассмотрение особенностей обязательного медицинского страхования. Для этого рассмотрим системы обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их задачи и функции. И основных участников системы обязательного медицинского страхования и их функции. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
За период существования системы здравоохранения в Советском Союзе она в разное время достигала как значительных успехов, так и в последние годы демонстрировала существенные недостатки в сравнении с системами здравоохранения стран индустриального мира. Если в первой половине XX века советская система организации здравоохранения превосходила системы частного и социального страхования, существовавшие в странах капиталистического лагеря, то с конца 60-х годов начало намечаться отставание по показателям, характеризующим качественные составляющие деятельности этой системы указанных стран. Недостаточным становилось и финансирование сферы здравоохранения. Так, в 1990 году расходы государства и населения на здравоохранение в ВВП России составляли 3,0%. В странах с развитой рыночной экономикой эта цифра в среднем равнялась 9,2%. Причем расходы из государственного бюджета составляли соответственно 2,0% и 5,6% [8, с.374]. Причины, по которым необходимость изменений в здравоохранении, стали насущными, С. Шишкин определяет так [8, с.375]: – неудовлетворенность показателями состояния здоровья населения (уровень смертности, в том числе детской, уровень заболеваемости) в сравнении с государствами Западной Европы и Северной Америки; увеличивающийся разрыв в динамике этих показателей; – недофинансирование здравоохранения, низкая доля затрат на охрану здоровья в ВВП; – медленное обновление медицинского оборудования, нехватка современного оборудования в медицинских учреждениях; – недостаток инноваций в методах лечения и медикаментах; – избыток врачей и больничных мест при низкой эффективности их использования; – низкая заработная плата врачей - ниже, чем в среднем по народному хозяйству; – отсутствие у медицинских работников экономических стимулов к эффективной работе; – низкое качество медицинских услуг, предоставляемых населению; –минимальные возможности у пациентов влиять на качество предоставляемых услуг, используя легальные механизмы воздействия на медицинские организации и их персонал; – развитие теневой оплаты услуг врачей, медсестер, теневого рынка лекарственных средств. Реформирование системы здравоохранения было порождено, в том числе, пониманием невозможности изменить качество медицинского обслуживания в лучшую сторону, исходя только из возможностей государственного бюджета. Изменение структуры системы здравоохранения стали выражением стратегии на увеличение ресурсной составляющей общественного здравоохранения через расширение источников поступления средств и изменения порядка их движений в структуре взаимодействия субъектов здравоохранения. По мнению Ю.М. Комарова, существует четыре основные формы организации здравоохранения [6, с.16]: 1) преимущественно частная; 2) страховая; 3) государственная; 4) национальная. В чистом виде частная форма организации здравоохранения практически отсутствует. Ее замещение происходило в процессе эволюционирования систем социальной защиты, по причине того, что не все население имеет возможность из собственных средств оплачивать медицинские услуги. Эта форма существует в сочетании с другими формами систем здравоохранения. Для того чтобы ее стимулировать в некоторых странах существует субсидирование частного здравоохранения в виде налоговых льгот, либо (Австрия, Португалия, Ирландия) полное освобождение от некоторых видов налогов. Но, например, в Германии, Голландии наоборот ограничена практика освобождения от налоговых платежей для частных страховщиков, поскольку от налогов освобождено все социальное обеспечение. Считается, что состоятельные граждане сами в состоянии оплатить свое лечение. В Швейцарии частное медицинское страхование носит обязательный характер. В большинстве стран частное медицинское страхование сочетается с обязательным. Например, в Канаде лечение в медицинских учреждениях осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, лекарства оплачиваются через систему частного страхование, из средств последнего оплачиваются услуги стоматологической помощи. Государственная модель системы здравоохранения была предложена Н.А. Семашко, и в дальнейшем получила развитие на территории Советского Союза и стран советского лагеря. Государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь. В основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских организаций. Честь разработки положений национальной модели принадлежит англичанину У. Бевериджу. В этой стране широко развита сеть государственных и общественных медицинских учреждений. Обязательное медицинское страхование носит всеобщий характер [6, с.18-20]. С принятием Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» 28 июня 1991 г. [1] можно говорить о новом этапе в развитии обязательного медицинского страхования в нашей стране. В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование является составной частью государственной системы социального страхования. Медицинское страхование представляет собой систему механизмов общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы: – Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся ОМС, распространяются на всех взрослых граждан с момента заключения с ними трудового соглашения, а также детей. Гарантия бесплатной медицинской помощи обеспечивается государственными институтами. Средства ОМС находятся в собственности правительства РФ. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС, которые являются некоммерческими учреждениями и осуществляют финансово-кредитные операции по управлению средствами обязательного медицинского страхования. – Все граждане, участвующие в системе ОМС, имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи перечисляются всеми гражданами, участвующими в ОМС, но перечисление финансовых ресурсов осуществляется только в случае обращения за медицинской помощью. Перечень и объем предоставляемых услуг не зависят от количественного порядка взносов на обязательного медицинского страхования. Граждане с различным уровнем дохода и, соответственно, с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»). – Между различными участниками системы обязательного медицинского страхования выстраиваются договорные отношения при активном участии и контроле государства в лице уполномоченных им органов. Важнейший принцип ОМС - активная роль государства, которое определяет правила игры, контролирует их соблюдение, а также принимает финансовое участие в деятельности всей системы ОМС. Участниками обязательного медицинского страхования являются: – страхователи (для неработающего населения - государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающих граждан - предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно- правового статуса); – застрахованные - все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России; – Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования); – страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию; – медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования. Средствами, включенными в систему обязательного медицинского страхования, управляют Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на [1]: – обязательное и добровольное медицинское страхование; – выбор медицинской страховой организации; – выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; – получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; – получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера выплаченного страхового взноса; – предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; – возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые Законом о медицинском страховании распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Защиту интересов граждан осуществляют Правительства РФ и республик в составе РФ, органы государственного управления автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации [1]. А с момента введения единого социального налога (январь 2001 г.), контроль за полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляется налоговыми органами. «Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения»[1, статья 12]. Обязательное медицинское страхование имеет своей целью обеспечение граждан РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующими программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Однако следует отметить, что бюджетное финансирование не заменяется страховыми механизмами, а лишь дополняется. Например, целевые программы по-прежнему финансируются из федерального бюджета. Таким образом, система финансирования здравоохранения изначально предусматривала взаимное дополнение формируемых схем финансирования учреждений здравоохранения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |