Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особые черты наших бизнесменов



2019-07-03 209 Обсуждений (0)
Особые черты наших бизнесменов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теперь настало время поговорить и некоторых национальных чертах управления, что, безусловно, имеет прямое отношение к рассматриваемой теме, ибо управление - одна из основных функций нашего бизнес-слоя.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее яркой и отличительной чертой появившихся в последнее время управленцев является творчество или креативность. Проявляется это в том, что в экстремальных ситуациях многие русские управленцы мыслят гораздо позитивнее западных, которые стремятся избегать каких-либо радикальных преобразований. Другими словами, несмотря на весь негатив, существующий в социальном и экономическом пространстве, наши управленцы легко находят конструктивные решения. Ряд специалистов, правда, считает, что мощный заряд креативности российским руководителям дает та исключительно жесткая среда, в которой они работают. Соответственно, как только она нормализуется, творческая жилка должна ослабнуть. Вполне возможно, так оно и будет, но, во-первых, это случится по крайней мере нескоро, а во вторых, правильнее в такой ситуации стать не фаталистами, а профессионалами. Существует, кроме того, весьма аргументированная точка зрения, согласно которой наш управленец, чувствующий себя в нестандартных ситуациях "как рыба в воде", совершенно скисает, погрузившись в повседневную текучку. Решение такой проблемы давно существует на западе, где принятие решений day-to-day делегируется членам команды (к этому мы еще вернемся), что освобождает руководителя для стратегических решений.

Говоря же о стратегических способностях наших управленцев, следует отметить, что наши руководители вообще слабо ориентированы на будущее, то есть не создают стратегических установок на пять-десять лет. Запад же в этом смысле более конкурентоспособен, потому что там людей специально учат мыслить стратегически. Но, с другой стороны, принимая неопределенность как норму жизни, отечественные управленцы мобилизуют в своей деятельности годами накопленную привычку иметь несколько стандартов поведения. Для русских вообще в порядке вещей одновременное действие неких правил и правил, как нарушать эти правила. Это увеличивает способность к выживанию в самых неблагоприятных условиях. Собственно, умение жить не по инструкциям, действовать по ситуации и есть новаторство, или опять та же креативность. Американцам, например, гораздо сложнее приспособиться к подобным условиям существования, они теряются, пытаясь определить, по какому сценарию разворачивается ситуация, им, может быть, нужен специальный тренинг - как выживать в ситуации полной неопределенности. Наш же человек умеет это делать благодаря национальному опыту - он просто имеет штук десять сценариев развития действия в голове. Учитывая, что весь мир в силу социальных, экономических, организационных и других причин неизбежно идет к снижению определенности, эта наша черта вполне возможно может стать серьезным конкурентным преимуществом.

Две других немаловажных черты - это стремление к гармонии в коллективе, с одной стороны, и жесткая авторитарность управления, с другой. Очевидно, это две взаимоисключающих черты, неизвестным образом сочетающихся у русских руководителей. Многие специалисты доказывают, что стремление к гармонии вообще является стрежневой сущностью российской модели управления, с другой стороны большинство исследований подтверждают наличие в той или иной степени авторитарности управления в большинстве компаний. Многие руководители делают ставку на лояльность родственников и знакомых, но при этом не устают демонстрировать в компаниях насилие и нежелание играть по каким-либо правилам. Поэтому топ-менеджмент избегает делегировать полномочия и ответственность второму эшелону в своих компаниях, предпочитая все сделать самим, все лично держать под контролем. Причин, как всегда, множество - недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но наиболее распространенная - неумение эффективно замотивировать своих работников. В то же время неформальные отношения, процветающие во многих компаниях, зачастую способны до предела замотивировать сотрудников (САМ главный может придти на станок рабочего и сказать: "Мужик, выручай, надо, щас все только от тебя зависит!" - после чего крепко пожмет руку, сунет бутылку - так рабочий на все 200% выложится!).

Другая сторона авторитарности - стремление к контролю за всем циклом своего бизнеса: подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (карманный банк), поставок (вплоть до всех возможных комплектующих и всего сырья). Чем полнее вертикальная интеграция, завершеннее набор сопряженных производств, тем уверенней чувствует себя новый бизнесмен, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденция активно распространяется на власть - крупнейшие корпорации начали активно проводить "своих ребят" на губернаторские и мэрские места.

Возвращаясь к внутреннему состоянию российских компаний, нельзя не упомянуть еще несколько существенных аспектов. Во-первых, существующая система принятия решений далека от совершенства. В русском бизнесе давно прошла эпоха наивности и вера в многочисленные собрания акционеров, советы директоров, напряженную работу правления и т.п., как это происходит на западе. Безусловно в толковых фирмах все эти структуры работают, но важнейшие решения принимаются не в них. Такие решения принимаются вечером, ночью, в закрытой среде, без посторонних. Такие хозяйские тусовки в разных компаниях называют по-своему: "свои ребята", "отцы-основатели", "ближний круг", "наш диван" или даже "пацаны".

Наконец, еще один модный в последнее время прием в российском бизнесе - разводка, все также истекающий из авторитарности наших руководителей. Разводка - это интриганство, сталкивание лбами, клевета, донос, шантаж. Это что-то типа "разделяй и властвуй" в русском прочтении (вспомнилась одна знаменательная фраза из Ю.Латыниной - "Император только тогда может чувствовать себя в безопасности, когда его слуги постоянно враждуют между собой, ибо, стоит им договориться, и они скинут его с престола"). Обычно разводят:

· своих коллег и партнеров по бизнесу, усиливающих позиции внутри компании;

· сотрудников компании, дабы не возникали влиятельные неформальные коалиции;

· усиливающихся конкурентов, сталкивая их между собой и с властями;

· власти, стравливая ведомства, министерства, политические группировки.

Роль разводки становится настолько велика, что в руководстве многих компаний топ-менеджеров, отвечающих за PR, GR (government relations), IR (investors relations), безопасность, становится больше, чем занимающихся маркетингом, финансами, производством и т.п.

 



2019-07-03 209 Обсуждений (0)
Особые черты наших бизнесменов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особые черты наших бизнесменов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)