Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Экономический раздел



2019-07-03 283 Обсуждений (0)
Глава 5. Экономический раздел 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины гибели людей в мирное время. По сравнению с развитыми странами демографическая ситуация в России отличается высокими потерями населения, пониженной ожидаемой продолжительностью жизни, высокой смертностью мужчин в молодых возрастах.

Внешние причины (несчастные случаи, отравления, травмы) приводят к преждевременной гибели людей в молодых и зрелых возрастах. При устранении различии в возрастной структуре на каждые 100 тыс. смертей мужчин в возрасте до 50 лет в России приходится на 18 тыс. больше, чем во Франции и на 19 тыс. больше, чем в Германии: на каждые 100 тыс. смертей женщин соответственно - на 5,6 и 5,8 тыс. Это превышение связано с внешними причинами смерти. Низкий средний возраст смерти от причин этого класса означает, что реальные резервы роста ожидаемой продолжительности жизни за счет снижения смертности от них намного больше, чем за счет снижения смертности от рака. За 1980-2010 гг. от внешних причин в России умерли 8 млн чел., в том числе за 1990-2010 гг. - 6,1 млн чел.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2010 г. в Западной Европе доля смертей от внешних причин составила от 3,6% в Великобритании до 7,6% во Франции, а в России - почти 11%.

Ежегодно в России от всех причин умирает более 2 млн чел., из этого числа от всех внешних причин - 10-12%. При этом заметная доля погибших приходится на различные транспортные катастрофы. Велики потери в связи с пожарами; люди гибнут в авиакатастрофах, становятся жертвами террористических актов.

Безопасность и автомобильный транспорт. Существенную опасность для здоровья и жизни граждан представляет автомобильный транспорт. Велик его вклад в загрязнение окружающей среды веществами, вредными для здоровья населения. Но главная угроза связана с чрезвычайно высоким уровнем смертности и травматизма.

В относительных показателях число погибших на дорогах в России в 1,7 раза выше, чем в Западной Европе. За 2010 г. в России произошло 199431 ДТП. В них погибли 26567 чел., а 250635 чел. получили ранения различной тяжести (табл. 1). При этом 20262 ДТП произошли с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21149 получили ранения.

Таблица 4. Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России, чел.

Год Количество ДТП Погибло Ранено
2000 157495 29594 179401
2001 164401 30916 187790
2002 184360 33243 215678
2003 204267 35602 243919
2004 208558 34506 251386
2005 223342 33957 274864
2006 229140 32724 285362
2007 233809 33308 292206
2008 218322 29936 270883
2009 203603 26084 257034
2010 199431 26567 250635
Всего 2227019 346437 2709158

Средний показатель смертности на дорогах России - 103 умерших на 1000 чел., пострадавших в результате ДТП. Официальная статистика подтверждает, что количество ДТП на российских дорогах продолжает расти, причем в 82% из них виноваты водители. По данным ГИБДД, в среднем в России ежегодно происходит 200 тыс. ДТП, в которых погибает 27 тыс. чел. и получают ранения 250 тыс. чел.

До 2009 г. статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Те, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учета погибших в ДТП изменен - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. За год в среднем зарегистрировано 246287 раненых. В их число входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.

По данным ГИБДД за 2010 г. причинами ДТП в 85% случаях являются нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Из них 25% ДТП обусловлены несоблюдением скоростного режима водителями на дорогах; 15% - нарушением правил проезда перекрестка; 10% - выездом на встречную полосу движения; 6% - нарушением ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения; 16% - нарушением ПДД пешеходами; 21% - неудовлетворительным состоянием улиц и дорог. 0,6% - эксплуатацией технически неисправных транспортных средств.

В мире по числу жертв ДТП считаются одной из наиболее опасных внешних причин смерти. Кроме того, это очень важная причина инвалидности населения: на один случай смерти от ДТП приходится во много раз больше выживших, но получивших травмы. Еще в 1974 г. Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла резолюцию WHA 27/59, в которой объявила ДТП одной из важнейших проблем здравоохранения. По данным ГИБДД, за 27 лет - с 1985 по 2011 г. - было зарегистрировано около 5 млн. ДТП, в которых погибли свыше 800 тыс. чел. и ранены 5,7 млн. чел.

Пожары. Статистика МЧС свидетельствует, что для периода 2003-2011 гг. характерно неуклонное снижение числа пожаров и погибших в них людей. Количество пожаров в целом по стране снизилось с 239,3 до 168,5 тыс., число людей, погибших на пожарах, уменьшилось с 19,3 до 12 тыс. чел (табл. 5).

Таблица 5. Техногенные пожары в России в 2003-2011 гг.

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Количество пожаров 239286 231486 226952 218570 211163 200386 187490 179098 168528
Погибли, человек 19275 18377 18194 17065 15924 15165 13933 12938 12028
Получили травмы, человек 14058 13683 13183 13379 13646 12800 13207 13067 12457

Террористические акты. Терроризм не является чем-то принципиально новым для человечества. История Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации, к сожалению, насыщена различными террористическими актами или попытками совершить такие акты. Основной их чертой во второй половине XX и в XXI вв. стала их направленность против широких масс мирного населения, а не против конкретных лиц, как это было в России в XIX в. и в начале XX в.

Социально-экономические изменения в России в начале 1990-х годов способствовали расширению числа террористических актов и усилению их жестокости. Особенно в этом отношении обострилась ситуация после начала первой Чеченской войны: это взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, в городском транспорте, захват общественных зданий и взятие заложников. Теракты произошли в Дагестане, Волгодонске. Москве. Чеченской Республике. Ингушетии. Для терроризма характерно хорошее финансовое и организационно-техническое обеспечение. В периоде 2000 по 2011 г. на территории РФ произошло около 90 серьезных террористических актов, в результате погибли 2005 чел., 5044 были ранены. После 2005 г. число погибших в результате терактов снижается.

Авиакатастрофы. В период с 2000 по 2010 г. и 9 мес. 2011 г. на территории России произошло 39 аварий с самолетами и вертолетами, которые унесли жизнь 1256 чел. Самая крупная авария с наибольшим числом жертв произошла в 2001 г., когда при заходе на посадку в Иркутском аэропорту потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа», при этом погибли 145 чел. Наибольший резонанс получила катастрофа, которая произошла 10 апреля 2010 г. вблизи военного аэродрома «Смоленск-Северный» при заходе на посадку самолета Ту-154М. В результате погибли 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Среди погибших - Президент Польши Лех Качиньский. Его жена, известные польские политики, почти все высшее военное командование, общественные, религиозные деятели.

Наибольшее число аварий - 19 - зафиксировано за 9 мес. в 2011 г. По данным, число погибших в авиационных катастрофах в 2011 г. (152 чел.) увеличилось в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (38 чел.).

Чрезвычайные ситуации. Среди причин гибели людей и массового травматизма особое место занимают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые фиксируются и ликвидируются Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). МЧС приводит в своих отчетах следующий перечень подобных ситуаций. Техногенные ЧС: аварии грузовых и пассажирских судов: аварии на магистральных трубопроводах и внутри промысловых нефтепроводах и газопроводах: обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) химических отравляющих веществ: внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород: обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения: взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектах: взрывы в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения. Кроме того, возникают природные чрезвычайные ситуации: наводнения, землетрясения, извержения вулканов, отрыв прибрежных льдов. Особое место занимают эпидемии инспекционных заболеваний людей, относящиеся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. Наиболее опасными считаются эпидемии чумы, холеры, оспы, сибирской язвы, желтой лихорадки СПИДа а также других болезней, охватывающих значительную часть населения. Кроме того, регистрируется инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. В 2011 г., например, МЧС было зарегистрировано 297 чрезвычайных ситуаций, в которых погибли 791 чел. и пострадали 23716 чел. (табл. 7).

Таблица 7. Чрезвычайные ситуации в России в 2002-2011 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всего ЧС 1139 838 1134 2720 2847 2693 2154 424 360 297

в том числе:

техногенные 814 518 863 2464 2541 2248 1966 270 178 185
природные 279 286 231 198 261 402 152 133 118 65
биолого-социальные 34 15 28 48 44 43 36 21 43 42

Приведем некоторые примеры чрезвычайных ситуаций.

Техногенные аварии. Эти аварии становятся причиной массовой гибели людей. В 2011 г., например, они привели к гибели 751 чел., еще 1134 чел. получили травмы. В августе 2009 г. на крупнейшей гидроэлектростанции России - Саяно-Шушенской ГЭС из- за целого ряда причин технического характера и человеческого фактора произошла индустриальная техногенная катастрофа, в результате которой погибли 75 чел., пострадали 13 чел., оборудованию и помещениям станции был нанесен серьезный ущерб.

Аварии на шахтах. В период с 2000 по 2011 г. на шахтах России произошло 11 крупных аварий, в результате которых погибли 380 шахтеров и горноспасателей. Самые крупные потери были в 2004 г.: на шахте «Тайжина» в г. Осинники (Кемеровская область) в результате взрыва метана погибли 47 горняков: в 2007 г. 149 горняков погибли на шахте «Ульяновская» и на шахте «Юбилейная» из-за взрыва метана: 8 мая 2010 г. - взрыв метана на крупнейшей в России угольной шахте «Распадская» (Кемеровская область) унес жизни 90 шахтеров и горноспасателей.

В табл. 8 приведены сведения об авариях с наибольшим количеством жертв - от 5 чел. и выше. Полный список аварий на шахтах в 2000-2010 гг. намного длиннее. Суммарное число жертв аварий в периоде 1990 по 2010 г. составляет 538 чат. Обращает на себя внимание регулярность аварий - начиная с середины 1999 г. они происходят ежегодно (исключением стал 2008 г.). Наибольшее число жертв приходится также на этот период.

Таблица 8. Количество жертв наиболее крупных аварий на шахтах в 2000-2010 гг.

Регион Название шахты Дата Количество жертв
Кемеровская обл. Комсомолец 21.03.2000 г. 12
Республика Коми Воркутинская 13.01.2002 г. 5
Кемеровская обл. Зиминка 16.06. 2003 г. 12
Кемеровская обл. Сибирская 10.01.2004 г. 6
Кемеровская обл. Тайжина 10.04.2004 г. 47
Кемеровская обл. Листвяжная 28.10.2004 г. 13
Кемеровская обл. Есаульская 09.02.2005 г. 25
Читинская обл. Центральная 07.09.2006 г. 25
Кемеровская обл. Ульяновская 19.03.2007 г. 110
Кемеровская обл. Юбилейная 24.05.2007 г. 39
Кемеровская обл. имени Ленина 30.05.2009 г. 5
Свердловская обл. Есгюнипская 23.12.2009 г. 9
Кемеровская обл. Распадская 08.05.2010 г. 91
Итого: - - 399

Катастрофы на железнодорожном транспорте. С 2000 по 2011 г. на железных дорогах России произошло 10 крупных аварий, из которых половина были результатом террористических актов. В общей сложности погибли около 100 чел. Наиболее тяжелые последствия вызвал теракт пассажирского поезда «Кисловодск - Минеральные Воды» 5 декабря 2003 г. Погибли 47 чел., травмы различной степени тяжести получили более 180 чел.

В результате, организованных террористами двух аварий поезда «Невский экспресс» 13 августа 2007 г. из находившихся в поезде (231 пассажир и 20 чел. поездной бригады) пострадали 60, более 30 госпитализированы (трое в тяжелом состоянии); 27 ноября 2009 г. подрыв поезда привел к гибели 27 и ранениям не менее 132 чел.

В структуре «железнодорожного» травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь преобладают тот или иной тип повреждения.

Аварии на водном транспорте. В России регулярно происходят аварии на водном транспорте. В 2011 г. из-за аварий грузовых и пассажирских судов погибли 148 чел., пострадали 157 чел. Среди этих аварий выделяется гибель прогулочного теплохода «Булгария» 10 июля 2011 г. в Куйбышевском водохранилище на Волге. Погибли 122 чел., из них 28 - детей.

Взрывы на военных складах. В различных районах России на военных складах и полигонах при перегрузке боеприпасов или их уничтожении происходят непредусмотренные взрывы или пожары. При этом страдают военнослужащие и жители ближайших населенных пунктов.

Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные происшествия неизбежно ведут к существенным материальным потерям в России и в мире. Опасные природные явления и стихийные бедствия регулярно наносят огромный экономический ущерб. По оценкам ВОЗ, в 2008 г. стоимость разрушений в результате стихийных бедствий составила 181 млрд. долл., что более чем вдвое больше соответствующей ежегодной средней величины (81 млрд. долл.) за 2000-2007 гг. В глобальном масштабе отмечается увеличение социально-экономических потерь от чрезвычайных ситуаций. Так, за 2010 г. экономические убытки от стихийных бедствий и антропогенных катастроф составили 222 млрд. долл., что более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель за 2009 г. (63 млрд. долл.). Число человеческих жертв также достигло рекордного для периода после 1976 г. уровня: в катастрофах и бедствиях в 2010 г. погибли 260 тыс. чел. (в 2009 г. - 15 тыс.). По оценкам специалистов, к 2100 г. ущерб от связанных с погодными условиями катастроф может утроиться, достигнув 185 млрд. долл. ежегодно.

В России в последние годы суммарный годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций различного характера достигает 1,5-2% ВВП - от 675 до 900 млрд. руб. Крупный материальный ущерб наносят пожары. За период с 2003 по 2011 г. он возрос в 4 раза - с 4 до 17 млрд. руб. и составил по годам периода, млн. руб.

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
4167,9 5839,2 6774,4 7900 8551,2 12045 10929,7 14245,1 17280,1

Аварии на шахтах не только приводят к гибели людей и оставляют сиротами много сотен детей, но и являются причиной огромных финансовых потерь. Так, ущерб от взрывов на шахте «Распадская» составляет примерно 6 млрд. руб., а на восстановление шахты требуется около года.

Оценка стоимости жизней, потерянных из-за чрезвычайных происшествии. Экономические потери в результате чрезвычайных происшествий - это не только затраты на восстановление объектов инфраструктуры, жилья и транспортных средств. Преждевременная смертность и утрата трудоспособности людьми молодого и зрелого возраста означает их выбытие из производственного процесса и приводит к существенным потерям ВВП. Так, в 2010 г. численность пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф составила 273 тыс. чел., а размер выплаченных им пенсий - примерно 22,5 млрд. руб. Смертность в результате чрезвычайных происшествий связана с необходимостью возмещения ущерба семьям погибших, т.е. возникает вопрос о стоимости человеческой жизни. При этом компенсационные выплаты. Осуществляемые государством или частными корпорациями, отражают оценку стоимости человеческой жизни в России. Низкие выплаты в этом случае показывают невысокую ценность человека для экономики. Между тем в современной экономике человеческий капитал является важнейшим ресурсом, и его ценность особенно высока в развитых странах.

В России отсутствует официально принятая методика оценки стоимости жизни. Это приводит к тому, что при гибели людей определение компенсационных выплат осуществляется произвольно. В новостях регулярно сообщают о масштабах выплат при гибели людей в результате чрезвычайных происшествий. Например, выплаты семьям погибших в результате авиакатастрофы 12 сентября 2012 г. на севере Камчатского края, составили 200 тыс. руб. от Правительства Камчатского края и 100 тыс. руб. от владельца самолета. В аналогичной ситуации семьи погибших членов экипажа самолета, разбившегося 4 июля 2001 г. близ Иркутска, получили по 127 тыс. руб. (именно на такую сумму были застрахованы жизни членов экипажа компанией «Владивостокавиа»). 4 октября 2001 г. над Черным морем украинскими силами ПВО был сбит российский самолет ТУ-154. Семьи погибших получили страховку: семьи членов экипажа по 3 тыс. долл., а семьи пассажиров по 20 тыс. долл. Различия в величинах этих и подобных им оценок обусловлены отсутствием официальной методики оценки стоимости жизни в России, закрепленной в законодательстве. Они представляются необоснованными и заниженными по сравнению с оценками, полученными на основе расчета затрат на поддержание жизни и экономической отдачи от среднестатистического человека.

За рубежом и в России существует ряд научных оценок стоимости жизни, их величина различается в зависимости от методики, которой руководствуется тот или иной автор. На практике стоимость жизни оценивается при личном страховании. Социологические и статистические исследования свидетельствуют, что оценки людьми стоимости своей жизни часто соответствуют количеству годовых заработков, кратному величине средней ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Исходя из этого, можно условно оценить стоимость статистической жизни в России, приняв показатель среднегодовой номинальной заработной платы за примерную стоимость жизнеобеспечения человека (независимо от возраста) в течение одного года (табл.9).

Таблица 9. Оценка стоимости статистической жизни в России*, тыс. руб.

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
ОПЖ, лет 64,9 65,3 65,3 66,6 67,5 67,9 68,7 68,9

Оценка стоимости статистической жизни

один год 66,0 80,9 102,7 127,6 163,1 207,5 223,7 251,4
общая 4282,2 5281,1 6703,6 8498,6 11010,7 14088,0 15364,8 17323,2

Расчет на основе данных: Российский статистический ежегодник 2004-2011 (электронные версии)

Как следует из табл. 9, стоимость жизни не является постоянной величиной, за период с 2003 по 2010 г. она увеличилась с 4,3 до 17,3 млн. руб., т.е. в 4 раза. Таким образом, можно определить стоимость жизней, потерянных в результате чрезвычайных происшествий в России.

В табл. 10 приведены оценки потерь от наиболее значимых причин. По статистике наибольшее число людей гибнет в результате ДТП, пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Таблица 6. Оценка стоимости жизней, потерянных в результате чрезвычайных происшествий в России

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Оценка стоимости жизни, потерянной в результате:

Дорожно-транспортных происшествий 152,5 182,2 227,6 278,1 366,7 421,7 400,8 460,2
Пожаров 82,5 97,1 122,6Ж0 145,0 175,3 213,6 214,1 225,0
Чрезвычайных ситуаций 5,0 13,0 37,8 51,4 57,2 63,3 11,3 11,8
Всего, млрд. руб. 240,0 292,3 387,4 474,5 599,3 698,7 626,1 697,1
% к доходам бюджета РФ 5,80 5,38 4,52 4,47 4,48 4,37 4,60 4,35
% к расходам на выплату пособий и социальную помощь 169,81 207,26 123,01 101,49 93,72 84,18 53,61 46,53

Данные табл. 10 позволяют гипотетически оценить масштабы выплат семьям людей, погибших в результате чрезвычайных происшествий, если бы в России существовала адекватная оценка стоимости жизни, закрепленная в законодательстве, а все жертвы ДТП были застрахованы. Объем выплат, согласно этим оценкам, составил бы примерно 4,5% бюджета РФ для периода с 2005 по 2010 г. При сравнении таких гипотетических выплат с расходами бюджета на социальные трансферты получится, что в 2004 г. они составили бы 207%. а в 2010 г. - 47% этой величины.

Влияние экономически адекватной оценки стоимости жизни на размеры социальных выплат показывает следующий пример. В 2012 г. правительство Рязанской области разработало законопроект о повышении ежемесячных выплат семьям военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или пропавших без вести в ходе боевых действий. Предполагается увеличение денежных выплат с 490 до 1000 руб. (с 2013 г.). На эти цели в областной бюджет будут включены дополнительные расходы в объеме 1,26 млн руб. Если же оценить стоимость жизни на основе затрат на жизнеобеспечение, выраженных показателем среднегодового заработка (см. табл. 9), то ежемесячные выплаты должны были бы составить около 20 тыс. руб. (около 700 руб. на один день).

Следует подчеркнуть, что закрепление в законодательстве обоснованной оценки стоимости жизни имеет не только гуманитарный, но и экономический смысл, являясь стимулом модернизации. Замена морально устаревших технологий замедляется, если при их использовании не учитывается или оценивается на низком уровне стоимость жизней, потерянных в процессе производства. При этом отсутствие достаточных вложений в технику безопасности служит одной из причин высокой смертности населения в трудоспособном возрасте, которая в нашей стране намного опережает потери населения в целом. Эта ситуация в большой степени обусловлена отсутствием правовых механизмов, возлагающих на работодателя материальную ответственность за смертность, травматизм и ущерб здоровью работников, вызванные использованием опасных и устаревших технологий.

В экономически развитых странах в XX в. повышение ценности человеческого капитала привело к созданию систем страхования от производственного травматизма и росту судебных и страховых выплат за нанесение ущерба здоровью и в результате гибели человека, стимулируя улучшение производственных условий и внедрение более современных и безопасных технологий в промышленности и на транспорте. Так, в США предприниматели участвуют в страховании от травматизма и смертности на производстве, при этом предусматривается 100-процентная оплата работодателем медицинских услуг в связи с полученной травмой. Случаи полной утраты трудоспособности или смерти составляют менее 1% травматизма на производстве, однако расходы на эту категорию достигают 13% всех выплат. Правовой основой государственной системы охраны труда в США является закон о безопасности труда на производстве, принятый в 1970 г. Независимое федеральное агентство - Управление охраны труда на производстве - является основным исполнительным органом, обеспечивающим выполнение закона на всей территории страны. Отметим также, что в США после террористического акта 11 сентября 2001 г. была создана специальная комиссия для разработки закона о компенсации вреда пострадавшим, состоящая из экономистов, юристов, социологов. Результатом ее работы стал закон, в котором приводятся расчеты экономического убытка, связанного с гибелью человека. Методика этих расчетов учитывает множество показателей: налоги, процентный рост заработной платы по годам, затраты на личные нужды. При таком подходе оценка стоимости жизни молодого человека выше, чем пожилого, а у детей она увеличивается кратно.

Таким образом, учет стоимости жизни и здоровья в экономической и правовой практике является характерной особенностью современной экономики и одним из двигателей модернизации. В России этого пока не происходит - человеческий капитал остается экономически и морально недооцененным, что ведет к большим потерям населения в трудоспособном возрасте и препятствует инновационному развитию экономики.

Следование примеру развитых стран в решении этой проблемы могло бы привести к внедрению более безопасных и современных технологий на производстве, большей ответственности в вопросах соблюдения техники безопасности и при эксплуатации транспортных средств (кораблей, самолетов, поездов), уменьшению числа авиакатастроф, аварий на водном и железнодорожном транспорте, на шахтах. Эффект этих мер выразится в уменьшении смертности от внешних причин (особенно населения трудоспособного возраста), увеличении продолжительности жизни, следовательно, в улучшении демографической ситуации в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

За последнее время (по сравнению с предыдущим годом) количество аварий техногенного характера увеличилось на 28%. Растёт и количество техники, но количество аварий увеличивается несравнимо с ростом количества техники. Это стремление по сравнению с предыдущими годами увеличилось даже не на 28%, а гораздо больше.

Остается низкой безопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этот показатель составляет 9-10 человек.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе-таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Уместно отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов И.Я., Мартынов А.Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий - Москва, 2015 г.

2. Вишневский А.Г., Фаттахов Т. ДТП и смертность в России, 2017 г.

3. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. - М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 2016 г. - 208 с.

4. Горай В. Ф. Безопасность и защита населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2017г. - 264 с.

5. Корчагин В.П., Нарожная В.Л. Экономическая оценка ущерба от людских потерь. Проблемы прогнозирования. 2016 г.

6. Марцинкевич В.Ч., Соболева И.В. Экономика человека. М.: Аспект пресс. 2015 г.

7. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2014 г.

8. Прохоров Б.Б., Горшкова И.В., Шмаков Д.И., Тарасова Е.В. Общественное здоровье и экономика М.: МАКС Пресс. 2017.

9. Прохоров Б.Б., Шмаков Д.И. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья //Проблемы прогнозирования. 2014.

10. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Уеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение: АО «Моск. уеб.» , 2012г.

11. Чучаев А.И. Безопасность ж/д, водного и воздушного транспорта - изд. Саратовского университета, 2016г.

12. Щербакова ЕМ. ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ, 2016г.

Интернет-ресурсы:

13.  http://www.who.int/world-health-day/2009/emergencies impact.ru.index.html

14.  http//www.gosbook.rwnodel3311

15. http://ria.ru/economy/20120202/554697916.html

16. aif.ru/online/kinds.

17. http:/www.vesti.ru/news.

 

 



2019-07-03 283 Обсуждений (0)
Глава 5. Экономический раздел 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Экономический раздел

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)