Управленческое решение и его виды
Почти любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений. Умение, искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации. Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения: «Какие счета можно оплатить в следующем месяце?», «Как я должен готовится к следующей контрольной работе по микроэкономике?», «Стоит ли мне идти устраиваться на работу в данную фирму?». Во всех случаях можно соблюдать один подход: мы собираем надежную и адекватную информацию, а затем делаем выбор из альтернатив. Нечто аналогичное происходит при разрешении проблем в организации. Что такое проблема? Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и решения. Проблема возникает, если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому и заданному. Проблемы могут быть разными по своей важности для фирмы, по масштабам последствий в случаях принятия или непринятия решения, по степени риска и срочности действия менеджера, по возможности их решения. Проблемы бывают стратегическими и тактическими; долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; они могут возникать на разных уровнях управления. Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем – процессом, позволяющим менеджеру систематически собирать фактические данные для принятия решений. Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке принятия решения? Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации. Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты). Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов. Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей. Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения. Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении. Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения. Таким образом, решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направление действия для разрешения проблемы. Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействий на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние. При осуществлении функции управления менеджер принимает решение о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др. Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает высшего уровня, среднего и низшего. Чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие. Дифференциация по предмету выделяет концептуальные и исполнительские решения. Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практически все предметы функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований. Исполнительские решения носят ритуальный характер и направлены на обеспечение выполнения, прежде всего отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленными аппаратом среднего и нижнего менеджмента. По решаемым задачам различают: - информативные решения, имеющие целью оценить получаемую информацию; - организационные, призванные установить необходимую структуру управления; - оперативные – это решение вопроса «Как действовать?». По степени охвата проблемы решения бывают: - выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы; - систематические, когда рассматривается вся проблема. В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на: - производственные (технические и технологические); - сбытовые и снабженческие (маркетинговые); - финансовые; - плановые; - кадровые и др. По формам принятия решения подразделяются на: - единичные, т. е. решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами; - коллегиальные, т. е. проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение; - коллективные, т. е. решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе. По принципам выработки решения делятся на: - запрограммированные (алгоритмические), их обоснованием производится по определенным правилам – алгоритмам. Они допускают строгую формализацию. Часто такие решения, по сути уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы его реализации; - незапрограммированные (эвристические), как правило, возникают в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях. Они вырабатываются неформальным, творческим путем. По характеру исходной информации решения проходят: - в условиях определенности (полной информации); - в условиях неопределенности (неполной информации). Надо сказать, что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях не полной информации, поскольку среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, которое обычно содержит элемент неопределенности, потому не возможности точно определить результаты принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском. Риск – это действие на удачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Риск – нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности. По методам решения проблем различают решения, основанные на: - интуиции; - знаниях и здравом смысле; - рационализме; - комбинации подходов. Интуитивное решение в большей степени основано на своего рода «озарении», собственном ощущении и многолетнем опыте руководства. Решения, принятые на основе суждения, сходны с интуитивными, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний, использование прошлого опыта, опору на здравый смысл. Человек судит о настоящей ситуации, анализируя прошлые сходные ситуации. Поскольку многие ситуации в организации имеют тенденцию к повторению, то суждения в принятии решений всегда приносят пользу. Решения на основе суждения принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат. Рациональные – те решения, которые принимаются на основе глубокого и объективного анализа проблем. Наибольший эффект принятия важных управленческих решений дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и использования научного подхода с его современными технологиями выработки и принятия управленческих решений. Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления. Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер, уравновешенный, спокойный, критичный к себе, принимает, как правило, уравновешенные и осторожные решения. Недоверчивые, скептически легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения. Задача
Предположите вариант действий в этой ситуации: Некоторые из Ваших подчиненных явно отрицают какие-либо жесткие крайние сроки. Они никак не могут уложиться в них, что буквально выводит Вас из себя. Какие действия в данной ситуации Вы предпримите?
Можно установить срок для рабочих и срок сдачи продукции заказчику с разницей несколько дней и если подчиненный не успевает, сделать заказ в срок, у него будет возможность доделать. В этом случае заказчик получит свой заказ вовремя. Список литературы
1. Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент, проблемы, программа - решение. - Л., 1990. 2. Мескон MX., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Евенко. - М.: Дело, 1992, 1994. 3. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организации и управления. - Воронеж, 1995. 4. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996. 5. Виханский О.С., Наумов AM. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |