Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований



2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений.

Обозначим хотя бы некоторые из них.

Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различными сторонами жизни – оценивались его возможности как производительной силы, определялись средства, владея которыми человек действует, овладевает знаниями, техникой, в качестве ведущей пришла (при сохранении, конечно, и названной тенденции) проблема самого человека – и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса.

Поэтому сейчас актуализировались не просто задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, но потребность в специальном изучении, понимании специфики именно современного человека, в том числе осмыслении особенностей его функционирования, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, что открывает возможности для дальнейшего продвижения исследований в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.

Второе направление состоит в изучении самого процесса развития. Проблема развития является одной из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии, социологии, биологии. В педагогике же и в психологии эта проблема объективно выступает как кардинальная. Практически все работы педагогов и психологов, связанные с изучением человека, направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития. Вместе с тем, следует признать, что у нас до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека как личности.

Их исследование напрямую связано с третьим направлением исследований, ориентированных на решение такой важнейшей проблемы, как соотношение в личностном развитии человека биологического и социального.

Являясь одной из наиболее острых и актуальных, эта проблема выступает, с одной стороны, разделительным барьером по мировоззренческим основаниям; с другой – обусловливает понимание, определение, оценку развития человека как личности, условия и возможности целенаправленного влияния на этот процесс.

Необходимо отметить, что в настоящее время данная проблема приобретает иной смысл, чем двадцать и даже десять лет назад.

Сегодня педагоги, психологи и возрастные физиологи должны стремиться к определению не приоритетов социального и биологического, а выявлять реальное действие социального на биологическое.

Отсюда вычленяется четвертое направление психолого-педагогических работ, предполагающее поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при вычленении и учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов особой открытости человека определенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовности принятия их и самореализации в них.

В связи с тем что психологические, социально-психологические изменения человека прослеживаются сейчас исключительно выпукло, мы просто обязаны принять в качестве первостепенной следующую задачу: выяснить и прописать норму психического, личностного развития современного человека, прежде всего, ребенка, живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того "Дитя", которое описывали Ушинский и другие великие педагоги прошлого, но даже и от ребенка 60-70-х годов двадцатого, только что завершившегося, века.

Предстоит, в частности, установить особенности влияния на когнитивную и мотивационно-потребностную сферу личности современных людей социальных, культурологических факторов, того психологического климата, который создается сегодняшней действительностью. При этом необходимо определить, во-первых, в какой степени сохранились базовые личностные установки, психические новообразования, присущие определенным возрастам; во-вторых, как соотносятся устойчивые характеристики этих возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в современной конкретно-исторической ситуации; в-третьих, выяснить, являются ли новоприобретения структурообразующими в личностном развитии или лишь фиксируют процессы временного порядка.

Пятое направление аккумулирует работу по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом педагогам и психологам важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Предстоит создать большие проблемные полотна, аккумулировать иерархизированную систему показателей, позволяя улавливать все то новое, что происходит в пространстве Детства.

Здесь остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного Детства как научной основы модернизации системы образования.

При этом предстоит, во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждом возрастном периоде онтогенеза (не только к развитию речи и мышления, но и к развитию потребностно-мотивационной сферы личности, произвольного поведения, способностей и пр.); во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальные возможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навыков, умений (что необходимо, в частности, для определения способов преодоления учебных перегрузок детей); в-третьих, определить условия развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека (что позволит обоснованно решать проблемы дифференцированного обучения, воспитания профессионального самоопределения); в-четвертых, раскрыть "резервы" психического развития современного ребенка, пути их накопления (в том числе и возможности ускорения психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы).

Шестое направление связано с организацией интенсивного поиска новых критериев "взросления" растущих людей, определением степени, характера их действия. При этом вычленяется важность изучения нескольких образующих такого взросления: во-первых, раскрытие органических предпосылок становления человека как личности; во-вторых, определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условий личностного развития; в-третьих, анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия; в-четвертых, выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

Седьмое направление предполагает проведение целенаправленных исследований, направленных на выявление путей, форм, методов организации дифференцированного обучения детей, подростков, юношества, возможностей построения учебного процесса в средней школе по индивидуальным учебным планам, определения педагогических, методических, психологических оснований модернизации системы образования – общего и профессионального.

Восьмое направление состоит в разработке научных оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой – по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально локально-разорвано они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более, что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.

Речь здесь идет не о проблеме "отцов и детей" в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений, что требует разработки и новых методов анализа сложнейших процессов взаимоотношений людей не только по вертикали: дети – взрослые, молодые – пожилые, но и по горизонтали: различные социальные группы, структуры, общности.

Девятым направлением выступают исследования в сфере акмеологии, в основе которых лежит феномен акме (состояние подъема, вершины проявления развития человека как личности, профессионала и гражданина), направленные на выявление структуры, характера, специфики, форм выражения и условий оптимизации такого свойственного только человеку явления, как потребность и возможность самоосуществления, заключающаяся в способности быть действенным субъектом, творческие усилия которого принимаются обществом и необходимы ему.

Десятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность характеристик этнических общностей, изменяющихся, усложняющихся их взаимоотношений, а также тесно взаимосвязанная с этим острейшая проблема профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности. Отсюда актуализируется задача развития этнопедагогики и этнопсихологии, разработки, в частности, психолого-педагогических основ воспитания у детей, подростков, юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческих ценностей.

Одиннадцатое направление состоит в специальном изучении коллективного, распределенного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению в интернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. Однако у них разная скорость их приобретения, разное восприятие, разная реакция.

Современный информационный взрыв кардинально изменил пространство нашей жизни, систему отношений, общения, в том числе и организацию образовательного процесса. Известно, что сегодня весь специально подаваемый растущему человеку материал (от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был, и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком свободной информации, поступающей с экранов телевизоров, компьютера, из интернета, печатных СМИ, разнопланового общения со сверстниками и взрослыми. Эта неотсортированная информация – не управляемая, не ранжируемая, прессингует детей, подростков, юношей (девушек), оказывает неоднозначное, порой и отрицательное, воздействие на характер их развития.

Между тем у нас, во-первых, все еще доминирует греческая модель обучения, суть которой – передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого учителя, модель, дополненная в эпоху просвещения учебной книгой. Во-вторых, большинство школьных учителей и вузовских преподавателей сформировалось в определенной системе мышления, связанной в основном с четко организованной информацией, получаемой через утвержденные программы, рекомендованные книги. Информация же, поступающая к ним сейчас через телевидение и другие источники, накладывается на уже сформировавшуюся у них устойчивую систему знаний и взглядов.

Что касается молодых людей, то они попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей, прежде всего, от СМИ. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия.

Совершенно ясно, что мы имеем дело с объективным процессом, воздействие которого будет нарастать.

Поэтому исследования педагогов и психологов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, определить психологические условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, молодежи; во-вторых, осуществить поиск психологических оснований процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников и студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний; в-третьих, наработать теоретически обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихся с компьютером не снижала инициативности их мысли, не обедняла деятельности их творческого воображения и в то же время не уводила от реального мира, способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектов познания, труда и общения.

Особым, двенадцатым, направлением выступает разработка научных – психологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая интернет. При этом важно определить возможности функционального действия учебной книги в нынешних условиях прессинга современной информационной среды.

Тринадцатым направлением выступает проблема времени. В традиционной педагогике рассматривалось устойчивое время – в семье, школе, внешкольной сфере. Но ныне учащийся получает разнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить: первое – как сейчас дифференцируется время школьника и студента; второе – каким образом можно и нужно его использовать (в разных возрастах) и третье – как удержать весь накопленный потенциал знаний. Это тем более важно потому, что идею разнообразия свели к безобразию – не вариативности, а разорванности, что особенно болезненно ощущается в гуманитарной области.

Четырнадцатое направление связано с тем, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения в школе, устанавливать не только чему и как учить детей, но, главное, определять психолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебной деятельности младших школьников, раскрывая, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников, памятуя, что основной смысл учебной деятельности состоит в том, что она побуждает и научает учиться, научает самого обучаемого находить знания.

При этом важно не только раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, стимулирования интереса учащихся к познанию, формирования познавательных потребностей, но и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь – не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть педагоги и психологи должны ответить на вопросы – на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого сообщества.

Пятнадцатое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, раскрыть возможности усиления эмоционально-волевой стабильности растущих людей, с одной стороны, а с другой – восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу, связанную с определением путей формирования духовного здоровья ребенка, его жизненных смыслов. В этом отношении педагогам и психологам предстоит сосредоточить усилия на разработке теоретических, экспериментально-эмпирических основ воспитания, постоянно противопоставляя их и выводимые из них технологии тем сторонам в теперешней действительности, которые негативно влияют на молодежь, обедняя ее нравственность, нанося ущерб духовности.

Здесь предстоит, в частности, определить действие, воздействие новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка, при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека. Именно педагогам и психологам – исследователям предстоит определить те формы деятельности, которые позволят молодым людям и осознать свою значимость, и адекватно отнестись к оценкам других.

Шестнадцатое направление исследований составляет работа по определению социальных механизмов поддержания духовного и физического здоровья детей. Именно здоровья, а не только изучения степени нездоровья – инвалидности, различных патологий, задержек и отклонений. В этом плане необходим комплексный труд педагогов, методистов, психологов, физиологов, так как речь идет не просто о характере учебной нагрузки, особенностях организации образовательного процесса, отношениях учителей и учащихся, специфике применения новых технологий, а о поиске возможностей оздоровления школьной среды в целом. Ибо ее неблагополучие ведет к нарастанию личной тревожности учащихся, дидактогенным неврозам, психическим отклонениям, снижению интеллектуального потенциала детей, развитию пограничных состояний.

Особой проблемой выступает здесь эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков, что отражается и на школьниках. В медицине и в психологии существует термин "ятрогения", означающий негативное действие слова на состояние здоровья человека. Так вот, психотравмирующие аспекты речевого поведения учителей – это тоже важная тема для психолого-педагогических исследований.

Тема, решение которой тесно взаимосвязано с семнадцатым направлением – определением специфики личности и деятельности современного учителя, процессуальных особенностей его развития. И хотя имеется немало работ, посвященных выявлению путей формирования готовности к профессии педагога, к сожалению, значительно меньше исследованы возможности и критерии достижения педагогической зрелости. Здесь необходим дифференцированный подход, связанный как с установлением возрастных, половых и иных различий, так и со сложным сочетанием традиций и перспективных новаций в системе педагогического образования.

Восемнадцатое направление связано с поиском путей принципиально новой постановки школьной психологической службы – не как "скорой помощи" при возникновении сложных ситуаций, а как составной части образовательного процесса. Речь идет об особой психолого-педагогической деятельности, предполагающей новый уровень отношений и требующей развернутых теоретических разработок и экспериментальных поисков, необходимых для выработки четких позиций и адекватных приемов.

Наряду с решением данной проблемы необходимо в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание многоплановой психолого-педагогической помощи людям разных возрастов в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

Девятнадцатым направлением выступает определение эффективных и неожиданных путей противодействия наркомафии с ее разветвленной, хорошо отлаженной и хорошо оплачиваемой сетью.

Уместно вспомнить, как боролись в США с курением: удалось убедить людей, прежде всего молодых, что курить не только вредно, главное не это (кто из подростков реагирует, тем более, получая кайф, на вредно – не вредно), главное – это не модно.

Сегодняшняя задача, остро вставшая перед педагогами и психологами, состоит в следующем: как внушить (косвенно, понятно, на бессознательном уровне) подросткам, юношам, девушкам, что употреблять наркотики не модно, или найти другой, но обязательно работающий, а не провозглашаемый метод в общей системе определения условий профилактики и коррекции отношений личностного развития, преодоления разных форм тревожности, жестокости, агрессивности, химических зависимостей.

Двадцатым по порядку, но важнейшим по сути выступает направление, связанное с изучением условий и механизмов формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных человека ориентации, при выявлении условий, путей нивелирования квазипотребностей, квазиинтересов детей, подростков, юношества.

 


Заключение

 

Наряду с уже названными проблемами, которыми занимаются психологи и педагогов современной России особую значимость приобретает исследование возможностей и механизмов преодоления инфантилизма, духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка и развитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности.

В этом плане педагогам и психологам исключительно важно поставить и решить проблему будущего в развитии человека как личности. Известно, что в предшествующие времена, еще 20-30 лет назад, тема будущего в системе образования, особенно воспитания, была достаточно действенным моментом. Дети, в основной своей массе, и мечтали, и представляли, кем они будут, кем станут, когда вырастут, то есть у растущих людей активно формировалась установка на будущее, структурированная, имеющая пространство.

Сейчас же, судя по имеющимся данным, такая установка наличествует у весьма ограниченного числа подростков, юношей, девушек. И то, как правило, она связывается не с их интересом, потребностью, а с достаточно размытым представлением о возможности благополучной, зажиточной жизни. При этом зачастую интересы молодых людей и ожидание будущего расходятся.

Представляется необходимым выделить проблему будущего, включив ее в исследование тем, связанных с вопросами развития интересов, ценностей, потребностей, мотивов, т.е. инъектировать в процесс обучения и воспитания компонент ожидаемого будущего.

Круг актуальных педагогических и психологических проблем, конечно, не ограничивается названными выше направлениями, он значительно шире. В настоящее время перед учеными открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, настоятельно требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ. Например, по вопросам раскрытия особенностей основных познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления у детей разных возрастов, раскрытия их общих и специальных способностей, развития детской одаренности, или по основам реабилитации детей с особыми нуждами, а также по проблеме психологической поддержки беспризорных ребят, социальных сирот, и по многим, многим другим проблемам, ждущим своего решения.


Список использованной литературы

 

1. Далингер В.А. Интеграция передового педагогического опыта и психолого-педагогических исследований - приоритетное направление развития образования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 10. - С. 43-46

2. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М.: МПСИ, 2008

3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2007

4. Соловьева Н.В. Педагогическая акмеология как прикладное научное направление // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 73-75

5. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Владос, 2008

6. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Владос-Пресс, 2008

7. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 35-44



2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)