Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура управления и совершенствование системы управления образовательного учреждения



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Структура управления и совершенствование системы управления образовательного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тип здания:

Школа расположена на территории ФБУ ИК-4 на первом этаже двухэтажного здания. Количество учащихся на 1 сентября 2008 года – 201.

Режим работы: 5-ти-дневная учебная неделя.

Аттестация и лицензирование успешно пройдены в апреле 2009 года.

Заявленные образовательные программы:

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Школа работает в две смены по общешкольному базисному плану, по учебным программам, утвержденным МО и ПО РФ. Кроме основных предметов базисного плана включены предметы по выбору:

– экономика 8,10,11,12 классы

– право 9,11,12 классы

– информатика 5,8,9,10,11,12 классы

– мировая художественная культура 11,12 классы.

В 2008–2009 учебном году в вечерней школе 7 классов-комплектов:

1–8 (25 учащихся),

1- 9 (29 учащихся),

2–10 (55 учащихся),

2–11 (50 учащихся),

1–12 (35 учащихся)

в которых на 1 сентября 2008 г. было зачислено 201 учащийся. В течение сентября-октября в школу прибыло 13 осужденных, выбыло 59 учащихся (УДО, этап и т.д.) по уважительным причинам. На конец 1 полугодия осталось – 155 учащихся.

За 2007–2008 учебный год посещаемость составила 97,5%, успеваемость – 100%. Аттестовано 136 учащихся, 13 учащихся получили аттестаты об основном общем образовании, 16 получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.

В 2007–2008 учебном году основной темой, над которой работает педколлектив, является «Реабилитация личности средствами образования». В рамках этой темы классными руководителями проведены следующие мероприятия: классный час «Наука жить достойно» (Федорова Л.А.), беседа «Как можно изменить себя» (Овсянникова И.А.), круглый стол «Творить добро, творить всегда» (Логинова Н.А.) и т.д. Всего в школе проведено около 120 тематических классных часов, бесед, заседаний, круглых столов, диспутов, конкурсов. В школе последовательно проводится воспитательная работа, учителя ежегодно проводят общешколные тематические вечера, посвященные Дню учителя, 8 Марта, Дню Победы, предметные недели, семинары. В течение более 10 лет учителя проводят Новогодние КВНы и выпускные вечера.

В школе работают 6 педагогов и 1 по совместительству (7 ч английского языка). Все имеют высшее образование, опыт работы различен: от 33 лет до 3 лет. По категориям в школе работают 3 учителя высшей категории), 1 учитель – 1 категории, 2 учителя – 2 категории.

На протяжении многих лет школа учасвует в ежегодном смотре – конкурсе на лучшую вечернюю школу при ИУ УФСИН России по Ставропольскому краю.

Реализуемая в школе программа носит образовательный характер, включает в себя нравственно-патриотическое образование, эстетический курс, правовое образование и направлена на решение задач среднего (полного) и основного общего образования. Уровень программы полностью соответствует требованиям образовательных стандартов, типу, виду образовательного учреждения.

В своей работе школа руководствуется уставом школы, планом работы школы, планом работы методического объединения классных руководителей, планом внутришкольного контроля, планами воспитательной работы классных руководителей.

Школа работает на основе договоров, заключенных между школой и ФГУ ИК-4, школой и отделом образования АГМР. В 2007–2008 учебном году внесены поправки и изменения в Устав, связанные с обязательным средним (полным) общим образованием и открытием УКП для учащихся, находящимися на поселении (в течение года в школе обучались 4 учащихся находящиеся в поселках колонии поселения).

В течение 1 полугодия 2008–2009 учебного года проведено 2 общешкольных собрания, 6 расширенных педсоветов с участием педколлектива школы и сотрудников ОВР по тематике: «Межпредметные связи – средство развития интереса к учебному процессу», «Методические аспекты педагогического процесса», «Насущные заботы учителя», «Формирование толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания» и т.д. 1 раз в месяц проводятся совместные совещания при директоре школы по вопросам посещаемости и успеваемости, что позволяет стабилизировать и улучшить соответствующие показатели. За этот период проведено два родительских дня для учащихся школы и их родственников, во время которых проводились заседания родительского комитета родственников, на которых решались вопросы улучшения образовательного процесса.

Управление образовательным учреждением строится (согласно положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 09.09. 1996 года №1058)) на принципе единоначалия и самоуправления, взаимодействия с учреждениями, организациями, родителями и общественностью.

Управление учебно-воспитательным процессом в школе представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на педагогический и ученический коллективы. Специфика этого процесса определяется следующими факторами: особенности состава учащихся, которые являются наиболее запущенными в социально-нравственном отношении, необходимость строгого соблюдения правил поведения в школе с внутренним распорядком в ИУ, творческая связь преподавателей школы с администрацией ИУ.

Первостепенная роль принадлежит директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательному процессу. Ведущая функция директора – координация образовательного процесса. Заместитель директора обеспечивает оперативное управление образовательным процессом, и реализует основные управленческие функции: анализ, планирование, организацию контроля, самоконтроль, регулирование деятельности педагогического коллектива. Руководители должны уметь владеть современными методами контроля и руководства учебно-воспитательным процессом. Это особенно важно для вечерних школ при ИУ, так как известна специфика условий, в которых наши школы находятся. Откладывается определенный отпечаток на всю деятельность.

Органы управления школой: педагогический совет, совещание при директоре, методические объединения классных руководителей. Профсоюзные собрания, общешкольные родительские собрания.

Педагогический совет – важнейший орган коллективной мысли учителей. На его заседаниях выносятся вопросы, требующие присутствия всех членов педагогического коллектива. Именно на заседаниях педагогического совета обсуждаются все важнейшие вопросы содержания образования и принятия решений, обязательные для всех членов педагогического коллектива.

В нашей школе работает традиционная структура внутришкольного управления называемая линейно-функционального типа.

Для такой структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников и отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненных групп.

В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.

На деле же, очень часто контроль в школе можно назвать тотальным: контролируется буквально все, кроме того, достигнуты ли поставленные новые цели. При этом формы, методы и темы контроля остаются прежними год от года.

Как следствие того, само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать. По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования. Профессор Гарвардского университета К. Арджирис считает, что жесткий, административный контроль чаще всего несовместим со свободой деятельности человека, с творчеством, инициативой. Он снимает мотивацию, сдерживает творческое решение, противоречит чувству личной независимости и технологической свободе.

Но в тоже время нельзя и совсем отказаться от контроля: это приведет к снижению дисциплины и падению качества работы. Как же быть? Где золотая середина инспекционной деятельности?

Негативное отношение педагогов к контролю сильно затрудняет администрации образовательного учреждения осуществление контрольно-диагностической функции. Между тем осуществление контроля необходимо для осуществления обратной связи для того, чтобы руководитель знал объективное состояние дел в своем учреждении. Следовательно, руководитель должен создать такие условия, чтобы контроль был максимально эффективным, и чтобы сотрудники учреждения были заинтересованы в объективности контроля.

Чтобы контроль реально помогал школе, он должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Контроль над обычными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей.

Процесс контроля связан не только с выявлением результатов и состояния процессов жизнедеятельности школы, но и оценкой работы тех, людей, которые осуществляют эти процессы. Одной из основных задач контроля является мотивация работников школы к улучшению результатов трудовой деятельности. Контроль призван побуждать к устранению существующих недостатков или использованию новых возможностей. Однако сама процедура контроля может приводить к сильным напряжениям и вызывать чувство сопротивления. В этих случаях контроль может сыграть демотивирующую роль. Чтобы этого не происходило, при его осуществлении нужно соблюдать общие условия мотивации сотрудников.

Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля, представлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда, уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.

В педагогической литературе можно встретить описание новых, современных форм контроля – самоконтроль, самооценка и профессиональный контроль по конечным результатам.

Чтобы контроль максимально раскрывал творческий потенциал педагога он должен опираться на:

1. Отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;

2. Создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации, моделирование педагогического процесса; предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;

3. Создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Функции внутришкольного контроля значительно расширяются за счет отслеживания динамики личностного роста каждого ученика при освоении знаний. Для этого проводится мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса в ОУ, который включает оценку результатов обучения. Внутришкольный контроль в личностно-ориентированной школе должен проводится не только в целях создания оптимальных условий для изучения индивидуальности каждого ученика, но и для изучения личности учителя.

Разумное сочетание централизующей вертикали с сильно развитой системой горизонтальных связей также представляет собой эффективную форму контроля и позволяет организовать достаточно оптимальную обратную связь и обеспечить наибольшую устойчивость системы управления.

Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Я считаю, что демократическая система внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения должна основываться на следующих принципах:

1. Принцип поиска позитивного (если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)

2. Принцип контроля за достижением цели (бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)

3. Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля (чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)

4. Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)

5. Принцип системности. (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается)

Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями.

Увеличение объемов экспериментальной деятельности требует специальной работы по ее координации и мониторингу. Но иерархическая структура управления образовательным учреждением не должна тормозить инициативу педагогов и школьников, позволять им в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Для преодоления этого управляющая система школы должна обеспечить:

• целеполагание, прогнозировать результаты своей работы;

• оптимальную расстановку кадров;

• формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;

• качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладать стимулирующим характером.

 

 


Заключение

 

Да, на сегодняшний день внутришкольный контроль в системе управления образовательного учреждения – проблема актуальная. Исследуя и изучая материал по данной тематике, я для себя выделила четыре основных компонента внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения:

1. Первым компонентом контроля как системы являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов. Распределение обязанностей здесь основывается не только на функциональных требованиях, но и на личных возможностях и ориентации. В центре внимания руководителя школы

– учет возможностей и интересов как контролируемых, так и контролеров. «Навязчивый» контроль, воспринимаемый как насилие, лишает педагога социальной и творческой мотивации, заставляет его защищаться, выбирая тактику поиска «психологической ниши», когда главная задача – не быть пойманным.

С позиции человеческого фактора, внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельных групп и между ними, с другой – степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся. Таким образом, контроль рассматривается в качестве регулятора производственных отношений и одного из элементов методической помощи педагогам, учащимся и администрации школы.

2. Следующий компонент контроля как системы – условия, определяющие его объем, широту и направленность.

К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы времени, кадров и материальные. Осуществляя внутришкольный контроль силами школы, мы используем единые ресурсы, принадлежащие всей школе как социально-педагогической системе, и значит, так или иначе влияем на другие направления ее деятельности и, прежде всего, на педагогический процесс. Поэтому сбалансированность общих ресурсов школы, основанная на их рациональном использовании, является основной заботой руководителя в процессе организации внутришкольного контроля.

К группе факторов, определяющих направленность и качество контроля, также можно отнести компетентность руководства, тип школы, отдаленность от органов управления образованием, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, научно-методический потенциал педагогического коллектива территории, на которой расположена школа, уровень развития учащихся и т.д. Выбор факторов конкретизируется каждой школой.

И ресурсы, и факторы контроля должны быть четко очерчены и подвергнуты анализу. Сделать это возможно при достаточном информационном обеспечении.

Такой подход позволяет ввести еще два критерия эффективности:

1) количество временных, кадровых и материальных затрат в сопоставлении с полученным результатом;

2) уменьшение влияния факторов, снижающих качество контроля и рациональное использование ресурсов.

По первой позиции ясно, что большее количество посещенных уроков, административных проверок, совещаний и педсоветов, организационных приказов и других показателей при неизменных или худших результатах – свидетельство несостоятельности контроля. Но даже если заметно продвижение вперед по каким-либо направлениям, всегда следует задавать вопрос: сопоставимы ли затраченные усилия с полученными результатами?

Второй критерий можно проиллюстрировать на следующем примере. Посещение школы представителями органов образования при отсутствии плана взаимодействия с ней, как известно, отвлекает имеющиеся ресурсы и не позволяет их рационально использовать. Выход? Инициировать заключение взаимных соглашений с органами управления, где точно указывать направления, сроки и критерии контроля.

3. Третий компонент – цели и принципы контроля. Фактически основные цели внутришкольного контроля обозначены нами при рассмотрении человеческого фактора и соответствуют первым трем критериям оценки эффективности.

Планируя внутришкольный контроль на текущий период, руководитель школы, исходя из существующих проблем, конкретизирует общие цели.

Главное – подчеркнуть место и значение целеполагания в моделировании системы контроля. Для этого я ставлю перед собой некоторые из возможных вопросов, связанных с целевыми установками, и отвечаю на них.

1. А какой контроль следует признать целесообразным?

Контроль, цели которого вытекают из целей деятельности школы, средства – из принципов деятельности и контроля как ее частного проявления, а результаты – из цели контроля.

Следует обратить внимание, во-первых, на взаимосвязь «цели – средства – результат» (через критерии оценки эффективности деятельности). Перед вами вполне конкретные разделы (графы) планирования. Отражают ли их планы вашей школы, в том числе план контроля?

Во-вторых, утверждение того, что средства контроля (как и всего управления) должны вытекать из принципов деятельности, а не следовать целям, считаю важным и наиболее весомым моментом. Постулат цели, оправдывающей средства, висит над отечественным управлением как дамоклов меч. Все прелести такого подхода мы испытывали и продолжаем испытывать на себе. Школа не исключение. Поэтому надо учиться проверять выбираемые нами средства, методы управления, провозглашенными нами же и согласованными в коллективе принципами.

2. И от чего зависит эффективность контроля?

От рационального распределения времени, нацеленности на результат и умелого подбора методов с учетом человеческого фактора. Иными словами, эффективность внутришкольного контроля зависит от его спланированности.

4. Четвертый компонент – методы. Но это не раз и навсегда утвержденная схема внутришкольного контроля, а те отдельные, частные наработки, методики, которые управленцы выбирают в процессе контроля с учетом особенностей контролируемого объекта. Но эти наработки обязательно: а) могут быть описаны; б) имеют традицию (т.е. используются управленцем неоднократно); в) могут быть повторены в работе другого управленца при соответствующей коррекции; г) ведут к рациональному использованию ресурсов и повышению эффективности контроля.

Главное – моделирование системы контроля позволяет держать на контроле внутришкольный контроль.

Эту задачу руководитель будет выполнять только тогда, когда поймет: контроль, как впрочем, и все управление, – это не прерогатива лишь управляющих и контролеров, а естественное свойство высокоорганизованных, развивающихся систем. В данном случае школы.

Контроль – это ориентация на процесс, его совершенствование. Это постоянные вопросы «что?», «зачем?» и «так ли мы делаем?», и конкретное выражение той высокой педагогической, профессиональной требовательности к себе, о которой мы столь часто заявляем. И наконец, это поиск взаимопонимания в коллективной деятельности.

 

 


Литература

 

1. Ю.А. Конаржевский Менеджмент и внутришкольное управление М., Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

2. Н.А. Шубин Внутришкольный контроль М., Просвещение 1977

3. Т.И. Шамова Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М., Педагогика, 1991

4. Справочник администрации школы по организации УВП. М., Центр «Педагогический поиск», 2000

5. В.А. Кальней, С.Е. Шишов Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М., Пед. общество России, 1999 г.

6. В.А. Сластенин и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Школа – пресс, 2000 г.

7. М.М. Поташник Качество образования: проблемы и технологии управления М., Пед. Общество России, 2002 г.

8. Проектирование систем внутришкольного контроля (под редакцией А.М. Моисеева) М., Пед. общество России, 2001 г.

9. В.С. Татьянченко Планирование внутришкольного контроля Челябинск, 1992 г.

10. В.А. Ясвин Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000 г.

11. В.И Бочкарев Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? Ж. «Педагогика» 2001 г. №2

12. О.А. Панова Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления «Педагогика» 2001 г. №2

13. Б.П. Мартиросян Изменение задач инспектирования школ и проблемы методического обеспечения их решения «Педагогика» 2002 г. №10



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Структура управления и совершенствование системы управления образовательного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура управления и совершенствование системы управления образовательного учреждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)