Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.



2019-07-03 661 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

 

«Теоретические основы воспитания современной молодежи»

 

  На тему

Проблема воспитания политической культуры современной молодежи.

 

     

 

    Выполнила обучающаяся: Костина Анастасия Вадимовна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 44.04.01/ Педагогическое образование
  (код и наименование)
  Курс: 1
  Группа:341806
    Руководитель: Аверкиева Галина Валентиновна
   
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель  
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

Архангельск 2019

ВВЕДЕНИЕ

Формирование у молодежи политической культуры, гражданственности неразрывно связано с процессом политической социализации.

На сегодняшний день для молодежи характерно безразличие к политике. Молодые люди проявляют общественную пассивность, аполитичность и равнодушие. В условиях социально-экономического и духовного кризиса эйфория сменяется горьким разочарованием в политике властей.

Политическая культура формируется за счет таких факторов как государство, нации, культура, неформальные группы или отдельные личности. Политическую культуру молодежи характеризует ее специфические политические интересы и предпочтения.

В данном контексте под политическими интересами имеется в виду, что для молодежи имеет значение, что для них важно в политической сфере и что служит причиной политических действий. Политические интересы являются основой для объединения молодых людей в различные организации и противопоставления старшему поколению, а не редко и всему обществу. 

 Процесс осознания интересов происходит в момент сопоставления политического статуса молодежи с другими группами или общностями. И одной из задач социальной политики государства является именно учет данных социально-политических интересов.

В структурном отношение политические интересы включают отношение молодежи ко всей совокупности политических отношений в обществе. Среди предпочтений политических интересов и потребностей молодежи можно выделить основные их направления: создание стабильной политической жизни для реализации своих жизненных планов (учеба, создание семьи); реализация прав и свобод молодежи в сочетание с обязанностями и ответственностью; обеспечение условий для активной политической жизни наравне со взрослыми.

Исследования показывают, что политики или политические партии, которые в наименьшей степени высказывают свое предпочтение к той или иной идеологии, пользуются наибольшей популярностью у молодежи. При этом современная молодежь весьма прагматично оценивает политических лидеров и общественных деятелей, исходя не из абстрактного желания увидеть «хорошего» политика, а того, кто в наибольшей степени выражает специфические интересы молодежи. Более того, не считая политику своим делом, молодежь готова делегировать свои интересы профессионалам вне зависимости от возраста, идеологии и партийности. Поэтому можно объяснить тот факт, что в последнее время не предпринимаются попытки по созданию партий или движений, которые носили бы молодежный характер, именно тем, что в молодежной среде уровень самоорганизации очень низок.

По поводу политической социализации нет общего мнения. Одни авторы рассматривают ее как процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека. По мнению других авторов, она представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, а также воспроизводство специфических качеств субъектов общественно-политических отношений. Третьи считаю, что политическая социализация – это процесс вхождения человека в политику, включения в отношения с властью. На всех стадиях и ступенях своего развития политическая культура выполняет одну из важнейших функций – политическую социализацию личности. Политическую социализацию можно представить в виде следующей последовательности: политические ценности – самовоспитание, воспитание, формирование – политическая культура личности.

Другими словами, политическая социализация является ядром для двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, общество «творит» себе подобное существо – «политического человека», а с другой человек «творит общество».

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Характер современного политического участия молодежи обусловлен многими факторами, где особую роль играет политическая культура молодежи и общества в целом.

Молодые люди социально не однородны. Это учащиеся и работающие, городские и сельские жители, живущие в различных социальных слоях. Различные категории молодежи коренным образом отличаются друг от друга по интересам и потребностям, уровню интеллекта и образования, материальному положению, стилю и образу жизни.

Молодежь, в основном, обнаруживает большие способности к творчеству, является носителем огромного интеллектуального потенциала. Именно молодежь, высокий уровень ее профессиональных навыков и знаний, ее духовно-нравственные качества, в том числе, уровень ее политической культуры во многом определяют перспективы развития российского общества.[1]

Изучение проблем формирования современной политической культуры молодѐжи является чрезвычайно актуальной темой, так как именно эта категория - «молодежь» служит в качестве опорной силы поступательного развития общества и государства в целом. Низкий уровень принятия молодыми гражданами демократической политической культуры - это одна из причин самоустранения молодежи от общественно-политических процессов в любом государстве. Общество не сможет быть гражданским, а государство – социальным и правовым, если одна из самых перспективных социальных групп государства не включена в систему властно-политических отношений.

В конце 50-х начале 60-х гг. XX века в западной политологической традиции оформилось такое общественное явление, которое принадлежало одновременно к области политики и культуры- политическая культура. Американский теоретик Г. Алмонд, когда исследовал политическую систему, выделил два уровня анализа: институциональный, который давал характеристику институтам и их функциям, нормам и механизмам формирования государственной политики, и ориентационный, который выражал особые формы ориентации населения на политические объекты. Ориентации раскрыли познавательные (выступая как набор знаний об анатомии политической системы, ее главных институтах, механизмах организации власти), эмоциональные (которые выражали чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование институтов власти и представлял власть в глазах населения), и оценочные (которые выступали как набор суждений, опирающихся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты. Вместе эти ориентации и составляют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

Анализ вышеуказанных сторон отношения человека к политической системе, в аспекте разделяемых людьми ценностях, символах, локальных мифологиях, ментальных стереотипах и иных подобных явлениях, позволял объяснить, почему, например, казалось бы, одинаковые по форме институты государственной власти действуют порой совершенно по-разному в разных странах. Таким образом, идея политической культуры позволяет более глубоко исследовать мотивы политического поведения граждан и институтов, обнаружить причины большого количества конфликтов, которые не представлялось возможным объяснить, исходя из традиционных для политики причин: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. и т.п.

Несмотря на то, что политическая культура связывалась с наличием ценностной мотивации, верованиями, присущими национальному характеру идеалов и убеждений, что вовлекают граждан в политическую жизнь, для большого числа учѐных данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Как, в частности, писал С. Верба, политическая культура - это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти события; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Понятиео политической культуре постепенно заняло свое место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений.

В настоящее время в политологии сложились три основных подхода при толковании политической культуры. Одна группа ученых соотносит ее со всем субъективным содержанием политики, имея в виду всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт) либо совокупность типовых моделей поведения человека в политике (Дж. Плейно). При этом она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на более распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы управляющая его действиями в соответствии со сложившимися стандартами и формами взаимодействия с властью.

Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание позволяет раскрыть практические формы взаимодействия человека и государства, как выражение им своих наиболее глубинных представлений о власти, политических целях и приоритетах, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности.

В настоящее время понятие политической культуры все больше насыщается смыслами, производными от культуры как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. В силу этого политическая культура также все больше и больше рассматривается как политическое измерение культурной среды в конкретно взятом обществе, как характеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития. В этом смысле политическая культура выражает динамику присущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего.

Радикальные политические и социальные изменения, структурная перестройка экономики страны сопровождаются процессом формирования современного гражданина. Беря во внимание возраст, физические потенции и кондиции, духовные силы, нереализованные возможности и т.д., можно отметить, что молодежь является наиболее перспективной частью общества. Вхождение в жизнь современной молодежи не только сопровождается динамичными и неординарными процессами смены не только политической системы или экономических механизмов хозяйствования, удивляет смена системы духовных и моральных ценностей, идеалов и ориентиров, которые выступают в качестве основных для политической культуры молодого человека. Политическая культура молодежи – это особая разновидность культуры молодежи, способ духовно-практической деятельности и отношений, которые отображают, закрепляют и реализуют главные национальные ценности и интересы молодежи, формируют политические взгляды и ценности, знания и навыки участия молодежи в общественно-политической жизни общества.

Политическая культура молодежи охватывает следующие аспекты:

- знание политики, заинтересованность фактами и явлениями, умение оценивать политические феномены и анализировать политику власти;

- эмоциональный компонент политических убеждений (в частности любовь к Родине, чувство патриотизма);

- признание образцов политического поведения, которые нормируют жизнь в конкретном обществе.

О более активном вовлечении в процесс модернизации современной России молодых людей, имеющий для этого серьезный потенциал, государство создает конкретные механизмы для реализации своих возможностей. Это и президентские гранты, «президентская тысяча» как инструмент кадрового резерва, возможность участия в международных, всероссийских и других конференций, и многое другое. Конечно, можно говорить о еще более качественно новых инициативах, направленных на повышение политической культуры. Но мы видим корень проблемы в другом – в этих мероприятиях участвуют молодые люди с высоким уровнем политической культуры. А как обстоят дела с молодым поколением, кто совсем не интересуется политикой, или с той, молодежью, политическое участие которой отличается радикализмом, нетерпением, неустойчивостью, противоречивостью? При этом отсутствие у молодежи реальных каналов воздействия является базой радикализма, а поэтому нуждается в корректировке со стороны государства, партий, общества.[2]

Таким образом, политическая культура современной молодежи пребывает еще в состоянии модернизации и развития, чувствуя влияние социально-экономических, национальных условий и состояния общей культуры общества, которое отражается на уровне политических знаний, динамики, активности общества и политического поведения молодежи в стране.

Для формирования политической культуры молодежи и ее привлечения к политическим процессам необходимо совершенствовать систему государственной молодежной политики. Кроме того, необходимо разработать систему мероприятий образовательно-воспитательного и просветительского характера, следствием которых станет новый механизм мотивационных установок, которые стимулируют включение молодежи в политическую деятельность.

Таким образом, молодежная политика того или иного государства должна быть составной частью общей целостной концепции его развития, нашла свое место в системе ценностей современного молодого поколения.

От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно.[3]

Упрочнение позиции публичной политики в современной России, конечно, сопряжено с множеством трудностей, часть из которых врядли устранима в ближайшей перспективе, поскольку выстроена на сформировавшемся исторически стереотипе заниженной роли личности в социально обусловленности явлений. Позиция о том, что «лично от меня не зависит», порождает в массах устойчивую позицию пассивного участия не только в социальных преобразованиях, но и в демографическом голосовании.[4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование политической культуры начинается с семьи, которая закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти, государстве. При этом, от того какая в семье господствующая идеология, какие политические взгляды у родителей, будет зависеть как ребенок понимает те или иные политические явления и события. В дальнейшем этот процесс продолжается в различных учебных заведениях. У ребенка происходит приобретение новых политических знаний. Благодаря изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин ребенок все больше познает политическую сферу. Постепенно у ребенка возникает желание сопоставлять полученные знания с реальной жизнью.   

Следующим этапом политической социализации, и следовательно, становлением личности может быть участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических процессах, в виде политического самообразования и других формах деятельности.

Хотя процесс социализации охватывает всю жизнь человека, в основном, становление политической культуры в сознании человека приходиться на молодые годы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· Молодежь спонтанно не может выработать необходимые качества политической культуры без государственной помощи и постоянного влияния, воспитания, политической социализации.

· Большая часть молодежи стремиться быть вне политики, вне активной общественной деятельности.

На основе выше сказанного можно сделать вывод о том, что политическая культура это совокупность знаний, убеждений и практических действий по утверждению подлинных ценностей с учетом традиций и российского менталитета. Формирование политической культуры происходит в ходе политической социализации и молодежь как особая социально-демократическая общность требует особого внимания на основе молодежной политики.

 



2019-07-03 661 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)