Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентироваться в условиях рыночной экономики – знать свои права и уметь ими пользоваться. Поэтому, на наш взгляд, в основу экономического образования в школе должен быть положен деятельностно – ориентированный подход, суть которого – в формировании у ученика не только знаний, но и умений применять их на практике.

В обучении, основанном на этом подходе, мы выделяем несколько этапов:

· информационный – просвещение учащихся в области теории экономики (усвоение понятийного аппарата, основных экономических законов, терминологии, исторических аспектов развития экономики);

· проектный – поиск, анализ, синтез и использование информации (формирование способности к конструктивному мышлению, и принятию решений и готовности брать на себя ответственность и инициативу);

·  практический – применение знаний и умений (ребята разрабатывают бизнес-планы, организуют собственное дело в рамках программы «Школьная компания», играют в компьютерную игру «Моделирование экономики и менеджмента».

В процессе обучения мы стремимся использовать активные методы обучения – практикумы, экономические лаборатории, деловые игры, конкурсы.[10, c.182]

Актуальность экономического образования школьников можно резюмировать целям преподавания экономики в средних общеобразовательных учреждениях, определёнными Министерством науки и образования Российской Федерации следующим образом:

· формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;

· адаптация учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;

· выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства;

· приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни.

В начале 90-х в некоторых школах Ставрополя начинался эксперимент по организации экономического образования учащихся. Экспериментальными стали школа-лицей экономики №8, школа-лицей №14, школа-гимназия №25, лицей №5. Каждая школа шла своим путём, решая проблемы и определяя дальнейшие перспективы.

Наиболее интересен и успешен опыт лицея №8. Его педагогический коллектив стремится «вылепить» бизнес - ориентированную личность школьника. Учебно-воспитательный процесс приобрёл профессиональную направленность: профильные классы комплектуются с учётом постоянного мониторинга регионального рынка труда, а также социальных запросов школьников и их родителей. Основное внимание уделяется формированию конкурентоспособных выпускников, их адаптации к дальнейшему обучению в средних и высших учебных заведениях по экономическим специальностям.

Лицейская программа «Путь к успеху» позволяет использовать интеграцию учебного процесса, научно-исследовательской работы, элементов детского самоуправления, нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания. В учебном плане наряду с общеобразовательными предметами есть и специальные основы экономической теории, экономика, организация предприятия, маркетинг, менеджмент, основы предпринимательства, бухучёт и аудит, делопроизводство, защита прав потребителя, налоги и налогообложение, математические расчёты в экономике и др.

Начальной экономической подготовке учащихся помогает разработанная педагогами лицея и преподавателями экономических факультетов Ставропольского государственного университета и Ставропольского государственного аграрного университета бизнес-игра «Путь к успеху». Она способствует воспитанию лидерских и деловых качеств учащихся на практике.

В поликультурной среде лицея развитие коммуникативных способностей учащихся стало одной из главных задач. Для старшеклассников например, были предусмотрены факультативные занятия «Земля, на которой мы живём»,»Народах ближайшего окружения». Эти занятия расширяют знания учащихся о государствах, народах, их менталитете, опыте, культуре, традициях, способствуют освоению позитивной модели поведения в многонациональном обществе (разрешение конфликтных ситуаций нормативными способами; учёт позиций, желаний, потребностей людей разных этнических групп, контроль и управление собственным поведением), развивают умение учащихся принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек, а также коммуникативные способности (умение вести переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предложения, вопросы, претензии и пожелания; применять голосование при решении коллективных проблем).

В лицее ведётся большая работа по профильной ориентации. Педагоги оказывают учащимся психолого-педагогическую поддержку в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования.

Как экономическое образование влияет на жизненную и профессиональную ориентацию школьников? Чтобы ответить на этот вопрос, педагоги провели анализ работы лицея за последние 3 года (состав обучающихся, учебный процесс и тенденции его развития, качество знаний выпускников, социальная среда, потребности региона). И вот какие результаты получены: качество усвоения экономических категорий по программе «Азбука экономики» равно 65-92% в зависимости от той или иной категории; 69,4% учащихся легко пересказывают содержание экономических статей и делают простые экономические расчёты. Материал программы «Экономика семьи» усваивается в основном на «хорошо» и »отлично». Что касается навыков, то ребятам интереснее составлять семейный бюджет и рассчитывать стоимость потребительской корзины. Трудности возникают при точных расчётах оплаты и производительности труда.

В курсе «Защита прав потребителей» (специальные правовые знания, необходимые в повседневной жизни, воспитание законопослушного поведения в обществе, выработка умения юридически грамотно защищать свои права как потребителя) учащиеся отдали предпочтение таким практическим занятиям, как анализ конкретных ситуаций и информация о товаре и его цене у разных продавцов. В курсе «Основы рыночной экономики» старшеклассники изучали «Основы экономической теории», «Производство: ресурсы, факторы, результаты»,»Ценообразование в механизме рынка».

На втором году обучения изучались такие вопросы, как рыночная экономика: сущность, организация, структура; деньги и денежная система; государство в рыночной экономике; виды рынков и их институты; валюта и валютная система; мировая экономика и проблемы её развития. Кроме этого, в лицее существуют меж предметная экономическая направленность, особенно в преподавании информатики, права, географии, математики, иностранных языков.

Использование предлагаемого национально-регионального компонента базисного учебного плана по экономике позволило сформировать у учащихся 8-11-х классов системные знания в этой области, органически увязать экономику с другими общеобразовательными предметами, выработать единые подходы к преподаванию, улучшить воспитание конкурентоспособной личности.

Одна из важнейших проблем современной школы – подготовить учащихся к после школьному профессиональному образованию. Согласно уставу лицея, профильная подготовка организована по направлениям: «Менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учёта»; «Менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий» (обучение 2 года, договор со Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнес-транс» с выдачей диплома о среднем специальном образовании «Налоговый инспектор»).

При профильном обучении особое значение имеет пред профильная подготовка (1-й этап вступительный, 2-й – основной, 3-й – завершающий). На завершающем этапе идёт пред профильная подготовка учащихся 1-9-х классов, конструирование учебных планов 9-х классов, действуют курсы и модули по выбору с апробацией их методического обеспечения, отрабатывается система интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Идёт также формирование контингента учащихся старших классов, совместная деятельность с социумом.

Профильная подготовка (предметы «Основы экономической теории», «Экономика и организация предприятий», «Маркетинг», «Менеджмент», «Основы предпринимательства», «Бухгалтерский учёт и аудит», «Делопроизводство», «Налоги и налогообложение», «Защита прав потребителей», «Финансы и кредит») позволяет развить ценностные ориентации, экономическую и социально – гуманистическую мотивацию. Именно поэтому в учебном плане есть такие предметы, как «Психология конкурентоспособной личности»,»Экономика и право», «Математические расчёты в экономике».

В 10-11-х классах доля экономических дисциплин составляет 30% от общего объёма часов. Курс «Основы микроэкономики» в 10-м классе – составная часть предмета «Экономика» - продолжает изучение экономических дисциплин, начатых в предыдущих классах. Этот курс формирует изучение экономических дисциплин, начатых в предыдущих классах. Этот курс формирует у учащихся основы экономического мышления (знание экономических концепций, законов, принципов, их взаимосвязь), выбирает желание, навыки и умение наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации.

Лекции, практикумы, семинары, дискуссии обязательно сочетаются с моделированием, различных экономических ситуаций. Знание учащихся проверяют не только с помощью контрольных работ, но и при проведении опросов, тестов. Ребята также решают кроссворды, пишут рефераты.

В 11-м классе в курсе «Основы бухгалтерского учёта» старшеклассники знакомятся с бухгалтерским учётом, теоретическими и практическими основами организации учётного процесса в коммерческих организациях, порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учёта, учётными регистрами и формами бухгалтерского учёта на практических занятиях рассматривают использование различных бухгалтерских схем, решают цифровые примеры по финансовому учёту. Оценивают знания учащихся при тестировании, контрольной работой по теории бухгалтерского учёта.

В курсе «Права потребителей и способы их защиты» десятиклассники изучают основные положения теории и практики основ потребительских знаний, историю развития движения по защите прав потребителей, собирают информацию об интересующем их товаре длительного пользования, делают контрольные покупки, составляют заявления о том, какие недостатки обнаружены в товаре, договор на оказание услуги, исковые заявления и частную жалобу. Для оценки знаний используются тестирование, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, написание и защита рефератов.

Теоретический курс «Основы налоговых знаний» даёт учащимся 10-х классов представление о налогообложении РФ, формирует у них осознанное отношение к налоговому законодательству, а на практике в ролевой игре «Я- налоговый инспектор» школьники дают оценку различным ситуациям, возникающим при проверке налоговой дисциплины предприятий и отдельных граждан.

Курс «Маркетинг» относится к циклу обще профессиональных дисциплин. Он даёт целостное представление о характере и особенностях маркетинговой деятельности, готовит специалистов, способных разрабатывать, производить и продавать товары на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей, принимать основные маркетинговые решения в постоянно меняющихся рыночных условиях.

Вызывает интерес программа курса «Психология конкурентоспособной личности». В неё включены необходимые для старшеклассников знания из общей и социальной психологии в области имиджиологии, профориентации. Практические занятия посвящены психодиагностике, освоению разных методов общения, осознания своих возможностей в этой области. В малых группах десятиклассники могут высказать своё мнение и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся аргументировано выражать свои мысли, моделируют различные профессиональные роли. Помогают разумному планированию карьеры, занятия становятся средством коррекции профессиональных намерений и установок учащихся на последующее самоопределение, а опыт переживание, а опыт переживаний в группе – важным эмоциональным компонентом социально – психологической активности учащихся в выборе карьеры.

Планирую занятия, педагог подобрать игры с учётом личностных особенностей учеников, уровне их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространённых ошибок, допущенных при выборе карьеры учащимся конкретной группы. Занятия могут состоять как из отдельных «профоринтирующих» упражнений и игр, так и социально разработанного тренинга.

Перечень предлагаемых в учебном плане специальных дисциплин в основном отвечает запросам учащихся. Степень заинтересованности лицеистов в различных предметах согласно данным таблицы 1 (в процентах от общего числа опрошенных).

 

Таблица 1 - Результат изучения заинтересованности старшеклассников в изучении предметов экономического профиля.

№ н/н Наименование дисциплины Заинтересованные в изучении Незаинтересованные в изучении
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основы предпринимательства Основы экономической теории Основы менеджмента Основы бухучёта Эк. и организация предприятия Делопроизводство Основы налоговых знаний Основы потребительских знаний Основы маркетинга 85% 85% 66% 38% 82% 36% 83% 39% 80% 7% 10% 6% 11% - - 8% 9% -

 

В преподавании экономики используется методы обучения: деловые игры(например, «Я - коммерсант»,»Менеджер» и др.), практикумы, решение производственных ситуаций, тестирование. Применяется блочно – модульная система. Лицей заключил договоры с библиотечными учреждениями и предприятиями города Ставрополя об организации академической практике по экономике. На базе лицея работает Ставропольский региональный филиал Международного центра экономического и бизнес образования (г. Москва) и филиал малой академии наук Ставропольского дворца детского творчества. Ежегодно проводятся тематические семинары, конкурсы, школы педагогического мастерства. Социальные контакты лицея очень разнообразны согласно данным схемы 1.


Схема 1

Качество экономической подготовки школьников подтверждается данными контрольного среза и анкетирования, проведённого среди учащихся лицейских классов и их родителей. Так 52% родителей и 72% старшеклассников удовлетворены организацией экономического образования в лицее. Среди его положительных аспектов они называют качество преподавания (27% родителей и 65% учащихся), высокую квалификацию педагогических кадров (4% родителей и 10% учащихся), в том числе привлечение вузовских преподавателей (11% родителе и 77% учащихся); хорошие отношения между учителями и учениками, наличие меж предметных связей экономики с общеобразовательными предметами.

Эффективному формированию конкурентоспособной личности старшеклассника способствуют условия, ориентированные не только на повышение экономических знаний, развитие общих, профессиональных, творческих способностей, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, но и на сохранение национального, человеческого и культурного начала каждого школьника, формирование способности понимать себя, других людей, прогнозировать их поведение в различных ситуациях, дифференцировать межличностные отношения.

Лицей активно взаимодействует с социумом: заключены договоры с разными учебными заведениями и учреждениями по различным направлениям образовательной деятельности, используются материально – техническая база вузов, ссузов и других организаций, ведётся совместная работа с учреждениями дополнительного образования города (занятия по интересам, научно – исследовательская деятельность, начальная профессиональная подготовка и др.); организовано социально значимая трудовая деятельность учащихся в микрорайоне (совместная деятельность с краевым отделением «Ордена милосердия», краевым детским фондом, национальными общинами и др.). Налажено сотрудничество с кафедрами теории и практики управления образованием, практической психологии, информационных технологий Ставропольского государственного университета для повышения профессионального уровня учителей (семинары, курсы, конференции, выставки, педсоветы, экспериментальная деятельность).

Ещё официально принятой концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования лицей успешно работал над этой проблемой. Модель профильного обучения, созданная здесь, помогла многим директорам школ и их заместителям при подготовке нормативно – правовой базы, разработке учебных программ методики по экономическому образованию школьников.

В образовательном пространстве Ставрополя в последние пять лет происходят существенные преобразования, образовательных технологий, управленческих моделей, структурной организации и механизмов финансирования.

Профильное обучение в школе города идёт по 12 направлениям с учётом географического положения учреждения, кадрового обеспечения, запросов учащихся и их родителей. Социально – экономический профиль открыт на базе лицеев №8, 11, 15, 35, гимназий №3, 25, средней школы №34, центра образования. Более 80 преподавателей квалифицированно ведут 5 дисциплин образовательной области «Экономика» кроме того, в двух межшкольных учебных комбинатах школьники обучаются специальностям «газосварщик», «столяр»,»слесарь по ремонту автомобилей», «токарь», фрезеровщик», сварщик», «штукатур,»парикмахер»,«помощник воспитателя», «дизайнер модельер женского платья«, «оператор ЭВМ», «оператор по программе 1С-Бухгалтерия»;»Секретарь референт», «бухгалтер-кассир», «младший менеджер» и другим, наряду с изучением базового уровня курса «экономика производства».

Образование превращается в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, которая тесно переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономической, политической, материальным производством и духовной жизнью.

 


Заключение

 

Наши исследования показали, что :

- одной из серьёзных причин разбалансировки рынка труда, является рынок образовательных услуг;

- проблемы рынков в значительной степени обуславливается недостатком в информационном обеспечении их функционирования;

- как результат выше сказанного на лицо недостатки в экономической социализации молодёжи;

- полноценное экономическая социализация учащихся может обеспечить непрерывное экономическое образование;

- реализация непрерывного экономического образования требует специальное создание системы экономической социализации в условиях обще образовательной школы, структурные элементы которой могут быть:

Наличие экономического компонента практически во всех сферах деятельности современного человека обуславливает востребованость экономического образования молодёжи как предпосылки будущей успешной самореализации. Под влиянием новых объективных реалий возникает необходимость введения в педагогический тезаурус понятия экономическая социализация. В научных статьях она определяется как процесс усвоения индивидом экономических интересов и разумных потребностей; овладения различных социально – экономическими ролями; развития активности и выбор социально одобряемого экономического поведения.

Одним из путей, обеспечивающих эффективную экономическую социализацию, стали экономизация обще образовательных дисциплин, введение предметов экономического цикла, создание школ бизнеса, курсов менеджеров и др. Однако решающим фактором в данном процессе является осознание себя субъектом экономической деятельности. В связи с этим принципиально важно не просто передать учащимся определённый объём экономической информации, но и включить их в актуальную экономическую практику [9, с.119]

Демократическая школа новой России встала на ноги, благодаря решающимся проблемам экономической социализации молодёжи!


Список использованной литературы

 

1. Абрасимов В. Н. Время требует перемен // Управление школой.- 1999- № 29.- С.6.

2. Бобков В. Н. , Кощеева Н. А., Меньшикова О. И., Шадрина М.В.Экономическое образование как фактор качества жизни населения // Уравень жизни населения. – 2000.- №2.

3. Вульфсон Б. В., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Интеграционные процессы в сфере образования // Моё отечество.-1996.- №2.- С. 66-84.

4. Днепров Э. Д. Четвёртая реформа в России: Пособие для преподавателей/ Э.Д Днепров.- М., 1994.

5. Зарецкая И. А. Программа человеческой личности // Школа.- 1998.- №3.- С.50-53.

6. Любимов Л. В. Система ценностей в контексте исторического развития страны //Экономика в школе.- 2000.- №2.- С.74-91; №3 .- С. 68-73.

7. Попов В. Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал.- 1994.- №15. -С.30-42.

8. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма открытое общество в опасности /пер. с. англ.- М., 1999.

9. Степченко, Т. А. Экономическая социализация младших школьников / Т. А. Степченко // Педагогика. - 2007. - N 9. - С. 119-121.

10. Чарушина, Е. Изучение экономики как способ социализации старшеклассников / Е. Чарушина; Костромская средняя школа N 41 // Народное образование. - 2004. - N 10. - С. 182-191.

11. Шацкий С. Т. Школа и строительство жизни // Пед. соч. М., 1964. т.2.

12. Шемякин Б. М. Экономическое воспитание школьников вопросы теории и методика/ Б.М.Шемякин.- М., .

http://www.rae.ru/zk/?section=rubricator&op=article&id=4230(дата обращения: 26.04.2010).



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)