Глава 1. Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака
Содержание
Введение Глава 1. Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака Глава 2. Поэтический образ бытия 2.1 Символический план мотива 2.2 Противоборство стихий (метель-огонь) Заключение Литература Введение
Актуальность темы. В феврале 1990 года отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта XX столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. В публикациях о творчестве и судьбе Б. Пастернака воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. «Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности».[1] В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 г., обращаясь к годам своей юности. Б. Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления. Сейчас, хоть и реже, чем в 1988-1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Пастернака, о его произведениях. Многое написано, сказано, но во многом ещё следует разобраться. Освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но и многое ещё не изучено. В качестве основных источников нами будет использовано множество журнальных, газетных публикаций, монографии. Второй номер «Литературного обозрения» за 1990 год полностью был посвящен Б. Пастернаку. Такие статьи, как: Бухштоб Б.Я. Лирика Пастернака. // Литературное обозрение. 1987. №9; Померанц Г. Неслыханная простота: [о поэзии Б. Пастернака]. // Литературное обозрение. – 1990. №2; Франк В.С. Водяной знак: [Поэтическое мировоззрение Пастернака] // Литературное обозрение. – 1990. №2 и другие наиболее ярко выражают характер поэзии Б. Пастернака. Большое значение имело издание первой советской монографии. Посвященной жизни и творчеству Б. Пастернака, написанной Е.Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (М, 1989 г.) В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств. Содержательная рецензия М. Флейшмана на эту книгу была опубликована в журнале «Новый мир» за 1991 г. №5. Издательство «Советский писатель» выпустило монографию В. Альфонсова «Поэзия Б. Пастернака» (Л., 1990 г.). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет. Так же к юбилею почти во всех философских и литературно-художественных журналах было опубликовано много материалов, касающихся писателя. А журнал «Литературное обозрение» (1990, №2), выпуск «Досье литературной газеты», журнал «Наше наследие» (1990, №2) и др. вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Б. Пастернака, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии. В статье «Пастернак и символизм» (вопросы литературы, 2002. №2) Клинг наиболее ярко осветил проблему поэзии Пастернака и поэзию символизма. Статья «Б. Пастернак. Метель.» (журнал «Поэтический строй русской лирики». – Л., 1973 г.) посвящена стихотворению «Метель», автор статьи – Смирнов И.П. рассмотрел стихотворение с точки зрения поэтического строя русской лирики, отметил наиболее яркие особенности ранней лирики Б. Пастернака. В 1990 году в Москве были проведены пастернаковские конференции. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Персии, были опубликованы. Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия Пастернака изучается и исследуется. Но недостаточно изучен мотив метели в поэзии Пастернака, эту тему незаслуженно забыли, а она играет далеко не последнюю роль. Цель и задачи исследования. В данном исследовании мы постараемся детально разобрать, как отражается мотив метели в поэзии Пастернака, какое место занимает мотив в его творчестве, каким символическим планом обладает, как взаимосвязан мотив с другими мотивами лирики. Попытаемся рассмотреть мотив метели как проявление стихии, ведь в метели, как в природном явлении, безусловно присутствует стихийное начало. Понятие «стихия» имеет множество значений. Стихия (от греч. Stoicheion – первоначально элемент). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Другое значение – явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила. В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова: У древнегреческих философов-материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода; Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения); Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость (пер.); Окружающая привычная среда, обстановка (пер.). Нас интересует значение стихии как разрушительного природного явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы. Метель есть выражение этой стихии на художественном уровне. Итак, в данном исследовании при рассмотрении произведений Пастернака, речь будет идти о стихиях природы (вьюге, метели, буране, снегопаде, ливне, дожде). Метель, вьюга, ливень, дождь, огонь – это природные стихии. Так. Нередко, одна стихия, чаще более сильная, выражается другой. Например, у многих авторов, в том числе у А. Блока, революционная эпоха выражена снежной метелью, буря чувств в душе героя – бурей в природе. Стихии являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов иногда выступает на стороне героев. Мотив метели (вьюги) является сквозным в поэзии Пастернака. Сама ритмика его стихов, стремительных и бурных в движении, воплощает стихию метели. В русской литературной традиции XIX-XX в.в. любое упоминание о метели отсылается к пушкинским произведениям: «Метель», «Бесы», «Капитанская дочка», «Пир во время чумы». Метель входит в лирику и прозу Пушкина в 1830 г. не пейзажной окантовкой. А художественным явлением: как тема, как символ, как событие. Метель – символ рокового стечения обстоятельств, она примиряет и разрешает противоречия; метель – знак беды и враждебной стихии. Эти сложные ассоциации обусловлены культурной памятью. «Образ метели на пушкинских страницах настолько художественно самостоятелен, что овладевает вниманием читателя и запоминается как действующее лицо, и настолько эмоционально и идейно значителен, что понимается как осмысленный автором мистический знак…»[2] Пушкинская метель именно поэтому приобретает значение почти самостоятельного образа и завораживает душу мистической тайной, что выступает тем «случаем», с помощью которого Провидение направляет и корректирует действия героев. Б. Пастернак воспринял традиции А.С. Пушкина. Как и у Пушкина, метель выступает в качестве действующего, значимого образа. В «Бесах» у Пушкина метель – фантастический, жуткий образ, символизирующий тёмные силы, ополчившиеся против человека. В поэзии Пастернака метель олицетворяет нечистую силу, таинственную, неподдающуюся контролю. Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживание. Стихия метели в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против, так и заодно с человеком. Мотив метели характерен для русской поэзии, русской традиции. Он заявляется у многих писателей (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Блок, Булгаков и др.). Пастернак подхватывает мотив и развивает его в своем творчестве, привносит новое в эволюции мотива метели. Глава 1. Эволюция мотива метели в поэзии Б. Пастернака
Лирика Б. Пастернака обладает подтекстом и проникновением в мир природы. «В романтически взволнованном стихе самая обыкновенная картина рисовалась под совершенно неожиданным зрительным углом.»[3] В юности Пастернак увлекался живописью, серьёзно занимался музыкой, философией. Черты лично-духовной биографии нашли отражение в его творчестве, отличающемся любовью и живописью природы, к поэтическому пейзажу, стремлением включить зёрна философской мысли в изобразительно-повествовательную стихотворную ткань. Не случайно его поэзия посвящена природе, её земным просторам (весне, земле, солнцу, снегу, дождю, метели, вьюге). Главная тема стихотворений – благоговение перед природой («чудом жизни»). Не случайно исследователи отмечают, что «природа всю жизнь была его единственной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он оставался ей верен до конца, и она по-царски наградила его.»[4] Пастернак неоднократно обращается к мотиву природной стихии (метели – зимняя стихия, дождю и ливню – летняя стихия). Мотив метели (вьюги, бурана) как отражение природной стихии бытия, обозначился в раннем творчестве поэта и явится одним из загадочных и одновременно впечатляющих созданий. В мотиве намечается поэтическая антитеза – противоборство с губительными силами, в раннем стихотворении «Метель» (1914 г.) изображается метельный «посад» и метель явлена как «ворожея-вьюга»:
В посаде, куда ни одна нога Не ступала, лишь ворожей да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе, Где и то, как убитые спят снега. [5]
Центральный образ – образ метели («вьюги») – выступает как мотивировка событийного ряда. «Метель обуславливает отличительные признаки «посада». Создаётся художественное пространство, в котором сбивается с пути лирический герой. «Посад» - часть города, и метель, бушующая в нем, создаёт городское пространство.»[6] Изображенный поэтом мир не имеет конечных величин, не поддаётся управлению человеком. Метель не во власти человека, он бессилен.
Герой сбивается с пути в этом «метельном посаде»: В посаде, куда ни один двуногий… Я тоже какой-то… Я сбился с дороги: - Не тот это город, и полночь не та.[7]
Чуждый герою «посад» - олицетворение города, вместилище социальных отношений:
Ни зги не видать, а ведь этот посад Может быть в городе, в Замосковоречьи…[8]
Метель бушует над миром, над посадом как нечистая сила: «И вьюга дымится, как факел над нечистью…»[9] В «посаде господствует состояние, не имеющие начальной и конечной точки: ночь не сменяется днем, снега спят». Во второй части поэтического сюжета задаётся тема ночи и финальное четверостишие заканчивается реминисценцией: «Ночь Варфоломеева. За город, за город!»[10] Таким образом, в кольцевой компетенции («ночь» - «ночь») нет смены времени суток, в «ночном» посаде «пурга» - «заговорщица» является символом страшной силы, «нечисти». Образ вьюги в ночи, напряженная поэтическая интонация рисуют картину «мертвого, заброшенного посада», который чужд лирическому герою, в котором «как убитые, спят снега». Мотив метели, вьюги, зимы, снега в ранней лирике Пастернака является символом смерти, болезни, рокового стечения обстоятельств. Метель – природная зимняя стихия, которая всё уничтожает на своём пути и которой ничто не подвластно. Природные образы «вьюги» включаются в праздничную жизнь лирического героя. Зимний пейзаж дается в двух планах: в будни наступают оттепели, в праздники бушуют вьюги. В будни город подчиняет себе природу, в праздничные дни природа победительно обрушивается на город. Сны, ветер, буран метомимически представляют поэзию, именно поэтому город в буране представляется праздничным:
Вот так бывало в будни – В праздники ж рос буран И нависал с полудня Вестью полярных стран.[11] («Оттепелями из магазинов». 1915 г.)
Включенность природной стихии в городское пространство обуславливает исторический план мотива. Мотив бурана как превосходная степень метели символизирует революционную эпоху, метель – «хохочущая вьюга» становится символом исторического времени. Революция сравнивается с природной стихией, исторические события свершаются на фоне метели, бурана:
Остаток дней, остаток вьюг, Сужденных башням в восемнадцатом, Бушует, придаёт вокруг, Видать – не наигралось насыто.[12] («Кремль в буран…»)
Теме революции посвящена поэма «Девятьсотпятый год» (1926 г.). Во вступлении к поэме выражено характерное для поэта представление о «природном начале революции, о стихийном её проявлении», связанном с его пониманием слитности природного и исторического процессов. Мотив метели, снега, зимы выступает символом революционных событий:
В нашу прозу с её безобразием С октября забредает зима. Небеса опускаются наземь, Точно занавеса бахрома. <…> Это пьяное паданье снега… Что ни день, то метель…[13] В то же время следует отметить, что мотив метели не имеет однозначной трактовки, поэт раскрывает целебные, созидающие качества природы:
На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал.[14] («Январь. 1919»)
Мотив метели как устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста выражает не романтический, а реальный смысл, он связан с «гибелью», «с холодом», с революцией, с нечистью и т.д. Пастернак создаёт образ города, который пронизан зимним холодом, сугробами:
Зима на кухне, пенье Петьки, Метели, вымерзшая плеть Нам хуже хуже горькой редьки В конце концов осточертеть.[15] («Город», 1942 г.)
Метель в городском пространстве выступает как символ смерти и мёртвого сна:
Из чащи к дому нет прохода, Кругом сугробы, смерть и сон, И кажется, не время года, А гибель и конец времен.[16] («Город», 1940 г.)
Мотив города – сквозной мотив поэзии Пастернака. Город в ранней и поздней лирике представлен как «снежный», «метельный». Чуждый лирическому герою. Городская среда наполнена холодом, сыростью, она имеет урбанистическое начало. Целью урбанизации города Б. Пастернак «подхватил» тогда, когда вращался в футуристических кругах, состоял в группировке «Центрифуга», которая декларировала идеи о будущем цивилизации. Город – промышленная, безличная среда.
Метель бушует в городе и символизирует тьму, стужу, гибель: В переулках потёмки, Их заносит метель, И змею подземки Снег ползет на панель…[17] («Город», 1957 г.)
Метель выступает как действующее лицо, как образ-олицетворение. Авторский голос материализируется и «вступает» в борьбу с «метелью-лютней»:
Мой голос завет, утопая И видеть, как в единоборстве С метелью, с лютней из лютен, Он – этот голос – на чёрствой Узде выплывает из мути…[18] («Раскованный голос», 1915 г.) «Особый поэтический смысл в том, что в воплощении мотива нет деления природы на живую и неживую».[19] Для поэта важен не только взгляд на природу, но и внешние предметы, природа объясняется от собственного имени. Не поэт рассказывает о метелях и вьюге, а они сами, от первого лица, ведут речь о поэте. Этот приём, в котором является пантеистическое чувство в воплощении мотива:
Три месяца тому назад, Лишь только первые метели На наш незащищенный сад С остервененьем налетели <…> Заглядывала в дом из сада. Она шептала мне: «Спеши!» Губами белыми от стужи…[20] («После перерыва», 1957)
Эпитет «незащищенный» придает метели оттенок враждебности, она (метель) олицетворена, имеет человеческие черты («губами белыми от стужи»). «Зима», метель становятся реальными, живыми образами.
Мотив отличается насыщенной поэтической детализацией: Снаружи вьюга мечется И всё заносит в лоск <…> Утайщик нераскаянный, - Под белой бахромой…[21] («Первый снег», 1956)
Образ метели создается за счет повтора («снег идет»), который передает не остановимое, как время, движение падающего снега: Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт. Снег идет, и все в сметеньи, Все пускается в полёт… <…> Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья.[22] («Снег идет», 1957)
В стихотворении «Снег идет» повторяется анафора («снег идёт» в начале каждой строфы, что создаёт динамику мотива, символизирующую скоротечность времени. Поэтическая символизация усиливается риторическим вопросом:
Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следует, как снег идёт, Или как слова в поэме?[23]
Более того, риторический вопрос создаёт философский подтекст – бытие-движение снега, падающие хлопья («всё в смятении») – олицетворение хаоса, падающий снег с неба является символом времени: («может быть, за годом год // Следует как снег идёт…») Сравнения как художественное выразительное средство участвует в создании мотива метели. Развёрнутые сравнительные обороты придают мотиву особую поэтическую выразительность. Метель сравнивается с «небосводом», который «сходит наземь»:
Снег идёт, снег идёт, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салоне Сводит наземь небосвод. <…> Словно с видом чудака Сходит небо с чердака.[24] («Снег идёт»)
Зима, снег, стужа, вьюга – это составляющие элементы мотива, которые сравниваются с «белой женщиной мёртвой из гипса»:
Я, наверно, не прав, я ошибся, Я слеп, я лишился ума. Белой женщиной мёртвой из гипса Наземь падает навзничь зима.[25] («После вьюги», 1957)
Рисуя картину «заснеженного мира», поэт делает вывод о том, что метель, которая обладает стихийным началом, повелевает всем миром, каждой его частью: Всё в снегу: двор и каждая щепка, И на дереве каждый побег. <…> Целый мир, целый город в снегу.[26]
Человек и природа одинаково одушевлены и одухотворены в их единстве и взаимодействии. Лирический герой находится в постоянном контакте с миром природы, природными явлениями: «И видеть, как в единоборстве // С метелью, с лютейней из лютен, // Он - этот мой голос…». Зима не бывает без снега, спокойной, без метелей и вьюг, она бушующая, морозная, а метель, снегопад, буран – нарушение обычного порядка жизни. Метель есть неизменный атрибут зимы:
Зимы делаются метелями, Когда, тронувшись как бы в рассудке, Снег повалил и валит неделями, День за днём и за сутками сутки…[27] («Зимы…»)
Мотив метели создаётся за счёт анафорического повтора, повтора сродных звуков, слов, ритмических построений в начале смежных стихотворных строк и строф (единоначатие): «Сыпет, сыпет и сыпет неделями // Снег уляжется и подморозит». Таким образом, повтор таких строк придаёт мотиву динамичность. Мотив метели меняется на протяжении всего творчества Пастернака. Происходит трансформация мотива метели: мотив формируется из мотива дождя, ливня. Метель – это падающий снег с неба. Снег – это «зимняя» вода. Вода воплощена в образе ливня, дождя так же природная стихия. Вода преимущественно в форме атмосферных осадков, падающая, оседающая сверху. С самых ранних стихов дождь знаменует воздействие таинственной, внеземной силы на природу.
Дождь равнозначен жизни: «Сестра моя жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождём обо всех…»[28] Как жизнь, он бесконечно разнообразен. Вот – дождь ликующий: У капель тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слёз.[29] («Светает»)
И не только сам ликующий, но и заставляющий ликовать все орошаемое им:
Душистою веткою машуни, Впивая впопыхах это облако, Бежала на чашечку с чашечки Грозой одуренная влага.[30] («Развлеченные любимой»)
Но ликование неземной силы может оборачиваться бездействием для земного: Гроза, как жрец, сожгла сирень И дымом жертвенным застлала Глаза и тучи.[31] («Наша гроза»)
Или:
Вот и ливень Блеск водобоязни, Вихрь, обрывки бешеной слюны.[32] («Болезни земли»)
Ливень сравнивается с вихрем, «вихрь» в значении страшной, беспредельной природной силы. Она эта неземная сила может превращаться во что-то жалкое, одинокое и несчастное:
Но тишь. И листок не шелохнётся. Ни признака зги: кроме жутких Глотков и плескания в шлепанцах в шлепанцах, И вздохов, и слез в промежутке.[33] («Плачущий сад»)
В ранних стихах Пастернака преимущественно преобладал мотив ливня, дождя, текущей воды, заключающей в себе разное понимание этого «водяного знака». Дождь – это и знак беды, и знак радости, и знак вихря, несущегося во всем мире. Из более поздних собраний можно выделить несколько наиболее характерных дождей: Велось у всех, чтоб за обедом Хотя б на третье дождь был подан…
Дождь – желаемый, традиционный элемент быта, включенный в обыденную жизнь. Элемент дождя сравнивается с «вихрем-велосипедом»:
Меж тем как вихрь-велосипедом Летал по комнатным комодам.[34] («Мефистофель», 1919)
Образ воды («дождя») олицетворяется, приобретает черты живого существа:
Всю ночь вода трудилась без отдышки Дождь до утра льняное масло жёг. [35] («Петухи», 1923)
В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью пастернаковских стихотворений герой обращается к дождю, чтобы поведать ему своё ликование:
Мой друг, мой дождь, нам некуда спешить. У нас есть время. У меня в карманах…[36] («Белые стихи», 1918)
«Дождь», «ливень» уподобляется событиям революционных лет, имеющие стихийное начало. Заметим, что метель (буран, вихрь) также являются символом революции: «Прошли года. Прошли дожди событий…» Или: «Остаток дней, остаток вьюг, // Сужденных башням в восемнадцатом» («Кремль в буран»). В поэтическом тексте контрастные природные явления становятся синонимическими образами, олицетворённые в злобном, агрессивном существе: «Весь вечер вьюга, не щадя затрещин, // Врывалась сквозь трещины тесин… // Мело, мело. Метель костры лизала…» («Спекторий», 1925-1930 г.г.) Образ ливня и образ вьюги, как две природные стихии слиты воедино и олицетворяют хаос, мировой, государственный беспорядок во всём мире, в мире природных вещей. Часто снег сменяется дождём:
Все снег да снег, - терпи и точка Скорей уж, право б, дождь пошёл. И горькой тополевой точкой Подруги сдобрил скромный стол.[37] («Все снег да снег…», 1931 г.)
«Снег» как событийный фон доминирует не только в лирике, но и в прозе (роман «Доктор Живаго»). Жизнь человека (Юрия Живаго) проходит на фоне снега: воды, нисходящей с неба, но воды мёртвой. Все утраты в романе происходят в снегу и под снегом. После похорон матери Юрия: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом…»[38] Мотив метели (снега) пронизывает художественный текст, вживается в его строки.В поздней лирике снег завладевает той территорией, под которой когда-то шли дожди. Мотив дождя, ливня, текущей воды перерастает в снежную бурю, метель – и это не случайно. Снег – безвозвратно уходящее время, снег – напоминание о конце:
Тогда я понял, почему Она во время снегопада, Снежинками пронзая тьму, Заглядывала в дом из сада. Она шептала мне: «Спеши!»[39] («После перерыва»)
Снег – смерть: «Белой женщиной мёртвой из гипса // Наземь падает навзничь зима». Так замыкается жизненный круг. «Водяной знак» (дождь, ливень, снег) жизнеподателя-дождя превращается в «водяной знак» могильщика-снега. «Сходящая с неба вода (это и дождь, и снег), как живой образ связи мира реальности с миром эмпирической действительности, пронизывает всё мировоззрение Пастернака. «Я смок до нитки от наитий», - писал он в ранней молодости. И до конца своих дней он остаётся верен «водяному знаку».[40] Таким образом, мотив дождя можно считать зарождением мотива метели: вода, нисходящая с неба, превращается в бушующие снежинки, в метель. Мотив дождя, ливня и мотив метели, вьюги тесно переплетаются. Отсюда определяется общий мотив – стихия, и она не всегда несёт разрушительное начало, а метель, вьюга – это зимняя стихия, зачастую, выступающая как разрушительная, «хаотичная» стихия. Но метель не просто природная стихия в феврале, но и символическое изображение стихийности социальных явлений. Это не просто пейзажный образ, но и действующее лицо, компонент поэтического сюжета, образующий символический план. Мотив метели, вьюги, бурана сопутствует остальным образам. Метель появляется тогда, когда наступает страх, боязнь, смерть, социальная нестабильность (революция), многие события в жизни природы и человека происходят на фоне метели. Через всю поэзию Пастернака проходит мотив метели, он является сквозным в его творчестве. Мотив проходит сложную эволюцию в поэзии Пастернака, он трансформируется в другие мотивы, имеет различные символические значения. Через внешние проявления стихии многие писатели раскрывают внутренний мир своих героев, их переживания. Стихия в произведениях русской литературы XIX-XX в.в. нередко выступает как против человека, так и заодно с ним. А вот в лермонтовском «Мцыри» и в «Боярине Орша» стихия близка героям: «… О как я, брат, // Обняться с бурей был бы рад!» («Мцыри»); или «Той дружбы кроткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой?..» («Боярин Орша»). У Лермонтова герои (Мцыри и Арсений) сроднились со стихией («и бурю братом назвал я»). Для них гроза и буря является символом свободы, стихия завладела их «бурным сердцем». Авторы обращались к этому мотиву, чтобы передать через стихию природы чувства, мысли, ощущения, характер героев, отразить события, происходящие вокруг. Таким образом, мотив метели – это устойчивый мотив, повторяющийся в поэзии Пастернака. Она выражается в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых его элементов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |