Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Теоретические аспекты социальной информатики

О понятии «Информационное общество»

Путь человечества к информационному обществу

Информационные ресурсы современного общества

Экономика и структура труда в информационном обществе

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства

2 Элективный курс "Проблемы социальной информатики"

Пояснительная записка

Цели и задачи

2.3 Тематический план

Заключение

Список литературы


Введение

 

Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике – «Социальная информатика».

Термин "социальные аспекты" применительно к большей части наук, тем более фундаментальных, звучит странно. "Социальные аспекты математики" - вряд ли они эта фраза имеет смысл. Однако, информатика - не только наука.

И впрямь, мало какие факторы так влияют на социальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии относительно спокойного развития, без войн и катаклизмов) как информатизация.

Социальная информатика рассматривает следующие проблемы:

· закономерности и проблемы становления информационного общества;

· информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

· развитие личности в информационном обществе;

· информационная культура;

· информационная безопасность

а также другие, близкие к данным.

Элективные курсы используются в образовательных учреждениях сравнительно недавно, нормативных документов и методических материалов к ним пока еще недостаточно. Многие учителя не владеют полной информацией о целях и задачах предпрофильного обучения в школе, формах и методах его реализации; не знают, как разработать интересный и полезный для учащихся элективный курс. Актуальным на данный момент является вопросы: систематизации информации по элективным курсам, рассмотрение специфики создания элективных курсов, а также выявление особенностей методики их проведения. Особую значимость приобретает рассмотрение элективных курсов по информатике как одной из важных школьных дисциплин. Поэтому тема, выбранная для данного исследования, весьма актуальна.

Цель курсовой работы является изучение роли и места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса «проблемы социальной информатике» в предпрофильном обучении информатике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;

2) Рассмотреть особенности разработки и создания элективного курса;

3)Разработать методический материал для элективного курса «Проблемы социальной информатики» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, учебников, учебных пособий по информатике и информационным технологиям, логико-дидактический анализ различных разделов школьных учебников по информатике, обобщение опытов учителей.

 

 


1. Теоретические аспекты социальной информатики

 

1.1 О понятии «Информационное общество»

 

В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А.Извозчиков предложил следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.» (под «телематикой» понимается обработка информации на расстоянии).

Существуют и иные подходы к определению понятия «информационное общество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В таком обществе:

· любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

· доступны современные информационные технологии и средства связи;

· создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ¾ к 2030-2040 годам.

Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его сформулировать. Интересный критерий предложил академик А.П.Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объем накопленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ¾ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи, по оценке А.П.Ершова, 10 млн. оп./сек на человека – в миллион раз больше, чем в первой фазе.

В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое информационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получаются приведенные выше оценки о времени завершения перехода к информационному обществу.

Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.

Следует, однако, предостеречь от переноса понятия «информационное общество» в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическим устройством. Понятие «информационная революция» не имеет ничего общего с понятием «социальная революция». Информационное общество не будет обществом всеобщего благоденствия, как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия – напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование. Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обществу усиливается разрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами. Даже в масштабах одной из таких стран, как США или Япония, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительной части населения пользоваться благами информатизации. Кроме того, на пути к информационному обществу возникают как достаточно уродливые, с точки зрения традиционной культуры, явления, так и явления, опасные в общественно-политическом и социальном плане.

Тем не менее, реальные и ожидаемые в ближайшем будущем перемены велики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой, и охватывают значительную часть жизни общества и личности.

 

1.2 Путь человечества к информационному обществу

 

Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют «информационными революциями».

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному; это сделало письменность более доступной и, в значительной степени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародыши того процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, которое нуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системы оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин ¾ «информационное общество».

Парадоксально, но по мере перехода от одного этапа информационной революции к другому нарастали проявления, так называемого, «информационного кризиса» – явления, важнейшей чертой которого является превышение объема информации того уровня, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший 3-4 языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отслеживать почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможным полное прочтение книг, а третьей – полное владение оперативной информацией; и то, и другое – первые проявления информационного кризиса. Эти процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует владения полной информацией по соответствующей проблеме, ее осмыслению и анализу.

В полной мере информационный кризис проявился к середине ХХ века. Потоки информации стали столь огромными, что человек не имеет возможности воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения.

Возникновение больших потоков информации было обусловлено:

· постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний; так, если в начале ХХ века число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе науки, не превышало десяти, то к концу века их стало на порядок больше, а объем каждого выпуска увеличился во много раз;

· чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.

Уровень описанного явления, наступивший в этой сфере к середине ХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило за каждые 10 лет, к 1970 г. – уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века – ежегодно.

Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают:

· противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;

· существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;

· укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, которые препятствуют распространению информации.

Одна из задач информационного общества – смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров, информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства по пути продвижения к информационному обществу.

 

1.3 Информационные ресурсы современного общества

Обсудим вначале само понятие «информационный ресурс».Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы». Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

В документах и массивах информации, о которых говорилось выше, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, приведенное выше определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе, к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными и всякими иными ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «не сжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, но чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем, необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т.п., к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.)

и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернет можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией в сфере информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось не так давно, в начале 80-х годов ХХ века, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Возможный способ их классификации представлен на рис.1. Прокомментируем его.

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство. Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д. Не будем комментировать далее, тем более что рис. 1, охватывая основные виды национальных информационных ресурсов, не является исчерпывающим.

 

Рис. 1. Состав национальных информационных ресурсов


Наряду с национальными информационными ресурсами, возможно выделить такие категории как информационные ресурсы предприятия (организации), информационные ресурсы частного лица и т.д. Разумеется, эти категории не обладают той степенью общности, которая отражена на приведенной выше схеме, а зависят от вида организации, специальности и интересов конкретного лица. К примеру, состав основных информационных ресурсов высшего учебного заведения отражен на рис. 2.

 

Рис. 2. Состав информационных ресурсов высшего учебного заведения.

 

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки нарождающегося мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:

· информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.д.);

· информационные технологии, компьютерные программы;

· базы данных, информационные системы

и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных,

· службы связи и телекоммуникации;

· бытовые службы;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

· консалтинговые (консультационные) фирмы;

· биржи;

· частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации – это частные лица; предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является, выполняемый многими библиотеками, подбор литературы по тематике заказчика (или представление справок по описанию и местонахождению такой литературы). Причем, кроме той литературы, которая есть в данной библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают отнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно-техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т.д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернет (т.е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближения к информационному обществу.

Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т.е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и, основанных на их использовании, телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

 

1.4 Экономика и структура труда в информационном обществе

 

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и промышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 48% людей было занято в информационной сфере.

Более того, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. Приведем разительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2015 г., по официальным прогнозам, останется 14 тыс. человек. Эго произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Важнейшей стороной экономики информационного общества стала ее глобализация. Глобальная экономика, в отличие от той взаимосвязанной мировой экономики, которая реально существует уже несколько веков, способна работать как целостная система в режиме, говоря принятым в информатике языком, «реального времени», в масштабах всей планеты. Термин «режим реального времени» означает, что принятие и реализация решений об управлении системой, работающей в этом режиме, происходит со скоростью, превышающей скорость технологических процессов в этой системе. Глобальность экономики реализуется на основе новых информационных и коммуникационных технологий и была совершенно невозможна до их создания и широкого внедрения. Новые технологии позволяют за очень короткое время реально перемещать капиталы по миру, из одной национальной или региональной экономики в другую, связывая национальные и транснациональные финансовые институты в единую сеть.

Экономике информационного общества соответствуют новые формы организации производства. Информационные технологии сделали возможным, так называемые, гибкие производства, перенастраиваемые в короткий срок на выпуск измененной продукции. Поскольку такие системы позволяют много быстрее, чем традиционные, реагировать на изменения спроса на рынке, они экономически эффективнее. Другое следствие информатизации – изменения в структурах крупных корпораций, рост числа и повышение жизнеспособности средних и мелких фирм, наблюдаемое в конце ХХ века в развитых странах. Такие фирмы создают сети производителей, обмениваются заказами и товарами в темпе, недоступном традиционной крупной корпорации середины ХХ века со сложно организованным иерархически выстроенным управлением, неспособным быстро принимать решения. Разумеется, гигантские корпорации типа IBM существуют, но уже в наши дни они образуют работающие в режиме on-line сети с огромным количеством мелких и средних фирм.

В целом, в процессе перехода к информационному обществу возникла форма организации, которую называют «сетевое предприятие». Известный американский социолог М.Кастельс определяет ее следующим образом: специфическая форма предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей. Поясняя это определение, заметим, что отдельные элементы такого обобщенного предприятия могут работать как в автономном режиме, так и, в различных проектах, в различных фрагментах сети. Огромное число таких малых и средних предприятий уже есть во всех развитых странах.

Еще одна характерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

· услуг образования

и другие.

Рынок товаров и услуг при движении по пути к информационному обществу также становится все более глобальным, несмотря на сохраняющиеся проявления государственного протекционизма. Уже в наши дни доминирующие в мировой экономике сегменты тесно связаны с мировым рынком; достаточно посмотреть на рынки энергоресурсов, важнейших видов сырья, транспортных услуг, в глобализации которых Россия принимает самое непосредственное участие.

При движении по пути к информационному обществу меняется и структура занятости населения. При этом утверждения типа того, что мир движется к «обществу мудрецов», и ему подобные, не имеют под собой никаких реальных оснований. Вновь напомним: не следует делать из информационного общества очередную утопическую сказку. Даже среди лиц, занятых в так называемой информационной сфере, немало тех, кто имеет не очень высокий уровень образования и квалификацию.

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Не подтверждаются, к счастью, предсказания о том, что массовое внедрение информационных технологий приведет к массовой безработице. В конце ХХ века в развитых странах в этой сфере не происходило никаких драматических событий; напротив, во многих из них безработица была ниже, чем в середине века. Наблюдался естественный для быстро меняющегося общества переток рабочей силы из одного сегмента экономики в другой. Появились такие новые формы организации труда как гибкий рабочий день, работа на дому (в том числе и интеллектуальная) и т.д.

 

1.5 Проблема информационной безопасности личности, общества и государства

 

Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.

В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.

Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации, и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному с



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)