Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% медицинских работников [41,43, 44].

Экспериментальное исследование влияния копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности проводилось с 19 октября по 28 декабря 2009г. В исследовании приняли участие 32 работника ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» в возрасте от 25 до 45 лет, имеющих высшее образование.

Для проверки выдвинутого предположения и поставленных задач была разработана соответствующая программа и применена адекватная батарея методик. Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования изучались механизмы психологических защит, копинг-поведение и степень эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

На втором этапе исследования проводилась математическая обработка данных, выявлялось взаимодействие между полученными результатами.

На третьем этапе исследования после оценки данных и выявления взаимосвязи между ними были сделаны соответствующие выводы.

Исследование степени эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» было проведено с помощью методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко [13, с. 19-24].

Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового.

Опросник состоит из 84 утверждений и включает 12 шкал, которые группируются в соответствии с тремя фазами [13]:

фаза «тревожное напряжение» (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);

фаза «резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу);

фаза «истощение», которая характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

К фазе «тревожное напряжение» относятся такие симптомы, как:

ППО – переживание психотравмирующих обстоятельств, которое проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

НС – неудовлетворенность собой, которая проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

ЗК – ощущение «загнанности в клетку», которое проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно; развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.

Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

ТД – тревога и депрессия, которые обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:

НИЭР – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое наблюдается в случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не-хочу» - неадекватным или избирательным образом.

ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, больному и т.п.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.

РСЭЭ – расширение сферы экономии эмоций, которое проявляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

РПО – редукция профессиональных обязанностей, которая обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

К фазе «истощение» относятся:

ЭД – эмоциональный дефицит, который заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.

ЭО – эмоциональная отстраненность, при которой работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни негативные обстоятельства.

ЛО/Д – личностная отстраненность, или деперсонализация, которая проявляется в сфере общения. Прежде всего, отмечается частичная или полная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности.

ПСВН – психосоматические и психовегетативные нарушения, которые обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия.

Данные, полученные в процессе опроса респондентов были статистически обработаны, результаты представлены в таблицах 2,3,4.

 

Таблица 2 – Результаты диагностики эмоционального выгорания испытуемых в баллах

респондент

возраст

Гендерная принадлежность

Фаза «напряжения»

итого

Фаза «резистенции»

итого

Фаза «истощения»

итого

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

40

м

9

7

0

6

22

25

12

27

10

74

18

3

10

10

41

137

2

45

м

15

3

13

23

54

19

23

25

30

97

22

3

7

8

40

191

3

33

м

14

18

23

8

63

8

18

15

15

56

2

7

10

7

26

145

4

32

м

8

18

8

8

42

28

15

10

25

78

20

14

10

8

52

172

5

26

м

2

20

1

2

25

20

22

4

12

58

20

10

5

11

46

129

6

44

м

5

3

10

0

18

15

28

5

22

70

0

18

10

8

36

124

7

35

м

22

17

10

18

67

18

25

15

25

83

10

21

17

20

68

218

8

30

м

2

0

6

5

13

15

7

5

23

50

13

8

0

8

28

92

9

40

м

0

0

11

5

16

12

13

7

17

49

0

5

0

5

10

75

10

39

м

10

0

0

5

15

7

0

0

10

17

0

3

0

6

9

41

11

31

м

19

0

0

0

19

20

8

8

15

51

10

13

0

2

25

95

12

40

м

8

3

0

0

11

5

18

0

7

30

0

5

0

2

7

48

13

28

м

17

3

6

21

47

17

7

6

5

35

5

7

5

8

25

107

14

38

м

22

28

11

20

81

30

27

23

25

105

25

27

27

15

94

280

15

27

м

5

3

1

0

9

17

10

2

19

48

10

20

7

3

40

97

16

41

м

22

2

15

28

67

15

20

20

22

67

13

26

10

7

56

190

17

28

ж

22

13

12

18

65

30

10

19

5

64

12

0

15

6

33

162

18

29

ж

2

3

0

3

8

15

5

3

4

27

0

3

7

2

12

47

19

45

ж

0

3

2

2

7

13

10

0

15

38

5

6

3

8

22

67

20

25

ж

12

15

21

5

53

20

10

7

23

60

20

23

10

5

58

171

21

39

ж

4

13

0

5

22

17

22

28

19

86

20

3

10

10

43

151

22

33

ж

0

2

0

0

2

10

10

0

20

40

15

10

5

3

33

75

23

45

ж

12

2

5

8

27

20

12

24

22

78

13

10

28

13

64

169

24

27

ж

5

0

6

8

19

3

15

5

8

31

10

2

2

3

17

67

25

35

ж

9

3

0

6

18

10

5

8

12

35

0

3

0

0

3

56

26

35

ж

10

3

0

3

16

17

0

10

12

39

0

3

0

10

13

68

27

38

ж

14

6

2

15

37

12

0

7

9

28

5

3

5

18

31

96

28

32

ж

0

0

16

8

24

15

17

3

20

55

0

15

0

2

17

96

29

38

ж

12

10

13

28

63

17

7

0

22

46

13

20

22

8

63

172

 
30

38

ж

17

23

16

8

64

18

19

5

20

62

20

30

13

5

68

194

 
31

28

ж

17

3

0

10

30

20

15

7

18

60

13

10

5

18

46

136

 
32

34

ж

22

13

29

27

91

19

17

17

20

73

28

20

26

10

84

248

 

В целом по группе

Сред

нее

10,56

7,40

9,53

9,46

34,84

16,47

13,34

9,84

16,60

55,94

10,68

10,69

8,40

7,78

37,81

128,63

Дисперсия

7,45

7,85

8,73

8,75

24,55

6,41

7,65

8,68

6,86

21,41

8,52

8,54

8,19

4,95

22,98

61,04

Стандартное

откл.

1,31

1,38

1,54

1,54

4,34

1,13

1,35

1,53

1,21

3,78

1,50

1,51

1,44

0,88

1,063

10,79

По группе муж

чин

Сред

нее

11,25

7,81

9,43

9,31

35,56

16,94

15,81

10,75

17,62

60,50

10,5

11,87

7,37

8,01

37,68

133,81

Дис-пер-сия

7,59

9,10

9,38

9,42

24,23

7,01

8,15

8,95

7,39

23,70

8,70

8,23

7,28

4,60

22,81

63,96

Стандартное

откл

1,89

2,27

2,34

2,35

6,05

1,75

2,03

2,23

1,84

5,92

2,17

2,05

1,82

1,15

5,71

15,99

По группе жен-

щин

Сред

нее

9,87

7,01

9,62

9,62

34,12

16,01

10,87

8,94

15,56

51,37

10,87

10,06

9,43

7,56

37,93

123,44

Дисперсия

7,48

6,66

8,34

8,34

25,64

5,93

6,44

8,61

6,35

18,48

8,63

9,01

9,12

5,43

23,91

59,60

Стандартное

откл

1,87

1,66

2,08

2,08

6,41

1,48

1,61

2,15

1,59

4,62

2,15

2,25

2,28

1,35

5,97

14,89

                                                                                                           

 

Мы видим, что сформирована у всей группы испытуемых фаза резистенции, представленная сложившимися симптомами неадекватного эмоционального реагирования (НИЭР), эмоционально-нравственной дизориентации (ЭНД) и редукции профессиональных обязанностей (РПО), т.е. теми составляющими, которые непосредственно влияют на качество выполняемой работы.

Анализ с учетом гендерных различий показал, что в группе мужчин выше показатель сформированности всех трех фаз и СЭВ в целом, причем особенно это проявляется в показателях фазы резистенции.

Так, у женщин сложившимися симптомами данной фазы являются НИЭР (16) и РПО (15,56), а у мужчин НИЭР (16,93), ЭНД (15,81) и РПО (17,65).


Таблица 3 – Результаты диагностики симптомов эмоционального выгорания испытуемых (чел.)

симптом ППО НС ЗК ТД НИЭР ЭНД РСЭЭ РПО ЭД ЭО ЛОД ПСВН
Не сложив-шийся 15 21 19 22 4 9 20 6 12 16 18 22
Скла-дываю- щийся 8 5 8 2 10 11 4 8 11 7 9 7
Сложив-шийся 4 3 2 2 9 5 2 4 1 1 1 2
Домини-рующий 5 3 3 6 9 7 6 14 8 8 4 1

 

Таблица 4 – Результаты диагностики фаз эмоционального выгорания испытуемых (чел.)

Фаза Не сформирована (до 36) В стадии формирования (36-60) Сформирована (более 60)
Напряжения 19 5 8
Резистенции 7 12 13
Истощения 17 9 6

 

Полученные данные наглядно отображены на рисунках 1, 2.

 

Рисунок 1 – Сравнительная диаграмма диагностики симптомов эмоционального выгорания испытуемых


Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что по степени сформированности и доминированию преобладают такие симптомы как НИЭР (56% - сложился у 28% и доминирует у 28% испытуемых), РПО (56% - сложился у 12% и доминирует у 44%) и ЭНД (38% - сложился у 16% и доминирует у 22%).

Не сложились следующие симптомы эмоционального выгорания:

ПСВН – 69%; Т/Д – 69%; НС – 66%; РСЭЭ – 63% и ЗК – 60%.

Складываются ЭД – 34% и ЛО/Д – 28%.

 

Рисунок 2 – Сравнительная диаграмма диагностики фаз эмоционального выгорания

 

Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что у 40% испытуемых полностью сформирована фаза резистенции, у 38% она находится в стадии формирования, и не сформирована только у 22%.

Фаза напряжения не сформирована у 60% испытуемых, находится в стадии формирования у 15% и сформировалась у 25%.

Фаза истощения не сформирована у 53% испытуемых, находится в стадии формирования у 28% и сформирована у 19%.

Анализ средних показателей симптомов СЭВ по степени их выраженности среди сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» позволил провести ранжирование в целом по группе сотрудников, по группе мужчин и по группе женщин. Ранговые ряды отражены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Ранжирование симптомов СЭВ

Ранг

Симптомы СЭВ

В целом по группе Баллы По группе мужчин Баллы По группе женщин Баллы
1 РПО 16,59 РПО 17,62 НИЭР 16,00
2 НИЭР 16,46 НИЭР 16,93 РПО 15,56
3 ЭНД 13,34 ЭНД 15,81 ЭНД 10,88
4 ЭО 10,94 ЭО 11,87 ЭД 10,87
5 ЭД 10,68 ППО 11,25 ЭО 10,06
6 ППО 10,56 РСЭЭ 10,75 ППО 9,87
7 РСЭЭ 9,84 ЭД 10,50 ЗК 9,63
8 ЗК 9,53 ЗК 9,43 ТД 9,62
9 ТД 9,46 ТД 9,31 ЛОД 9,43
10 ЛОД 8,40 ПСВН 8,01 РСЭЭ 8,94
11 ПСВН 7,78 НС 7,81 ПСВН 7,56
12 НС 7,40 ЛОД 7,37 НС 7,00

 

Анализ с учетом гендерных различий показал, что и в целом по группе, и по отдельности для каждой из групп преобладающими являются три симптома, характерные для фазы резистенции: РПО, НИЭР и ЭНД. В группе мужчин показатели симптомов, характерных практически для всех трех фаз выше, чем у женщин. Исключением являются симптомы, характерные для фазы истощения.

Можно предположить, что мужчины истощаются медленнее, сопротивляемость стрессору выше, что может быть связано с выбором определенных копниг-стратегий поведения и срабатыванием определенных психологических защитных механизмов.

Поэтому, далее исследование сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» проводилось с применением методики для психологической диагностики механизмов психологических защит (индекс жизненного стиля - LSI) [48] и методики Э. Хайма [35] для определения копинг-стратегий поведения.

Методика LSI является удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему механизмов психологических защит (МПЗ), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.

Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного стиля) [48]:

1. Отрицание (О)

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению», как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. «Отрицание» как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

2. Вытеснение (В)

Механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п. Психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

3. Регрессия (Р)

Механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

4.Компенсация (К)

Проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых «компенсация» - наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

5. Проекция (П)

В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя.

6. Замещение (З)

Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и не «опасного». В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

7. Интеллектуализация (рационализация) (И)

Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

8. Реактивные образования (РО)

Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Результаты исследования механизмов психологической защиты (МПЗ) испытуемых представлены в таблице 6.


Таблица 6 – Результаты исследования МПЗ испытуемых (баллы)

респондент

возраст

Гендерная принадлежность

МПЗ

О

В

Р

К

П

З

И

РО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

40

м

27

63

53

78

72

65

97

61

2

45

м

79

25

53

37

36

48

87

61

3

33

м

79

76

85

37

90

98

42

39

4

32

м

61

92

85

97

46

65

99

61

5

26

м

27

25

35

37

99

37

59

39

6

44

м

84

25

2

78

12

23

97

97

7

35

м

99

76

99

95

64

93

92

61

8

30

м

79

2

53

37



2019-07-03 241 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)