Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и интерпретация результатов исследования



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На первом этапе исследования по результатам разработанной анкеты были выделены две группы испытуемых. Первую группу составили те студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции. Вторую группу составили те студенты, которые самостоятельной работе не придают значения и ограничиваются лишь знаниями, получаемыми в основном на лекционных занятиях.

По результатам анкеты особый интерес вызвали следующие ответы испытуемых. На вопрос «Что вы предпринимаете, чтобы успешно учиться, окончить институт и стать хорошим специалистом?» испытуемые первой группы ответили, что они усердно изучают литературу по специальности, независимо от учебной программы. В основном это учебники по психотерапии, монографии известных зарубежных и отечественных психологов и психотерапевтов. Также студенты этой группы изучают смежные науки, а именно иностранные языки (в основном английский), увлекаются юриспруденцией, медициной, педагогикой, менеджментом, управленческими науками. Эти студенты принимают активное участие в работе психологических мастерских, встречах с ведущими психологами Крыма и Украины, часто выступают сами организаторами подобных мероприятий. Они также большое значение уделяют общей культуре, чаще всего литературе и музыке.

Представители другой группы, для которых самостоятельная работа незначима, также изучают литературу по специальности, но здесь больше делается упор на чтение книг и монографий зарубежных авторов, пользуется особым спросом литература по психоанализу З. Фрейда, психоаналитической концепции К. Юнга и Э. Фромма. Также представители этой группы считают, что вполне достаточно им усвоить учебную программу для того, чтобы быть достаточно квалифицированным специалистом, так как на практике все равно, по их мнению, приходится забывать о теории и все учить по-новому. При этом эти студенты также принимают активное участие в работе научных кружков и мастерских, но не систематически, а «по настроению» и в зависимости от темы работы мастерской или личности гостя встречи.

Заметные различия были получены между группами на вопросы «Как вы оцениваете свой уровень учебной нагрузки?» и «Сколько часов, в среднем, ежедневно тратите на учебную самостоятельную работу?». Оказалось, что представители первой группы оценивают уровень учебной нагрузки как нормальный, а некоторые даже как низкий. В группе второй все представители оценивают его как высокий. В первой группе на самостоятельную работу тратят студенты по 5-6 и более часов в день, а во второй группе не более 3-4 часов. При этом представители группы №1 считают, что им недостаточно времени на самостоятельную работу, а вторую группу он вполне устраивает.

При ответе на вопрос «какую литературу прорабатывают студенты во время самостоятельной работы?» оказалось, что первая группа прорабатывает всю рекомендованную литературу и даже отмечали дополнительный набор книг, а вторая группа только учебники и конспекты, некоторые студенты этой группы отмечали основную литературу.

Одной из причин, которая мешает учиться представителям первой группы является малое количество времени, отводимое на самостоятельную работу и большая учебная и рабочая нагрузка, так как студенты периодически работают в детских лагерях МДЦ «Артек». А вот представителям второй группы мешает не только большая нагрузка, но и отсутствие навыков систематической работы, специфика обучения в институте.

Особый интерес привлекли данные полученные на вопрос «Как вы используете свободное время?». Студенты первой группы отмечали, что в свободное время они работают в библиотеке, посещают занятия научных кружков, никто не отмечал, что занимается спортом или смотрит телевизор. А вот представители второй группы отмечали, что посещают занятия научных кружков, проводят время в кругу друзей и знакомых, а также смотрят фильмы психологической тематики, иногда психологические учебники.

И первая и вторая группа студентов в случае увеличения свободного времени больше тратила бы его на учебу, но вот первая группа все же еще ин чтение специальной литературы.

На втором этапе исследования уже целенаправленно проводилось исследование с двумя группами направленное на выявление мотивации самостоятельной работы.

По результатам методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» у первой группы студентов (которые придают особое значение самостоятельной работе) был выявлен у половины группы высокий уровень мотивации успеха и у половины группы высокий уровень боязни неудачи. Это обусловлено тем, что студенты этой группы стремятся показать требуемый преподавателями уровень знаний, стремятся в дальнейшем стать хорошими профессионалами, но у некоторых из них присутствует страх того, что они могут оказаться недостаточно хорошими специалистами, что затруднит в дальнейшем выход в жизнь и поиск работы, они боятся стать неконкурентоспособными. У представителей второй группы мотивационный полюс не выражен. Их результаты расположены в диапазоне от 8 до 13 баллов. Это позволяет сделать вывод о том, что представители данной группы еще не задумываются над тем, что их ждет в будущем, их не беспокоит нынешний статус и мнение преподавателя. Они довольно спокойно относятся к тому. Что могут чего-то еще не знать. Таким образом, в данных наблюдается тенденция к различиям в группах при U = 544, при р = 0,06.

По результатам методики «Шкала совестливости» у группы студентов первой группы выявлен высокий уровень совестливости. Это говорит о том, что студенты данной группы особое значение уделяют мнению преподавателя, окружающих относительно их знаний, способностей. Эти студенты испытывают чувство вины, если вдруг оказываются неуспешными или не могут ответить на поставленный вопрос. А вот у представителей второй группы по результатам данной методики чувство ответственности значительно ниже. Представители данной группы больше уделяют внимания своим проблемам, практическим аспектам педагогической деятельности (в период работы и учебы в институте одновременно), чем изучению теоретических проблем психологии. Они не обеспокоены тем, что могут чего-то не знать, так как считают это вполне естественным. Различия в группах статистически достоверны при U = 320, при р = 0,05.

По результатам методики «Потребность в достижении» у представителей первой группы наблюдается высокий уровень в потребности в достижениях. Студенты не просто стремятся получить новые знания, но и стремятся завоевать «определенное пространство» в группе, на курсе. Многие из них воспринимают отметку, как показатель их успешности и некоторого статуса на курсе, а также они считают, что достигнув многого в процессе обучения, они будут успешны и за пределами института. У представителей второй группы наблюдается более низкий уровень в потребности в достижении, чем у первой группы, но их результаты можно также отнести к высоким. Это говорит о том, что данные студенты тоже стремятся к тому, чтобы получить результат высокий и значительный в учебе и в дальнейшем в работе, но для них эта проблема несколько отдалена, они не задумываются над ней так серьезно, как студенты первой группы. В результатах данных наблюдается тенденция к различиям в группах при U = 102, при р = 0,07.

По результатам методики «Мотивация обучения в вузе» было выявлено, что у представителей первой группы наблюдается высокий уровень к приобретению знаний и овладению профессий. Они проявляют постоянно любознательность, задают в ходе лекционных занятий много вопросов, много читают, уделяют чаще других внимание незначительным на первый взгляд психологическим фактам. Также они стремятся максимально овладеть профессиональными знаниями, сформировать у себя профессионально важные качества, умения. Порой это стремление не позволяет им заниматься некоторыми любимыми занятиями, чаще всего они жертвуют спортом. Выбор двух данных мотивов говорит также об адекватном выборе профессии. У представителей второй группы преобладает сочетание несколько другое. Ведущие позиции занимает мотив «овладения профессией» и мотив «получения диплома». Это говорит о том, что помимо желания получить максимально профессионально важные знания и овладеть профессиональными качествами и умениями, студенты этой группы больше все-таки формально усваивают звания, при удобной возможности находят обходные пути при сдаче экзаменов и зачетов. Многие из них внутренне не согласны с выбором профессии, некоторые с выбором института, поэтому среди высказываний представителей второй группы часто встречалось мнение о том, что в дальнейшем они сменят профессию, получат второй образование или просто не будут работать по специальности. Различия в группах по результатам данной методики статистически достоверны при U = 72, при р = 0,03.

Таки образом, стоит отметить, что у студентов, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции в процессе обучения, мотивацией самостоятельной работы вступает стремление к достижению успеха, высокая совестливость, стремление к приобретению знаний и овладению профессией, что подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.

Среди студентов-психологов присутствуют студенты, которые особое значение уделяют самостоятельной работе в овладении профессиональными знания, важными качествами личности, умениями и навыками. Это те студенты, которые четко и ясно представляют себе дальнейшие цели, видят хорошо пути их достижения, но у них преобладает некоторая неуверенность в своих знаниях, что и заставляет их уделять особое внимание самостоятельной подготовке. Те студенты, которые не видят особого смысла в самостоятельной работе в большинстве случаев скептически относятся к своей профессиональной карьере, профессиональному росту. Они не задумываются более тщательно над свои будущим.

1. Студенты, ориентированные на самостоятельную работу более совестливы, ответственны, стремятся во все дойти до самой сути и глубины в отличие от студентов, которые не видят особого смысла в самостоятельно работе.

2. У групп испытуемых наблюдается разная мотивация обучения в вузе. Психологи, ориентированные на самостоятельную работу, стремятся к приобретению знаний, овладению профессией, что говорит об адекватном выборе ими профессии. Вот представители студенчества, не уделяющие особого внимания самостоятельной работе, стремятся, прежде всего получить диплом и овладеть профессиональными знаниями на уровне чтения учебников и конспектов лекций.

3. Обе группы испытуемых характеризуются потребностью в достижениях. Но студенты, ориентированные на самостоятельную работу, связывают свою будущую деятельность в основном с профессией психолога, стремление достичь успеха в профессиональной сфере. А студенты другой группы (не сориентированных на самостоятельную работу) больше рассуждают об успехе вообще, не связывая его с психологической деятельностью.

4. У студентов, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции в процессе обучения, мотивацией самостоятельной работы вступает стремление к достижению успеха, высокая совестливость, стремление к приобретению знаний и овладению профессией, что подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели, на наш взгляд, актуальную тему «Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов». В нашем исследовании мы опирались на такой подход: самостоятельная работа - это один из видов познавательной деятельности студента во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время по овладению учебным материалом без непосредственного участия педагога, но под его руководством. Естественно, самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью., особенно в последнее время, когда все более актуальным становится не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и освоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач. Все это тесным образом связано с наличием соответствующей профессиональной мотивации и ее развитием у обучаемых. Внеаудиторная работа может быть организована в форме участия обучаемых в реализации элементов будущей профессиональной деятельности. Изменение структуры учебной мотивации приведет к повышению успеваемости, повлияет на становление профессиональной идентичности будущих психологов.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем мотивации к самостоятельной работе, более подготовлены к обучению в институте, а так же имеют высокий уровень самосознания.

Представленная точка зрения на психологию самостоятельной работы является весьма уязвимой во многих своих аспектах и к тому же не единственно возможной. Недостатки ее отражают тот факт, что в настоящие время не существуют ни сколько-нибудь разработанной психологической концепции самостоятельной работы, ни сколько-нибудь эффективной практики ее организации.

Предполагается, что критический анализ и совместные обсуждения рассмотренных вопросов помогут преподавателям постепенно, где «на ощупь», а где, опираясь на психологические законы, искать и находить свои собственные пути организации эффективной самостоятельной работы студента.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под.Ред. Бодалева А.А. и др. – М.,1980.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.

3. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе //Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №5. – С.13-19

4. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе //Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №6. – С.21-32.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

6. Карпекин В.Е. Контроль самостоятельной работы студентов. - М., 1991.

7. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум. - М., 1999. - 176с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

9. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544с. – С.276.

10. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.

11. Подласый И.П. Педагогика. - Москва, 1998. - В 2 т. Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов. – Воронеж. - 1996.

12.  Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». (Лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы) – К.: Миллениум, 2004. – 521 с.

13. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Тоновин. – Минск: Харвест, 1997. –205 с.

14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М.: Аспект Пресс,1985ю

Солоницын В.А., Шабанов Г.А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. Учебно-методическое пособие /Под ред. И.Г. Безуглова. – М.: МОСУ, 1995. – 64с. – С.57-59.

16.  Талызина Н.Ф. Педагогическая психология - М., 1998.

17. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей.// Педагогика. – 2000. - №7.

18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Гардарики,1999. – 519с.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, - 2003.

20. Холодная М.А. Психология интеллекта: изд. Питер, 2002г.-248с.

21. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 1990

22. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. – М., 1982.

23. Шалионов Г. М. Личная зрелость и профессиональное самоопределение. Автореферат. СПб. – 1997.

24. Эбзеев М.М. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза.//Педагогика. – 2001. - №1.

25. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов.//Социс. – 1997. - №3.

26. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. – М. – 1969.

27. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб. – 1998.

28. Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности-Л.1990г.-294с.

29. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. - Київ: Вища школа, 1987. – 110с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Инструкция: «Уважаемый товарищ! Предлагаем Вам принять участие в изучении самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института. Такое исследование может быть проведено только с Вашей помощью и при Вашем активном участии. Результаты исследования во многом зависят от искренности и четкости Ваших ответов. Изучение этих вопросов поможет выработать практические рекомендации, направленные на улучшение учебного процесса, самостоятельной работы и самообразования студентов нашего института».

АНКЕТА!

1. Какие мотивы склонили Вас к выбору специальности психология (подчеркните):

- обстоятельства жизни (материальное положение, предыдущая работа по данной специальности);

- советы родителей или родственников;

- семейные традиции;

- советы учителей, преподавателей;

- советы друзей;

- чтение литературы;

- убежденность в своих способностях к данной специальности;

- знакомство, встречи с людьми данной специальности;

- какой-либо случай;

- что еще (назовите, что именно).



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и интерпретация результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)