Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Преддипломная практика проходила в 3 классе "Б" средней образовательной школы № 1100 ЮЗАО г. Москвы.

В классе обучается 21 человек, из которых 10 мальчиков и 11 девочек. Класс многонационален.

Обучение в этом классе ведется по традиционной программе: учебник по русскому языку - "Русский язык" Рамзаевой Т.Г., по математике - "Математика" Моро М.И., Бантовой М.А., по чтению - "Родная речь" Головановой М.В., Горецкого В.Г., по окружающему миру - "Мир вокруг нас" Плешакова А. А.

Общая успеваемость в классе достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции.

При наблюдении и анализе работы учащихся данного класса можно сделать вывод о развитии их общеучебных умений и навыков. У третьеклассников присутствуют затруднения в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках. При восприятии информации, а конкретно, письменной инструкции треть учащихся нуждается в пошаговом предъявлении и пошаговом контроле усвоения учебного материала, несколько человек самостоятельно справляются с восприятием инструкции, остальным же требуются первичные разъяснения задания. Среди организаторских умений и навыков выделяют умение проверить свою работу. Большинство учащихся 3 класса "Б", закончив выполнение задания, его результат не проверяют, так как довольствуются любым результатом. Треть учащихся результат проверяют, но ошибок чаще всего "не видят".

При работе с учащимися было выявлено, что учитель мало времени уделял анализу результатов работы детей. На уроках деятельность педагога была в основном направлена на овладение детьми учебным материалом, а не на всестороннее развитие личности, поэтому даже при наблюдении было видно, что такой компонент учебной деятельности как самоконтроль не сформирован.

Для определения уровня развития навыка самоконтроля были подобраны методики.

На первых уроках была проведена методика № 1 "Рисование бус" (методика И.И. Аргинской), которая позволяет выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух.

Это задание учащиеся выполняли на подготовленных заранее листках с рисунком кривой, изображающей нитку:

 

 

Для выполнения работы каждому ребенку было необходимо не менее девяти разноцветных карандашей. Учащимся нужно было нарисовать на нитке девять круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинки. Все бусины должны были быть разного цвета, а средняя - обязательно красного цвета. Данная инструкция зачитывалась детям 2 раза. Затем они выполняли работу. После того как все учащиеся сделали данное задание, учитель еще раз рассказал, какие бусы нужно было нарисовать. Учащиеся проверяли правильность своих работ и в случае обнаружения ошибки ниже рисовали новую нитку бус.

При проведении данной методики участвовали 21 учащийся.

Для оценивания были выбраны лучшие из двух возможных вариантов:

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование девяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Исходя из результатов методики № 1 была составлена таблица № 1.

 

Таблица № 1

            Оценка Дети 1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень
Александр С.       +
Александра Т. - Г. +      
Александра Ч.     +  
Алина Д. +      
Анжела З.   +    
Анна П.   +    
Армине Д.     +  
Артем У.     +  
Василий К.   +    
Виктория Т.       +
Виталий Д.   +    
Глеб К.     +  
Григорий Ш.       +
Давид Ч.     +  
Дарья Ж.   +    
Иван М.     +  
Илья С.   +    
Людмила К.   +    
Маргарита Т.       +
Павел В.     +  
Юлия Г.   +    

 

Чтобы проиллюстрировать эту таблицу, была построена круговая диаграмма № 1.

 

Диаграмма № 1

 

Затем была проведена методика № 2. Данный вид задания направлен на определение уровня саморегуляции. Учащимся предлагался тетрадный лист в одну линейку с образцом. Им необходимо было продолжить написание палочек, соблюдая следующие правила:

- палочки и черточки должны быть написаны в такой же последовательности;

- правильный перенос их с одной строчки на другую;

- не писать на полях;

- писать не в каждой строчке, а через одну.

Анализ проводился по следующим критериям:

5 баллов - ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца задания; работает не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

4 балла - по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла - ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

2 балла - ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и е исправляет, к качеству работы безразличен.

1 балл - ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

По результатам методики № 2 была составлена таблица № 2.

 

Таблица № 2

                    Оценка Дети 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Александр С.       +  
Александра Т. - Г. +        
Александра Ч.     +    
Алина Д. +        
Анжела З.   +      
Анна П.     +    
Армине Д.     +    
Артем У.     +    
Василий К.   +      
Виктория Т.       +  
Виталий Д.   +      
Глеб К.     +    
Григорий Ш.       +  
Давид Ч.       +  
Дарья Ж.     +    
Иван М.     +    
Илья С.   +      
Людмила К.     +    
Маргарита Т.       +  
Павел В.     +    
Юлия Г.   +      

 

Результаты таблицы № 2 видны в диаграмме № 2.

 

Диаграмма № 2

 

Потом была проведена методика № 3, которая была направлена на определение уровня сформированности конкретных способов учебной деятельности, в том числе сформированность способов контроля и их качественной характеристики.

Учащимся были предложны карточки с заданиями:

- задача на содержание одного из учебных предметов (математики);

- небольшой рассказ с 5 грамматическими ошибками на изученные правила.

По ходу выполнения задания учащимся также предлагалось ответить на вопросы:

- Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли ты выполнил задание?

- Если бывают, то что ты в этом случае делаешь?

- Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание? Если да, то как?

- Как ты думаешь, правильно или неправильно ты решил задачу?

- Проверял ли ты себя, когда решал задачу?

- Есть ли в этом тексте ошибки? Как их можно исправить.

Анализ выполнения задания позволил определить:

1. степень осознания учеником значения и необходимости контроля;

2. что преимущественно выступает в качестве объекта контроля (результат деятельности или ее процесс);

3. соотношение контроля в ситуации, требующей целенаправленности его проявления, и в случаях, когда задача контроля не ставится.

На основе проведенного анализа по указанным направлениям была составлена таблица № 3.

 

Таблица № 3

Оценка

Дети

Степень осознания

Объект контроля

Проявление

контроля

высокая средняя низкая результат деятельности процесс деятельности отсутствует присутствует
Александр С.     + +   +  
Александра Т. - Г.   +   +     +
Александра Ч.     + +     +
Алина Д.   +   +     +
Анжела З.   +   +     +
Анна П.   +   +     +
Армине Д.   +   +     +
Артем У.     + +     +
Василий К.   +   +     +
Виктория Т.     + +   +  
Виталий Д.   +   +   +  
Глеб К.     + +     +
Григорий Ш.     + +   +  
Давид Ч.     + +   +  
Дарья Ж.     + +     +
Иван М.     + +     +
Илья С.   +   +     +
Людмила К.   +   +   +  
Маргарита Т.     + +   +  
Павел В.     + +     +
Юлия Г.   +   +   +  

 

Результаты исследования, приведенные в таблице № 3, отображены в диаграмме № 3.

 

Диаграмма № 3

 

Проанализировав все 3 диаграммы, можно сделать вывод, что у учащихся 3 класса "Б" навык самоконтроля развит. По уровню сформированности навыка класс можно разделить на 3 группы:

§ учащиеся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу - 5 человек (Александр С., Виктория Т., Маргарита Т., Давид Ч., Григорий Ш.);

§ учащиеся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно - 14 человек (Александра Ч., Анжела З., Анна П., Армине Д., Артем У., Василий К., Виталий Д., Глеб К., Дарья Ж., Иван М., Илья С., Людмила К., Павел В., Юлия Г.);

§ учащиеся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени - 2 человека (Александра Т. - Г., Алина Д.).

После проведения вышеуказанных методик была спланирована и организована опытно-практическая работа, направленная на развитие у детей 3 класса самоконтроля. При составлении конспектов уроков в различные этапы урока включались специальные методы и приемы развития навыка самоконтроля.



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)