Воспользуемся методом комплексного показателя конкурентоспособности продукции на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности: n
К = å Wi Ki,
i=1
где Ki – единичный показатель конкурентоспособности продукции общим числом n;
Wi – показатель значимости (веса) I – го единичного показателя конкурентоспособности.
Рассчитаем коэффициенты конкурентоспособности тестируемых товаров (таблицы 3 - 14) и сделаем вывод.
Таблица 3.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Балтика»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
8
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
11
5
4
5
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
13
5
5
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
27
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
28
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
29
5
5
5
4
0,5
0,25
0,25
0
5
33
5
5
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
35
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
43
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
45
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
55
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
48
5
5
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
46
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
57
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
60
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
67
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
70
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
71
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
74
5
4
5
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
73
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
96
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
86
5
4
5
3
0,5
0,25
0,25
0
4,75
92
5
5
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
80
5
4
5
3
0,5
0,25
0,25
0
4,75
81
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
82
5
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,5
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,89427
Таблица 4.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Ячменный колос»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаковка
26
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
31
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,375
Таблица 5.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Redd’s»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
41
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
49
3
3
3
3
0,5
0,25
0,25
0
3
50
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
61
4
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
63
5
4
3
3
0,5
0,25
0,25
0
4,25
68
4
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
19
4
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4
5
5
4
5
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,225
Таблица 6.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Старый мельник»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
18
4
5
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
52
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
54
4
4
4
3
0,5
0,25
0,25
0
4
77
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
83
5
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,5
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,4
Таблица 7.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Клинское»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
9
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
10
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
4
5
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
14
5
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,5
24
5
4
5
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
38
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
44
4
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
51
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,5312
Таблица 8.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Сокол»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаковка
1
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
25
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
37
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
72
5
3
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,25
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,0625
Таблица 9.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Миллер»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
23
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
59
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
62
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
76
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
87
5
5
5
3
0,5
0,25
0,25
0
5
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,6
Таблица 9.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «BRAHMA»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
2
4
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4
16
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
36
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
40
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
47
5
5
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
64
5
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
65
3
3
3
2
0,5
0,25
0,25
0
3
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,3571
Таблица 10.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Оболонь»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаковка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
30
5
5
4
1
0,5
0,25
0,25
0
4,75
53
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
91
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,8333
Таблица 11.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Арсенальное»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
3
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
22
5
4
5
4
0,5
0,25
0,25
0
4,75
34
4
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
42
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
78
3
3
3
3
0,5
0,25
0,25
0
3
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,1
Таблица 12.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Три толстяка»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаковка
93
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
88
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,625
Таблица 13.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Сибирская корона»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
6
5
5
5
4
0,5
0,25
0,25
0
5
12
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
15
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
17
4
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
20
4
4
4
4
0,5
0,25
0,25
0
4
32
5
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
39
5
4
4
5
0,5
0,25
0,25
0
4,5
66
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
75
5
4
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,75
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,4444
Таблица 14.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности тестируемого товара «Жигулёвское»
№ респондента, j
Единичные показатели конкурентоспособности товара, в баллах
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности
Kj,
в баллах
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаков-ка
Качество пива
Цена
Ассор-тимент
Упаковка
69
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
79
3
3
3
3
0,5
0,25
0,25
0
3
89
5
2
5
5
0,5
0,25
0,25
0
4,25
90
5
5
5
5
0,5
0,25
0,25
0
5
Итого: усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К
4,3125
Вывод: усредненный коэффициент конкурентоспособности К по результатам маркетинговых исследований больше у товара «Балтика», но и у товара «Оболонь» коэффициент конкурентоспособности достаточно высок, значит он является его основным конкурентом на рынке.
Заключение
В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель, т.е. выявлено отношение покупателей к продукции пивоваренной компании «Балтика» и на этой основе выбор самых привлекательных сегментов рынка.
В результате проведенного маркетингового исследования по изучению отношения потребителей к пиву «Балтика» была выявлена зависимость между такими признаками сегментирования как пол, возраст, состав семьи, доход. В итоге были сформированы два сегмента потребителей со сходным отношением к продукции - «безразличные» потребители и «благожелательные» потребители.
Исходя из проведенного маркетингового исследования данному предприятию необходимо осуществлять маркетинг в трёх основных направлениях:
- ценовая политика, основанная на стратегии «престижной цены»;
- оценка позиций конкурирующих продуктов на выбранных целевых сегментах;
- продвижение товара, предполагающее сочетание двух методов - рекламы и стимулирования сбыта.
Список используемой литературы
1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
2. Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. 2003. № 5. С. 24 – 28.
3. Академия рынка: маркетинг: Пер. С франц./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар и др.; Науч. Ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.
4. Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – 236 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
6. Петров В.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Саратов: СГТУ, 1999. – 144 с.
7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рекламной деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 20 – 38.
8. Завьялов П.С. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с.
9. Романов А.А. Статистическое изучение рекламной деятельности // Вопросы статистики. 2003. № 1. С. 29 – 33.
10. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.