Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Измерение и показатели инфляции



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Измерение и показатели инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одним из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.

Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в отчетном году составляла 1100 руб. за тонну, а в базовом году 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составит:

(1100 : 1000) ∙ 100 = 110%

Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.

Если нам надо рассчитать соотношение цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).

При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.

Один из них основывается на применении индекса (формулы) Лайспереса: сравниваются цены текущего периода (p¹) и базового (p°) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q°). Формула Лайспереса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становиться дороже в текущем периоде.

 

    Σ p¹q°

I l = ————

    Σ p°q°


Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Паше. Ценовые индексы по формуле Паше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

 

     Σ p¹q¹

I p = ————

       Σ p°q¹

 

Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Лайспереса несколько завышает рост цен, то индекс Паше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:

 

If = √Il · Ip

 

Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю от индекса Лайспереса и индекса _аше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

На основе формулы Лайспереса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.

Также на основе формулы Лайспереса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.

С 1996 г. В России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор – индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующий корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:

 

                      ВВП ном

Дефлятор ВВП = ——————

                       ВВП реал

 

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствует о повышении степени инфляционного напряжения.


ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Высокая инфляция серьезная проблема для экономики России на протяжении всего периода реформ. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Однако не всякое изменение цен является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества товаров, условий внешней торговли, другими факторами. Инфляция социально-экономическое явление, которое порождено диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

1. Диспропорциональность - дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования "печатного станка", что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Поскольку олигополист заинтересован в сокращении производства и предложении товаров создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.

4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены.

5. Инфляционные ожидания возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйствующие субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая, в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, и раскачивают тем самым маховик инфляции.

Различают "скрытую" и "подавленную" инфляцию. Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы. Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. В такой ситуации инфляция принимает "подпольный" характер: внешне цены стабильны, но поскольку масса фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит. Излишек денег выглядит как недостаток товаров, кажется, что решение проблемы связано с ростом производства. Однако постоянно избыточная эмиссия не может быть компенсирована неуспевающим за ней производством. Следовательно, в условиях подавленной инфляции товарный дефицит есть внешнее выражение обыкновенной инфляции. Таким образом, при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, другая же неотоваренная превращается в лжеденьги.


ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Измерение и показатели инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Измерение и показатели инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)