Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ



2019-07-03 153 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы управления инвестиционными процессами на предприятиИ

1.1 Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники

Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России

1.3 Результаты экономических реформ в России

1.4 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России

1.5 Инвестиционный процесс в современной России

1.6 Макроэкономические предпосылки развития инвестиционного процесса в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности (1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса. В то же время процессы изменения масштаба производства и достижения оптимального (с точки зрения фирм) объема основного капитала могут быть прослежены только на длинных временных интервалах.

Таким образом, в академической литературе практически отсутствуют исследования инвестиционных процессов и инвестиционного поведения российских компаний. До 1999 г. наблюдался спад инвестиций по всем отраслям экономики, вызванный трансформационными процессами, и изучение динамики инвестиций в этот период не представляет интереса для понимания текущей ситуации.

В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста. Очевидно, что инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Данные о темпах роста реальных инвестиций в основной капитал за последние годы (2000–2002) свидетельствуют об активности экономических агентов в этой области. Вместе с тем на динамику инвестиций в экономике России, как и в других переходных и развивающихся экономиках, накладывается множество процессов, связанных с особенностями формирования рыночной экономики и поведением фирм.

В связи с этим именно в настоящее время представляется чрезвычайно актуальным рассмотреть предпосылки развития инвестиционного процесса в Российской Федерации на макроуровне.

Все вышесказанное касается первой (теоретической) части курсового проекта.

Во втором разделе оценивается эффективность инвестиционного проекта с помощью системы количественных показателей и учета факторов риска.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники[1]

 

Инвестиционный процесс – функционирование механизма, который сводит тех, кто предлагает деньги, средства, с теми, кто предъявляет на них спрос; в ходе инвестиционного процесса принимаются решения, связанные с инвестированием. Стороны инвестиционного процесса обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке.

Может сложиться, казалось бы, иная ситуация – на предприятии принимается решение об инвестировании собственных средств. Но не надо забывать, что «собственные средства» не принадлежат предприятию, их собственником являются владельцы предприятия, например, акционеры.

Рассмотрим элементы инвестиционного процесса.

Финансовые институты – организации, которые принимают вклады и дают привлеченные деньги в долг либо инвестируют в иных формах.

Финансовый рынок – механизм, который для заключения сделок сводит всех тех, кто предлагает деньги, с теми, кто их ищет.

Рыночная цена – цена, уравновешивающая интересы продавцов и покупателей.

Денежный рынок – сегмент финансового рынка, где ресурсы приобретают и продают на короткий срок.

Рынок капиталов – долгосрочный финансовый рынок, на котором преобладают различные формы сделок с ценными бумагами.

Иногда (в частности, при сделках с имущественными ценностями) продавцы и покупатели вступают в сделку напрямую. Но обычно в работе финансовых рынков участвуют финансовые учреждения, которые выступают посредниками между теми, кто предоставляет средства, и теми, кто предъявляет на них спрос.

Главные участники инвестиционного процесса – это государство, предприятия и частные лица, причем каждый из них может участвовать в инвестиционном процессе, как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Государство. Каждому уровню исполнительной власти – федеральной, региональной, и муниципальной – требуются денежные средства на финансирование своей деятельности. Эта деятельность связана с капитальными вложениями в строительство школ, больниц, шоссейных дорог. Часто такие проекты финансируются путем выпуска разного рода долгосрочных долговых обязательств – облигаций. Другим источником спроса на деньги являются текущие нужды государства. Власти могут финансировать свои нужды с помощью выпуска краткосрочных облигаций.

Иногда органы исполнительной власти выступают с предложением денег. Если у государства на какое-то время освобождается некоторая сумма денег, то вместо того, чтобы держать ее на текущем счете, власти могут вложить средства в финансовые инструменты и получить положительный доход. Государство может инвестировать собственные средства и в создание инфраструктуры – строительство дорог, ирригационных сооружений. Но в целом государство – это чистый потребитель денежных средств, оно использует больше средств, чем предлагает.

Предприятия. Большинство предприятий нуждается в крупных средствах для поддержания своей деятельности, их финансовые потребности делятся на долгосрочные и краткосрочные. Для реализации долгосрочных целей предприятиям нужны деньги на постройку зданий и сооружений, приобретение оборудования, для разработки новых продуктов.

Краткосрочные потребности возникают в связи с необходимостью обеспечения товарных запасов, покрытия дебиторской задолженности и других текущих расходов. Для финансирования кратко- и долгосрочных нужд предприятия выпускают в обращение разнообразные долговые ценные бумаги и акции. Когда у них возникает временный избыток денежных средств, они предлагают деньги другим. Но подобно государству предприятия в целом являются чистыми покупателями денежных средств.

Частные лица могут участвовать в инвестиционном процессе, размещая деньги на сберегательных счетах, покупая облигации и акции, страховые полисы, приобретая разного рода имущество. Спрос частных лиц на денежные средства принимает главным образом форму займов для финансирования покупки жилья, автомобилей и др. Однако частные лица, в отличие от государства и предприятий, являются чистыми поставщиками денег.

 

1.2 Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России [2]

 

Одна из наиболее болезненных проблем современной российской экономики - это резкое снижение инвестиционной деятельности, особенно после кризиса 17 августа 1998 года. Исключением являются инвестиции в финансовые активы, которые в большинстве случаев носят спекулятивный характер.

Среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие:

¾ экономические и финансовые;

¾ социально-политические;

¾ правовые.

Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить:

¾ наличие значительного налогового пресса;

¾ слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы;

¾ устойчивый дефицит федерального и большинства региональных и местных бюджетов;

¾ монопольно высокие цены на энергетические ресурсы;

¾ инфляцию и общий спад производства.

Не менее негативно влияют на инвестиционные процессы продолжающаяся длительное время социально-политическая нестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также низкие темпы проведения экономических реформ. В результате наблюдается резкое расслоение населения по доходам и собственности, его низкий жизненный уровень, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, коррупция и высокий уровень криминализации в экономической сфере. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала.

Также отрицательное воздействие на инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести: недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношения хозяйствующих субъектов и дополняла бы Гражданский кодекс РФ, так как он хотя и является документом прямого действия, но нуждается в ряде конкретных законодательных актов, детализирующих его положения; частую сменяемость отдельных законодательных актов, а также низкий уровень их исполнения.

До настоящего времени в России отсутствовал Налоговый кодекс. Предыдущим составом Государственной Думы принята лишь первая часть этого кодекса. Инвесторам необходим ясный (и по возможности неизменный) список налогов и правила, по которым эти налоги необходимо платить. Без этих двух условий инвестиционные риски в России останутся весьма высокими.

Вместе с тем в последние годы в России наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры – банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др. Несмотря на то, что новые формы рыночной инфраструктуры далеки от совершенства и понесли значительные потери в результате августовского кризиса 1998 года, тем не менее можно считать, что значительное число входящих в нее субъектов продемонстрировали свою жизнестойкость, а следовательно, и возможность участия в инвестиционных процессах при наличии соответствующих условий.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести развитие информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронные почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи, обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.

Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс в России, - это складывающийся слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики. В предкризисный период они смогли обеспечить проведение акций, присущих рыночной экономике. Это тендеры, торги, конкурсы, аукционы, аукционы в инвестиционной, проектно-сметной, подрядной и других сферах деятельности, в результате чего заложены основы будущих инвестиционных процессов.

 

1.3 Результаты экономических реформ в России[3]

 

С января 1992 года началась либерализация цен в надежде, что тем самым будет создан рынок, который к осени того же года даст свои результаты: цены стабилизируются, спад производства прекратится, курс доллара (в ценах 1992 года) остановится на отметке 80 руб. за 1 долл.

Но ни одна из поставленных целей не была достигнута. На протяжении пяти лет, проводя этот курс, правительство привело экономику к упадку. Настала деиндустриализация страны, резко усилилось обнищание населения, происходило разрушение генофонда, страна находилась под угрозой потери независимости из-за состояния продовольственного сектора экономики, росла преступность.

Спустя десять лет с начала реформ в экономике России не восстановлен уровень производства 1990 года, продолжается инвестиционный кризис.

Отличительные черты инвестиционного кризиса 90-х годов в России:

¾ резкий спад объемов инвестиций во всех отраслях хозяйства и регионах страны;

¾ инфляция, обесценивающая собственные источники инвестирования предприятий и фирм, повышенная степень риска и подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;

¾ разрушение основных фондов и производственного потенциала, престижных технологий;

¾ низкая конкурентоспособность корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;

¾ неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса (как строительства, так и отечественного производственного оборудования).

Спады производства, высокие темпы инфляции, обнищание огромной массы населения не оставляют надежд на трансформацию экономики и преодоление кризиса с помощью либеральной политики.

Одним из серьезнейших элементов общесистемного кризиса, охватившего нашу экономику в 90-х годах, является долгосрочный инвестиционный кризис с далеко идущими негативными последствиями для всех сфер жизни России.

Либеральный подход к реформированию экономики ознаменовался резким спадом инвестиционной активности. Объем инвестиций в производственную сферу постоянно снижался. В результате валовые капитальные вложения сократились в 1996 году на 75% к уровню 1990 года, а чистые капитальные вложения (за вычетом амортизации) – на 92%.

В общественном сознании произошло изменение приоритетов: от «романтического увлечения» либерализацией экономики – к более глубокому анализу последствий либерализации и ее влияния на реальные экономические процессы: темпы развития производства, уровень жизни населения, проблемы занятости, экономическую экспансию российского рынка западными фирмами и т.д.

В годы перестройки стала стремительно падать доля бюджетных ассигнований в развитие народного хозяйства:

 

1985 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1992 г. 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г.
88,5% 75,2% 52,1% 44,5% 37% 32% 23% 20% 19,2% 17,4%

 

В связи с либерализацией цен и усилением налогового пресса ситуация в инвестиционной сфере ухудшилась. Оптовые цены предприятий повысились по сравнению с 1991 г. В 20 раз. Наблюдается значительный рост цен на инвестиционные товары: продукцию машиностроения – в 18 раз, строительные материалы – в 17 раз, лес и пиломатериалы – в 16 раз. Уровень цен капитальных вложений возрос в 1 квартале 1993 года по сравнению с уровнем, принятым при переходе к сметным ценам и введенным с 1 января 1991 года, в 70 раз.

Соответственно обесценились финансовые ресурсы предприятий. Возникла острая проблема с амортизационными накоплениями. До 1988 года государство почти полностью распоряжалось амортизационными отчислениями, которые в 1992 году составляли до 30% общего объема капитальных вложений. После либерализации цен амортизационные начисления стали недостаточными для простого воспроизводства основных фондов. Так, к концу 1993 года доля амортизационных отчислений в себестоимости промышленной продукции по сравнению с 1991 г. снизилась в 3,6 раза и составила: 0,84% - в целом по промышленности; 0,47% - в черной металлургии; 0,50% - в нефтехимической промышленности; 0,52% - в цветной металлургии; 1,10% - в машиностроении.

Отрицательные действия либерализации экономики сказались и на сокращении денежной массы в стране, на обесценении инвестиционных ресурсов предприятий, что сразу потребовало эквивалентной переоценки основных фондов и индексации оборотных средств предприятий.

 

1.4 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России [4]

 

Основные принципы государственной инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России». Этот документ определял направление деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса и создание необходимых предпосылок для активизации инвестиционных процессов.

Программа была принята в 1996 году, т.е. в период относительной экономической стабилизации, и рассчитана на срок до 2000 года. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в тот период в инвестиционной сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.

Мероприятия программы были направлены на повышение объема капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования, в том числе путем увеличения доли государственных инвестиций. Основная часть государственных инвестиций должна быть предоставлена частным инвесторам на конкурсной основе. И хотя многие положения программы по причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса, от основополагающих законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций, не утратили своей актуальности.

В феврале 1999 года был опубликован Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Рядом статей этого Закона определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектов Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1 создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

¾ совершенствования системы налогов;

¾ применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

¾ установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

¾ защиты интересов инвестора;

¾ предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

¾ принятия антимонопольных мер;

¾ расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

¾ развития финансового лизинга;

¾ проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

2 прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем:

¾ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами;

¾ формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

¾ предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

¾ размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;

¾ проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России;

¾ защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

¾ разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

¾ выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

¾ предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством.

Значительное место в системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Строго регламентируя порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они могут быть реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

В настоящее время утвержден статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам – победителям конкурсов, имеющих государственную поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерального статистического наблюдения № 1-эфк «Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов – победителей конкурсов по состоянию на 1 октября 1999 года».

Целью обследования является получение информационной базы для расчетов фактической эффективности и окупаемости по введенным стройкам и объектам.

Система показателей включает следующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:

¾ фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал;

¾ фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;

¾ фактический чистый доход;

¾ количество созданных рабочих мест;

¾ продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).

Наряду с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов имеет Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 года).

Правительством РФ также принят ряд постановления, направленных на реформирование национальной экономики, выводу ее из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.

В системе мер, предусмотренных Правительством РФ, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановление и развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров с правительствами развитых стран и с крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию. Весьма характерно и то, что отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равные права и обязанности.

Не менее важной задачей Правительство считает реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагается объединение «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные задачи таких корпораций состоят в улучшении менеджмента, упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции и т.д. Кроме того, Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России должна обеспечивать своевременное рассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав органами государственной власти и принятии неотложных мер.

Предусматривается конкретизировать систему страновых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку российского экспорта и инвестиционных процессов.

Все перечисленные мероприятия, в случае их успешной реализации, должны обеспечить России приток инвестиций и как следствие динамичное развитие экономики.

 

1.5 Инвестиционный процесс в современной России [5]

 

I квартале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в инвестиционной сфере можно отметить следующие основные тенденции:

¾ высоким темпом продолжил увеличиваться объем инвестиций в основной капитал;

¾ общий объем финансовых вложений в абсолютном выражении вырос, при этом доля долгосрочных вложений по-прежнему меньше, чем доля краткосроч­ных;

¾ сохранялось неравномерное распределение инвестиций в основной капитал по видам экономи­ческой деятельности с преобладанием транспортной отрасли и связи;

¾ в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля привлеченных средств увеличилась в основном за счет бюджетных средств и прочих привлеченных средств;

¾ в территориальной структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес сохранил­ся у Центрального федерального округа;

¾ значительно быстрее рос объем работ, выполненных в строительстве;

¾ ускорился темп ввода жилья;

¾ несколько увеличилась в общем объеме инвестиций в основной капитал доля инвестиций на строительство жилья, а также зданий и сооружений;

¾ темп роста цен на строительную продукцию превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 0,9 процентного пункта;

¾ общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, увеличился 2,8 раза, при этом объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза.

Общий объем инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности)' в действующих ценах в I квартале 2007 г. составил 663,2 млрд. руб., в том числе объем инвестиций в основной капитал — 655,7 млрд., из которых 33,7 млрд. — инвестиции из-за рубежа.

Развитие экономики России в I квартале 2007 г. характеризовалось значительным ростом инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной ка­питал (включая инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций, субъектов малого предпринимательства, индивидуальных застройщиков; объем неформальной деятельности) в сопоставимых ценах увеличился в I квартале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 20,1% (в I квартале 2006 г. - на 5,7%).

Факторами, способствующими проявлению данной тенденции, являются: улучшение ситуации с заимствованиями государства на внешнем рынке (изменение структуры внешнего долга в пользу более эффективного предпринимательского сектора), сохранение тенденций развития в основных видах экономической деятельности, благоприятная конъюнктура финансовых рынков, подъем страны в кредитных рейтингах до инвестиционной позиции, благоприятная внешнеторговая конъюнктура, некоторое замедление темпа инфляции, рост реальных денежных доходов населения, замедление роста цен производителей промышленной продукции.

Укрепление рубля, благоприятная таможенная политика и развитие особых экономических зон значительно повлияли на эффективность импорта машин и оборудования из стран дальнего зарубежья.

Сдерживающее влияние на инвестиционную деятельность в I квартале 2007 г. оказывали следующие факторы: медленное внедрение системы гарантирования банковских вкладов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции, продолжающийся рост издержек производства в основном из-за ускоренного роста цен на грузоперевозки и на строительную продукцию, некоторое сокращение инвестиционных программ в ряде крупных нефтяных компаний. Невыполнение Федеральной адресной инвестиционной программы в течение ряда лет также сдерживает при­влечение средств частных инвесторов.

В региональной структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. было отмечено увеличение объема инвестиций в основной капитал2 по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года во всех федеральных округах. Наиболее высокий темп роста наблюдался в Сибирском федеральном округе (137,4%), где увеличение объема инвестиций обеспечили Иркутская и Томская области, Агинский Бурятский автономный округ.

В общем объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. наибольший удельный вес был у Центрального (24,1%) и Уральского (18,8%) феде­ральных округов. Около половины инвестиций в основной капитал Центрального федерального округа приходилось на Москву (47,2%).

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в I квартале 2007 г. существенных структурных изменений относительно I квартала 2006 г. не произошло. Основной поток инвестиций (83,7% общего объема) направлялся в следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь — 24,6% общего объема инвестиций (в I квартале 2006 г. — 25,7%), добыча полезных ископаемых — 23,1 % (20,5%), обрабатывающее производство — 17,9% (21,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 12,4% (10,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 5,7% (6,1%).

В I квартале 2007 г. предприятия сферы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых увеличили инвестиции в основной капитал на 31,3% по сравнению с I кварталом 2006 г. На высоком уровне находится инвестиционная активность в ряде обрабатывающих производств, ориентированных на конечный спрос. Объем инвестиций в основной капитал увеличился но предприятиях, производящих резиновые и пластмассовые изделия — в 2 раза, готовые металлические изделия — на 83,5%, текстильные и швейные — на 68,2%, изделия из кожи и обувь — на 51,2%. Данная тенденция дает основание полагать, что в этих видах деятельности, традиционно демонстрирующих невысокую конкурентоспособность, усилился процесс модернизации производства.

Относительно высокая инвестиционная активность в таких видах деятельности, как сельское хозяйство (62,8%), коммунальное хозяйство (33,3%) и образование (44,4%), обусловлена необходимостью ликвидации существенного износа основных фондов на предприятиях этих видов деятельности, состояние которых не позволяет в ближайшее время ожидать быстрого роста их эффективности.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности) уменьшилась доля инвестиций, направленных на приобретение, монтаж и установку, машин, оборудования и транспортных средств (с 36,5% в I квартале 2006 г. до 35,1 % в I квартале 2007 г.). Доля инвестиций в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений увеличилась с 46,1 до 48% и в строительство жилья — с 7,2 до 7,4%.

В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и без учета па­раметров неформальной деятельности) продолжилось снижение удельного веса собственных средств организаций, используемых но инвестиционные цели (46,7% в I квартале 2007 г. против 48,9% в I квартале 2006 г.), и увеличение удельного веса привлеченных средств, используемых на инвестиционные цели (до 53,3% против 51,1% соответственно).

В структуре привлеченных средств наибольшая часть принадлежала бюджетным средствам (13,4%) и прочим привлеченным средствам (23,1 %). Увеличение доли последних объясняется ростом средств от эмиссии акций. Их доля в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составила 2,5% (в I квартале 2006 г. - 0,5%). Кредиты банков в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составили 9,2%, по сравнению с I кварталом 2006 г. их доля уменьшилась на 0,1 процентного пункта.

Доля амортизационных отчислений в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. по сравнению с I кварталом 2006 г. уменьшилась на 1,9 процентного пункта и составила 22,3%.

Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предприниматель­ства) в I квартале 2007 г. достиг 2989,8 млрд. руб. (в I квартале 2006 г. — 2462,7 млрд.), что более чем в 4,5 раза превышает объем инвестиций в основной капитал.

Краткосрочные финансовые вложения организаций увеличились с 2133 млрд. руб. в I квартале 2006 г. до 2437,8 млрд. в I квартале 2007 г., долгосрочные — с 329,7 млрд. до 552 млрд. В общем объеме финансовых вложений доля долгосрочных финансовых вложений организаций составила 18,5%, краткосрочных — 81,5%. При сложившемся в I квартале 2007 г. соотношении сохраняется проблема нехватки «длинных» инвестиционных ресурсов для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, связанных с модернизацией и техническим перевооружением в отдельных видах экономической деятельности, в том числе в обрабатывающем производстве.

Основными направлениями долгосрочных финансовых вложений организаций были вложения в паи и акции других организаций (62,2% общего объема долгосрочных финансовых вложений) и в предоставленные займы (22,5%), краткосрочных — вложения в прочие краткосрочные финансовые вложения (83,3% общего объема краткосрочных финансовых вложений), в предоставленные займы (13,3%), а также в облигации и другие долговые обязательства (2,4%).

В общем объеме финансовых вложений в I квартале 2007 г., как и в предыдущие годы, доля собственных средств организаций (63,6%) существенно превышала долю привлеченных средств (63,6%). Последние формировались преимущественно из кредитов банков, прочих средств и заемных средств других организаций (главным образом из средств от эмиссии акций).

Увеличение темпа инвестиционной активности отразилось на динамике показателей капитального строительства. Так, темп прироста объема работ, выполненных в строительстве, в I квартале 2007 г. составил 22,7% против 1,5% в I квартале 2006 г.

За счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих организаций объем введенных в действие производственных мощностей в I квартале 2007 г. превысил показатель аналогичного периода 2006 г. Так, значительно вырос объем ввода в действие: мощностей по производству цельномолочной продукции, помещений для свиней, мельничных предприятий сортового помола, крупяных предприятий, ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием, линий электропередач для электрификации сельского хозяйства напряжением 6—20 кВ, торговых организаций, рынков и павильонов, турбинных электростанций, радиорелейных линий связи.

В I квартале 2007 г. было введено в действие 35,4 тыс. зданий, из них здания жилого назначения составили 95,7%. Организациями всех форм собственности и населением введено в действие общей площади жилых домов на 51,1% больше, чем в соответствующий период предыдущего года (в I квартале 2006 г. — уменьшение на 5,5%). При этом доля жилья, построенного населением за свой счет и с помощью кредитов, составила 49,1 % от общего объема введенного в I квартале 2007 г. жилья (в I квартале 2006 года — 49,3%).

Объем жилищного строительства в 64 субъектах федерации в I квартале 2007 г. превысил показатель, зафиксированный в I квартале 2006 г. Наиболее высокий темп жилищного строительства достигнут в Калужской, Орловской, Магаданской областях, Республике Ингушетии, Усть-Ордынском Бурятском, Корякском, Агинском Бурятском автономных округах, Алтайском крае.

В I квартале 2007 г. продолжал увеличиваться объем ввода в действие объектов социально-культурной сферы и местной инфраструктуры. По сравнению с I кварталом 2006 г. увеличился ввод в действие таких объектов социально-культурной сферы



2019-07-03 153 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)