Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание универсальной методики журналистского творчества



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Создание универсальной методики журналистского творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники информации

 

Журналист должен не только знать и использовать уже обозначенные стадии творчества, но и ориентироваться в той информационной среде, с которой он взаимодействует. К ней относятся три типа информационных источников: документ, человек и предметно-вещественная среда.

Понятие «документ» употребляется в нескольких значениях. Согласно одному из них - это материальный носитель записи (бумага, кино - и фотоплёнка, магнитная запись, перфокарты и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве. Документ в более узком смысле – официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналистики актуальны оба эти значения. Но очень важно иметь в виду, что документы несут на себе печать личности того, кто их создавал, и условий, в которых это происходило. Желательно удостовериться в подлинности документа. Это особенно важно, если журналисту придётся доказывать свою правоту в суде. Документ тогда становится аргументом. Опора на «носители знаний» делает публикацию доказательной и защищённой.

Центральное звено информационной среды – человек, или «живой источник». Ведь он нередко является свидетелем либо даже участником события. Кроме того, «Живой источник» - носитель информации и о себе, о своём субъективном мире. И, наконец, - транслятор информации, полученной от других. Одно непременное условие: этот источник должен быть надёжен и к нему должен быть возможен доступ. Таким источником, в принцип, может быть любой человек, обладающий нужной журналисту информацией. Чем больше таких «источников», тем легче разобраться в проблеме. Однако самым надёжным и популярным источником информации являются представители органов власти. Поданным статистики около 80 % журналистов регулярно обращаются к представителям различных ветвей власти.

И третий источник информации – предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако есть одна сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

Ещё как один дополнительный источник информации А.И. Соков выделяет слухи – «молва, известие, обычно ещё ничем не подтверждённое». Нередко именно слухи, при всей их сомнительности, становятся поводом для журналистского расследования и в итоге перестают быть таковыми. Поэтому в процессе направленного исследования темы журналист просто обязан опросить всех лиц, имеющих отношение к изучаемому явлению. Это позволит выявить суть происходящего, определить тенденции, обнаружить истоки проблемы и пути её решения, добиться максимальной объективности.

Помимо трёх основных источников информации, некоторые авторы, в том числе А.И. Соков и Г.В. Лазутина, выделяют так называемую информационную структуру, к которой относятся:

· Брифинги (короткие совещания работников СМИ, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по разным вопросам);

· Презентации (торжественные встречи представителей государственных/общественных/частных структур с общественностью, с представителями прессы для ознакомления с чем-либо новым);

· Пресс-конференции (встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их и ответов на их вопросы);

· Пресс-релизы (специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами);

· Информационные бюллетени (о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами) и т. д.

Интересно мнение Сокова об этой информационной сети, он говорит, что «эти каналы, как и информационные агентства, распространяют сообщения «общего пользования», без учёта специфики изданий. Конечно, такая помощь полезна, но не снимает проблемы получения сведений непосредственно из жизни, а, следовательно, и проблемы источников информации». Поэтому, соглашаясь с его мнением, мы делаем вывод, что большее внимание необходимо уделять трём основным источникам: человеку, документам и предметно-вещественной среде.

 

1.3 Способы получения информации

 

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, т. к. именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения.

Изучая те или иные социальные явления, профессионал пользуется набором определённых методов, которые позволяют ему проникнуть в суть изучаемых объектов. Данный арсенал постоянно пополняется за счёт смежных с журналистикой наук. Например, в последние годы журналисты охотно стали использовать социологические методы сбора информации, как правило, они не являются основными, но органично дополняют традиционные способы получения информации в журналистике. К наиболее используемым заимствованным методам относятся:

· Массовое интервьюирование;

· Анкетирование;

· Систематическое наблюдение;

· Эксперимент.

Но мы более подробно рассмотрим традиционные способы получения информации: наблюдение, документ, интервью (беседа).

Наблюдение

Известно, что кочевники (киргизы, казахи), чтобы скоротать дальнюю дорогу, поют нескончаемую песню обо всём, что видят в пути. Порой и журналистские материалы напоминают такую песню. При этом авторы ссылаются на тезис о том, что наблюдение – важнейший способ сбора информации. Как правило, оно используется для планомерного, целенаправленного восприятия, изучения действительности. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нём создаётся атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортёра (особенно свойственно телевидению и радио).

Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация из такого рода наблюдений всегда отличается живостью и достоверностью. В- третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независимо от чьего-либо мнения.

Наблюдение имеет ряд модификаций.

1. Неподготовленное наблюдение. Журналист имеет возможность увидеть окружающую действительность в живых, непосредственных деталях, в движении. Конкретный объект наблюдения отсутствует. Важно только суметь за фактом увидеть явление, в череде привычных для большинства людей событий разглядеть необычное.

2. Подготовленное наблюдение. У него всегда есть конкретный объект, адрес и время действия. Журналист заранее знает, что предстоит наблюдать, какова последовательность события, когда оно произойдет, и кто в нём будет участвовать. Он имеет возможность предварительно побывать на объекте, выбрать точку наблюдения, собрать заранее полезную информацию.

3. Разовое наблюдение. Используется для наблюдения за одноимённым событием, все стадии которого происходят на глазах журналиста. Данное событие ограничено во времени и пространстве. При этом хорошо различимы детали, подробности, характерные признаки.

4. Длительное наблюдение. Позволяет изучить объект исследования, увидеть явление или событие в динамике. Такие явления могут иметь значительную протяжённость во времени и пространстве. Журналист имеет возможность неоднократно к ним возвращаться, исследуя всё новые грани проблемы.

5. Открытое наблюдение. Журналист при встрече с источником информации не скрывает свою профессиональную принадлежность, издание, которое представляет, а также тему и цель беседы.

6. Скрытое наблюдение. Используется обычно в конфликтной ситуации, ибо не вызывает «возмущения» объекта. Журналист остаётся в тени, не указывая свою профессию, не раскрывая истинную цель контакта с источником. Оно позволяет увидеть факты и события в неискажённом виде, лучше понять истоки конфликта.

Вы можете использовать любой вид наблюдения, но важно помнить одно. Успех наблюдения зависит от умения установить значение, новизну и возможный эффект, происходящего события, чтобы не сработать на корзину, а наполнить вашу «песню» смыслом, сделать её «хитом» пусть не сезона, так номера.

Работа с документами

Если с помощью наблюдения мы получаем сведения, что называется, из первоисточника, то документы дают возможность использовать и опосредованные данные. Такие сведения могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий. Все эти данные могут потребоваться журналисту для использования в тексте, могут и не потребоваться, выступив только как материал, подлежащий переработке в ходе творческого процесса. В условиях «информационного взрыва» от журналиста требуется высокий уровень документоведческой, библиографической грамотности, широкое представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. Г.В. Лазутина делит их следующим образом:

По типу деятельности:

1) Государственно-административные

2) Производственно-административные

3) Общественно-политические

4) Научные

5) Нормативно-технические

6) Справочно-информационные

По сферам обращения:

1) Производственные

2) Документы общественных организаций

3) Бытовые

Освоение любых документов складывается из трёх этапов: извлечение данных, их фиксация и интерпретация. Каждый из них требует тщательности и скрупулёзности в работе. Особую сложность представляет проверка документа. Журналист обязан не только установить его подлинность. Необходимо убедиться в достоверности заключённых в нём сведений, в том, что они соответствуют действительности. И, наконец, получить ответ на вопрос: насколько надёжны или репрезентативны эти сведения, могут ли они служить основой для серьёзных выводов и обобщений. Для проверки данных документа на надёжность, т. е. на то, в какой мере они основательны, представительны, чтобы служить базой для серьёзных выводов и обобщений, журналистам не мешает почаще консультироваться со специалистами, способными выступить в качестве экспертов по той или иной проблеме.

Интервью

Самый распространённый способ получения информации – интервью. У некоторых авторов он звучит как беседа. Журналистов этот способ привлекает потому, что даёт широкий спектр сведений: фактические данные, мнения, предположения и прогнозы, речевую характеристику собеседника. Одна из задач при этом – постижение личности партнёра. Решению такой задачи способствует характер вопросов и их чередование, реплики и замечания журналиста, интонация и ритм разговора, стимулы, помогающие собеседнику одолеть скованность. Главное, журналист должен владеть достаточным количество приёмов, стимулирующих общение. Анатолий Аграновский даёт хорошие советы на этот счёт: не молчать при разговоре, не стыдиться незнания, втягивать собеседника в процесс обдумывания, «заострять» предмет возможного спора и т. п.

А Анатолий Иванович Соков выводит целый ряд правил ведения беседы, соблюдение которых, по его мнению, позволит получить от источника максимально возможную информацию.

1) Основное правило общения состоит в том, что информация успешно передаётся только в условиях двустороннего контакта, взаимного желания изложить свою позицию.

2) Побудить собеседника к разговору может лишь частичная неосведомлённость журналиста. Если у вас нулевые знания по теме беседы, лучше к ней не приступать: результат будет равен познаниям.

3) Журналист не только должен знать предмет разговора, но и способен правильно понять собеседника, мотивы его поведения, профессиональные и человеческие качества.

4) Как правило, время и место встречи назначает интервьюируемый, иногда при этом согласовываются основные направления разговора. Журналист должен позаботиться, чтобы обстановка при проведении встречи была психологически благоприятной, удобной. Обычно профессиональные журналисты стремятся устроить встречу наедине, чтобы собеседник в присутствии других людей не был сдержан в своих суждениях.

5) Разговор должен идти на тему, наиболее значимую для собеседника. Беседа вызовет больший интерес, если вам удастся сочетать единство позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем. Вопросы желательно использовать разного типа (открытые и закрытые, основные и неосновные, нейтральные и подсказывающие). За многообразием вопросов – многообразие отношений участников беседы.

Важно чтобы журналист понял, что при ведении беседы ему нужно установить взаимопонимание с собеседником и сделать общение не мучительным для него, а приятным.

 

1.4 Методы познания действительности

 

И вот подготовительная работа позади. Продуманы источники и способы получения информации. Пора на объект, который решили исследовать. Наступает ещё более ответственный момент – практического изучения, освоения действительности. Наука предлагает целый ряд методов познания окружающего мира (путей исследования), которыми журналисты успешно пользуются.

Наблюдение. «Метод маски». Наблюдение – не только способ получения информации, но и важная составляющая журналистского исследования темы. Чем больше видов наблюдения использует автор при сборе фактического материала, тем богаче его творческая палитра, ярче факты, убедительнее оценки, глубже выводы.

Вот всех перечисленных ранее видах наблюдения автор выступает чаще всего в качестве свидетеля события. Но иногда журналисту удаётся стать и непосредственным участником. Такое скрытое наблюдение называется включённым, методом перемены профессии или «методом маски». По моему мнению, к данному методу очень хорошо подходят слова А. Сент-Экзюпери: «Узнать… - это увидеть. Но чтобы видеть, необходимо сначала участвовать. Это суровая школа. Кто я такой, если не участвую?..»

Применение включённого наблюдения помогает обрести новые ценности для всех участников этого активного взаимодействия. Различные по характеру и масштабу обретения получает не только аудитория, не только та профессиональная среда, в которую он внедряется для её познания, но и сам автор.

Общение с людьми разных профессий, овладение их навыками, способность видеть мир их глазами развивает у журналиста как социальную, так и обычную зоркость, наблюдательность. Жизнь в новой профессиональной среде, длительное общение со своими героями помогает журналисту приобрести ещё и такое важное качество, как единство нравственных ориентиров с аудиторией.

А что же обретёт при этом аудитория, оценив с помощью журналиста реальные условия, глубже проникнув в открытую проблему, получив совершенно иную чёткость изображения? Огромная значимость такого подлинного знания в том, что читатели видят в других, малознакомых сферах жизни, похожие, очень близкие проблемы, хотя и появившиеся в иных профессиональных условиях. А это усиливает ощущение духовной целостности, социальной близости вроде бы далёких по интересам людей.

И ещё один важный плюс метода «маски» в том, что он позволяет обеспечить высокую достоверность и подлинность отображаемой действительности.

Анализ. Анализ является, как отмечает А.И. Соков, важнейшим методом познания действительности. В переводе с греческого означает «разложение», «расчленение» (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним исследования. Чтобы глубже разобраться в структуре явления, журналист мысленно расчленяет его на составные части. Отдельные элементы, как известно, лучше поддаются изучению, нежели целое. Для того чтобы, например, изучить устройство часов, надо, как минимум, снять с них крышку. Чтобы понять, почему отстаёт хозяйство, необходимо проанализировать работу всех его служб и найти в итоге «слабое звено».

При анализе автор решает в первую очередь следующие вопросы: «Что выделить?», «В каком количестве?», «В какой последовательности?». Анализ даёт возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета.

Разделив предмет на части, мы должны затем вернуть его в первоначальное состояние. Для этого существует следующий метод, тесно связанный с анализом.

Синтез. Если анализ – это разложение, то синтез – соединение различных элементов объекта в единое целое. Иными словами – восхождение от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Своего рода «сбор часового механизма».

Через синтез журналист выходит на следующий метод познания действительности.

Обобщение – логический переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков предмета. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления. Стремится обнаружить общее в единичном, явление в факте, проблему в событии.

Нередко незначительный на первый взгляд факт становится поводом для серьёзного исследования. В этом случае журналист применяет другой метод, получивший название индукция.

Индукция – от лат. «induktio» - наведение – умозаключение от факта к гипотезе. Используя этот метод, автор исходит из наблюдаемых фактов, двигаясь от частного к общему. Факты в материале, в данном случае, играют главенствующую роль, являясь основой, фундаментом публикации. Чем больше фактов сумеет добыть журналист, тем глубже будет анализ, убедительнее выводы и обобщения. При этом автор последовательно знакомит читателя с ходом своего расследования, делая его соучастником, свидетелем познавательной деятельности.

Подобно тому, как неотрывны друг от друга анализ и синтез, существует единство индукции с дедукцией.

Дедукция – от лат. «deduktio» - выведение – цепь умозаключений. Журналист применяет дедуктивный метод для доказательства или опровержения какой-либо гипотезы, двигаясь от общего к частному. Факт, в отличие от индукции, играет в данном случае второстепенную, вспомогательную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. Сила метода не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развёрнутую аргументацию. При дедукции автор излагает уже итоги исследования, а сам процесс его остаётся в тени.

Эксперимент. Этот метод даёт журналисту богатый фактический материал. В переводе с латинского означает «опыт», воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. В качестве объекта изучения выступает определённая социальная группа. На ней и проверяется гипотеза – предположительное суждение. Автор искусственно обостряет ситуацию, ограничивает её во времени и пространстве, придавая ей тем самым динамизм. Сам при этом остаётся в тени, используя метод скрытого наблюдения. В основе эксперимента обычно лежит значительная общественная проблема.

Сравнение. Данный метод используется для отыскания различий между объектами, предметами. Сравнение создаёт контрастность изображения, усиливае5т восприятие путём сопоставления двух и более предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на отличительных признаках.

Аналогия – это уподобление по сходству. Используется для отыскивания у объектов общих черт. В результате повествование приобретает большую убедительность. Как правило, аналогия проводится с предметом, хорошо знакомым читателю. Аналогия позволяет добиться краткости изложения, опустить некоторые аргументы, оживить текст, придать ему образность. Такое произведение хорошо воспринимается аудиторией, оно доступно и убедительно.

 

Элементы содержания

 

Наступает волнующий момент, когда журналист остаётся один на один со стопкой чистой бумаги. Исписан весь блокнот. В голове калейдоскоп цифр, фамилий, эпизодов. Журналисту предстоит таинство, венчающее творческий процесс. Итогом его станет публикация. Она может вызвать взрыв читательских эмоций, поток писем. Или её удостоят внимание лишь редактор и корректор. Как же добиться, чтобы итог творческой деятельности получил ожидаемую эффективность и действенность?

Любая хозяйка, прежде чем готовить какое-либо блюдо, делает «раскладку»: определяет, сколько и каких продуктов ей понадобиться, чтобы кулинарное изделие было и вкусным, и питательным. Можно сказать, что подобная «раскладка» применима и к журналистской «кухне». Известно, что решающим в оценке любого журналистского произведения, первоосновой его успеха или неудачи, является содержательный критерий. А под содержанием понимается совокупность частей предмета или элементов, образующих произведение. Эти элементы и выполняют роль «продуктов», помогают журналисту приготовить «фирменное блюдо» в соответствии с поставленной задачей.

Факт

От лат. «совершившееся», «истина». Факт – это знание, достоверность которого доказана. Известно, что факт играет в журналистике решающую роль, составляет основу любой публикации. С помощью факта обозначается состояние действительности. Его способность воспроизводить реальное положение дел позволяет журналисту добиваться документальной точности произведения. «Умение добывать факты, используя весь арсенал источников и способов получения информации, - одно из главных в нашей профессии, - считает журналист и писатель А.И. Соков, - ибо, чем больше фактов соберёт журналист, тем легче ему будет разобраться в проблеме, найти пути её решения».

Но важно не только найти факты, но ещё и осмыслить их, обработать. «Факт, подкинутый жизнью, - говорил Максим Горький, - похож на курицу с неощипанными перьями. Он требует приготовления». Из этого следует, что из каждого факта необходимо извлечь его смысл и подать «на блюде» читателю.

Факт – понятие двузначное: с его помощью обозначается целостное состояние действительности наше суждение, фиксирующее это состояние. Такое единство знания и оценки пронизывает содержательную структуру любого журналистского произведения.

 В журналистском материале, в зависимости от его значения, используют факты разных видов:

1. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием».

2. Обыденные факты, или факты «здравого смысла» - результат отражения внешних, поддающихся непосредственному наблюдению сторон действительности.

Факты должны служить толчком к изучению причин и обстоятельств события, но важно помнить, что все они нуждаются в проверке. Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Оценка

Она характеризует позитивное или негативное отношение автора к факту или группе фактов. Именно оценка позволяет журналисту заявить о своей гражданской позиции, выразить отношение к происходящему. Если продолжить аналогию с приготовлением блюда, то этот элемент, можно сравнить с приправой, придающей остроту или своеобразный вкус пресному блюду. Оценка может быть явной или скрытой, выражаться в открытом авторском комментарии, в прямом выражении отношения к происходящему либо в отборе и систематизации фактов. Материал, содержащий данный элемент становится более эффективным.

Оценка – часть интерпретации текста. Объяснение факта – необходимый содержательный компонент материала, т. к. позволяет установить его значение, место в ряду других фактов.

Аргумент

Это один из наиболее активных, но и сложных элементов. Аргумент – это истинное суждение, основанное на фактах. Именно аргументы обеспечивают доказательность журналистского произведения. Структура доказательства, разработанная логикой, состоит из трёх компонентов – тезиса (суждения, истинность или ложность которого устанавливается), аргумента (основание доказательства) и способа доказательства (характер используемых аргументов).

Особенность аргументации в журналистике проистекает из специфики объекта воздействия – массового сознания, которое и побуждает к выбору соответствующих аргументов. Он подсказывается автору фактическим материалом, знанием объекта исследования, опытом, а порой и интуицией.

Если факты делают материал правдивым, то аргументы – объективным. Поэтому данный элемент содержания является обязательным для любого журналистского материала.

Проблема

Проблема – вопрос, требующий изучения, разрешения. «Без обращения к проблемным ситуациям невозможно реализовать ни специфическую цель журналистики, ни её функции и принципы», - считает Соков. Проблема – первичное, в общих чертах, знание о каких-то сторонах действительности. Но сущность их пока автору не известна. Проблема отражает не один факт, а систему фактов, не одно отношение между предметами, а совокупность отношений. Остро переживаемая читателями проблема становится качественным признаком публикации. Журналистская проблема – следствие глубокого анализа действительности, оперативный отклик на злобу дня. Глубокое изучение, осмысление проблемы необходимо для реализации журналистом своей гражданской позиции, выполнения социального заказа читателей.

Конфликт

В журналистике, как и в жизни, постоянно происходит борьба «за» и «против». Отсюда и та важнейшая роль, которую играет такой элемент содержания, как конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. С одной стороны, конфликт – это способ разрешения противоречий в обществе, с другой – отражение объективно существующего конфликта в сознании и поведении людей. Он определяет динамичность развития мысли и этим обеспечивает взаимодействие содержания и формы материала.

Конфликт – это всегда проявление социального противоречия, ступень его развития и средство разрешения (пока существует социум, существует и конфликт). По мнению А.И. Сокова: «обращение к конфликтным ситуациям – это потребность журналистики как рода творчества, проявление активной поступательной позиции автора». Очень важно при этом суметь во множестве суметь во множестве отношений, питающих и порождающих конфликт, увидеть главное звено. Это придаст направленность анализу, определит характер обобщений и выводов.

Конфликт вбирает в себя группу других элементов: факты, аргументы, оценку, проблему.

Идея

Идея – ведущая мысль произведения. Она является главенствующей в ряду элементов содержания. Конечно, помимо главной, у журналиста могут быть ещё мысли. Ведь, как говорил Анатолий Аграновский: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Идея должна быть значительной или, по-другому, общественно значимой. И в то же время популярной, доступной для понимания. Идея выражает позицию автора в доступной для массовой аудитории форме. Она в итоге обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания, которые призваны работать на идею. Это то, в чём Необходимо убедить читателя, ради чего и задумывался материал. Ведущая идея выстраивается из частных идей. Гармония между ними обеспечивает целостность произведения.

 

1.6 Структура произведения

 

Любое журналистское произведение должно начинаться с заголовка. «Заголовок – это половина успеха», - считает Е. Черникова. Моряки говорят, что как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Иногда это выражение можно применить и для журналистского произведения.

Цель заголовка – воздействие. В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер газеты. Заголовок – главный тезис любого материала. Он выполняет различные функции. У заголовка к информационному сообщению, в большинстве случаев представляющего собой полное предложение, доминирующей, иногда единственной является информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В заголовке выражается авторская позиция. Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения. Заголовок берёт на себя важнейшие функции текста, характеризуется разнообразием структур. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор.

Так, цитаты – самые популярные заголовки интервью, поскольку, поставленные в кавычки, лучше запоминаются. Заголовок в форме вопроса более характерен для аналитических жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Это может быть перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в известном афоризме, рифмованный заголовок.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей эту часть текста обычно выделяют шрифтом. Функциональное назначение лида – привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только упоминается основная канва события, в других – даётся интригующая подробность, в третьих – используется яркая деталь, в четвёртых – задаётся риторический вопрос и т. д. Содержание лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, которые ставит перед собой журналист.

Многие журналисты, исходя из традиционной журналистской теории, в частности и Максим Николаевич Ким, говорят, что лид характерен для информационных материалов. Но в жизни мы практически в любом журналистском произведении встречаем вводную часть материала, которая привлекает внимание читателей и плавно подводит к основным рассуждениям автора, т. е. к основной части. В ней журналист развивает, разворачивает обозначенное в лиде событие, свои мысли на проблему, предмет, либо даёт более подробное описание кого-либо или чего-либо.


1.7 Композиционные формы

 

Определившись со структурой, журналист далее должен выбрать какую из имеющихся композиционных форм, лучше применить. Что вынести в лид, как выстроить основную часть и т. д. Вот, что об этом говорит Горохов: «Элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимает сюжет и композиция», а также фабула и архи тектоника.

Композиция

Слово «композиция» происходит от лат. сompositio – составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться события, разделённые во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т. д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Любая композиционная форма – это отражение динамики развития

И становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определённым образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. «Композиция, - пишет Е.П. Прохоров, - оказывается, прежде всего, расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения».

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Журналисты охотно используют данный принцип в своей работе. Например, журналист А. Васинский говорит, что ему в построении композиции помогает сценарный опыт: «Всё время переставляю абзацы, меняю начало, конец, стараюсь добиться динамики, ритма».

Можно использовать такой приём как разделение большого текста на отдельные главки, что способствует концентрации внимания читателя. Также этот подход позволяет:

· Разбить всё произведение на тематические блоки

· В каждом разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос

· Выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации

· С помощью логических мостиков придать тексту целостность.

Материал, построенный по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Как отмечает Л.М. Майданова, «членение на главки нередко прямо отражает специфику жизненного материала, использованного журналистом…Части с помощью заголовков фиксируют либо ход события, либо ход авторской мысли».

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как приём «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. Выдвижение «ударного эпизода» всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывая интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

Сюжет

Часто журналисты используют сюжетные приёмы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от франц. sujet - предмет; в толковом словаре «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям… Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью. Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка».

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет даёт публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский более «собран», не развёрнут, в нём, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. «Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отражённая конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист», - считает Е.П. Прохоров.

Цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвёртых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приёмы и средства сюжетного построения, которые способны наиболее выгодно для идеи произведения высветить объект или предмет описания.

Фабула

Наряду с сюжетным построением произведения журналисты охотно используют фабульные приёмы в подаче событий. «Фабула от лат. fabula – сказание, рассказ, предание». В силу ег<



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Создание универсальной методики журналистского творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание универсальной методики журналистского творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)