Задержание и его место в системе мер принуждения
Задержание в уголовном процессе — это кратковременное, не более чем на 48 часов лишение свободы подозреваемого в совершении преступления лица без санкции прокурора и постановления (определения) суда. Задержание позволяет пресечь преступную деятельность, предупредить побег правонарушителя, установить его личность, если она неизвестна, обеспечить его участие в процессуальных действиях, воспрепятствовать подговору свидетелей и потерпевших, фальсификации подозреваемым доказательств, другим его попыткам помешать установлению истины. Лицо, подвергшееся задержанию, существенно ограничивается в правах. Задержанный лишен свободы передвижения, общения с другими лицами, владения и пользования имуществом, его переписка контролируется, он подвергается обыску. Учитывая это, следует подчеркнуть, что к задержанию допустимо прибегать лишь в случаях, когда оно действительно необходимо для раскрытия или пресечения преступления. Следует различать административное и уголовно-процессуальное задержания. Административное задержание применяется органами и должностными лицами, ведущими производство об административных правонарушениях. По общему правилу его предельный срок составляет 3 часа. Капитаны судов вправе задержать лицо до передачи его властям в первом же порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить его в порт Российской Федерации на другом попутном судне. О задержании должен быть уведомлен прокурор. Его указания обязательны. До истечения 48 часов после начала фактического задержания подозреваемый должен быть доставлен к судье для проверки законности и обоснованности задержания и рассмотрения ходатайства следственных органов и прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. В рассмотрении ходатайства, кроме лица, возбудившего ходатайство, участвует подозреваемый и его защитник. Рассмотрение ходатайства производится в закрытом судебном заседании. Судья рассматривает представленные следственным органом и прокурором материалы, обосновывающие ходатайство. Судья вправе принять одно из следующих решений: 1) избрать меру пресечения в виде заключения под стражу или менее строгую меру пресечения; 2) отменить задержание и освободить задержанного; 3) отложить принятие решения на срок не более 72 часов для представления дополнительных доказательств обоснованности ходатайства о заключении подозреваемого под стражу (в этом случае судья указывает в своем постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания) - п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.[6] Таким образом, максимальный срок задержания в российском уголовном процессе -5 суток, что не соответствует позиции Европейского Суда (задержание максимум на 2-3 суток). По истечении дополнительных 72 часов задержания, если судья не принял решение о заключении под стражу, подозреваемый должен быть немедленно освобожден. В этом случае ему выдается справка с указанием срока задержания, которая служит основанием для возмещения ущерба, причиненного незаконным или необоснованным задержанием. Если вопрос о направлении условно осужденного в места лишения свободы возник в связи с совершением им нового преступления, то должно быть возбуждено уголовное дело, при этом подозреваемый может быть задержан в обычном уголовно-процессуальном порядке. Уголовно-процессуальное задержание обычно предшествует избранию меры пресечения. Срок задержания включается в срок содержания под стражей, хотя бы мера пресечения была избрана — не сразу после задержания. Если мера пресечения не избрана или не связана с лишением свободы, то время задержания должно включаться в срок наказания в соотношении 1:1, если наказанием являются лишение свободы или дисциплинарная воинская часть; 3:1 - если наказанием являются исправительные работы (ст. 72 УК)[7]. Если арестованный в дисциплинарном порядке привлекается за то же деяние к уголовной ответственности, то срок дисциплинарного ареста необходимо включать в срок задержания или содержания под стражей, а если избрана другая мера пресечения или она вообще не избрана — то непосредственно в срок уголовного наказания с применением указанных выше эквивалентов. Задержанные, как правило, содержатся в ИВС. Местом задержания военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, может быть гауптвахта или камера для задержанных ИВС. Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только при наличии установленных законом оснований (ст. 91 УПК)[8]. 1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Должностное лицо, пользующееся правами органа дознания, следователь, прокурор почти никогда не застают подозреваемого на месте преступления. Поэтому рассматриваемое основание адресовано прежде всего лицам, осуществляющим фактическое задержание, предшествующее его юридическому оформлению. Слово «застигнут» подчеркивает внезапность появления этого основания задержания, пресекающий и скоротечный характер действий по задержанию. Закон допускает также задержание непосредственно после совершения преступления. Слово «непосредственно» означает, что задержание может быть предпринято на месте происшествия или в ходе преследования. Если же преследуемому удалось скрыться, то задержание может быть в дальнейшем осуществлено по другим основаниям. В ряде ситуаций задержание возможно не сразу после совершения преступления. Если, например, лицо неожиданно узнало преступника спустя длительное время после совершения преступления, то оно должно иметь возможность задержать его или обратиться с просьбой о задержании в милицию. В пределах срока давности уголовного преследования допустимо задержание скрывшегося обвиняемого. 2. Очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление. Следует обратить внимание на то, что «очевидцы» и «потерпевшие» указаны в законе во множественном числе. Но все-таки можно представить себе ситуации, когда только один очевидец (например, потерпевший) располагает столь убедительными сведениями, что их можно считать достаточными для задержания. Вероятные, предположительные заявления очевидцев о том, что лицо, возможно, совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания. 3. На подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. Речь идет не только о следах в собственном смысле слова, но и о вещественных доказательствах, изобличающих лицо в совершении преступления (оружие, похищенные ценности и др.). Следы должны быть явными, т. е. такими, которые сразу бросаются в глаза и не требуют для своего обнаружения проведения экспертизы. Если обыски, выемки, освидетельствования проводятся в процессе расследования по возбужденному уголовному делу не в связи с задержанием, то следы преступления и вещественные доказательства могут служить основанием для вынесения постановления о задержании лица, у которого они обнаружены. 4. Иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении К «иным данным» можно отнести явку с повинной, результаты применения служебно-розыскной собаки, сведения оперативно-розыскного характера и т. п.[10] Фактические данные, устанавливающие основания задержания в момент его осуществления, не являются доказательствами в процессуальном смысле слова, так как они получены не из уголовно-процессуальных источников. О задержании составляется протокол, который должен содержать указание не только на основание задержания, но и на фактические данные, подтверждающие эти основания. Если при задержании проводился личный обыск, то об этом должно быть указано в протоколе. Протокол задержания должен быть составлен не позже чем через 3 часа после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержания, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства задержания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель и следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК). В допросе допускается участие защитника (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). При задержании допускается проведение личного обыска без санкции прокурора и судебного решения (ст. 184 УПК).[11] При доставлении задержанного в орган дознания должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации преступлений: в рапорте об обнаружении преступления проставляется штамп регистрации, пострадавшему-заявителю выдается талон-уведомление, сообщение о преступлении заносится в журнал регистрации, начальник органа дознания ежедневно проверяет законность задержаний и состояние учета заявлений о преступлениях.[12] В постановлении Конституционного Суда РФ по жалобе В. И. Маслова указано: «Право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». В. И. Маслов был принудительно доставлен.в орган дознания, где находился 16 часов — допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его требования о вызове защитника отвергались на том основании, что он — свидетель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В. И. Маслова, Конституционный Суд признал ч. 3 ст. 48 УПК РСФСР неконституционной, поскольку Она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление Конституционного Суда РФ по делу В. И. Маслова сохраняет силу и в настоящее время[13]. «Общественные страсти» не могут служить основанием для задержаний и арестов. Что касается безопасности подозреваемого, не задержанного ввиду отсутствия установленных законом оснований, то ее обязаны обеспечить соответствующие правоохранительные органы. Право гражданина знать, по какому основанию и по каким мотивам он задержан, вытекает из конституционного права на неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ) и правового принципа, согласно которому «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |