Причины возникновения и типы инфляционных процессов
К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие: 1. Рост государственных расходов в ВНП, обусловленных расширением масштаба госсектора, государственного регулирования экономики, проведения социальных программ. Следствием этого может явиться так называемый «дефицит государственного бюджета» («шок спроса»[1]), источниками покрытия которого становятся займы в центральном банке страны, эмиссия денег, а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции. 2. Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций (монополий и олигополий), получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен. 3. Усиление профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы, в том числе путем сокращения предложения труда. Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, с другой - издержки производства. И то и другое является фактором роста цен. 4. Индексация денежных доходов населения. При необоснованно высоких её размерах индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса. 5. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. 6. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. 7. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости национальных экономик и вовлечения их в мирохозяйственные связи той или иной страны. Данное положение вещей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы. 8. Инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Потребители закупают товары впрок, ожидая повышения цен. В результате этого ни требуют повышения заработной платы, а предприниматель принимает эти требования. 9. Все более сервисно-ориентированный характер экономики, с преобладанием доли занятых в сфере услуг. Существует несколько видов инфляции. Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике. С точки зрения темпов роста цен выделяют три основных типа инфляции: 1) ползучая инфляция – это инфляция, развивающаяся медленными темпами. Она характеризуется небольшими темпами обесценения денег - 10-20 процентов в год. 2) галопирующая инфляция – инфляция, развивающаяся стремительными темпами. Для неё характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. 3) гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся среднемесячным приростом цен свыше 50 процентов, среднегодовым - свыше 200 процентов (наносит огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушает натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег). В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают: 1) открытую инфляцию, которая характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги; 2) подавленную инфляцию, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, можно выделить два вида инфляции: 1) сбалансированная инфляция, при которой рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. 2) несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста цен на различные товары, вследствие которых экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют: 1) ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию, которую можно спрогнозировать на какой-либо период времени, является прямым результатом действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики; 2) неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания. Различают также следующие формы и виды проявления инфляции: - административная инфляция ‑ это инфляция, порождаемая "административными" (управляемыми) ценами; - инфляция встроенная ‑ характеризуемая средним уровнем за определенный период времени; - инфляция издержек (социальная инфляция), проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию; - импортируемая инфляция ‑ это инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; - индуцированная инфляция ‑ это инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов; - кредитная инфляция ‑ это инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; - непредвиденная инфляция ‑ уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период. [7, с. 18 - 19] В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «предложения» (издержек). Первая (инфляция спроса – demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Инфляция спроса в коротком периоде иллюстрируется на рис. 1.2.1. При инфляции спроса кривая АО смещается вправо. Цены и выпуск продукции изменяются в одном направлении — они растут: цены — с Р0 до Р1, выпуск — с Y0 до Y1).
Рис. 1.2.1. Инфляция спроса
Уровень инфляции спроса определяется следующими факторами: - среднегодовыми темпами экономического роста экономики; - положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости; - динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса; - способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен. Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Повышение (рис. 1.2.2) цены предложения (издержек производства) смещает кривую предложения АS1 вверх и влево в положение AS2, в итоге спрос и предложение балансируются в точке большей цены и меньшего Y (ВВП).
Рис. 1.2.2. Инфляция предложения (издержек)
Рост издержек обусловливается действием следующих факторов: - наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция); - изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации; - нарушением или шоком (срывом) предложения; - ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда. Сочетание инфляции спроса и инфляции предложения образует инфляционную спираль «зарплата - цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют ещё большего повышения номинальной заработной платы, а процесс развивается по кругу. Разорвать такую спираль достаточно трудно, так как спрос постоянно растет и в экономике существует полная занятость. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса, представлена на рис. 1.2.3. Предположим, что экономика находится в равновесии в точке Е0 при полной занятости. Допустим, государство стимулирует экономику через бюджетно-налоговую или кредитно-денежную политику (смещение AD из положения АD1 в положение АD2). Новое равновесие установится в точке Е1.
Рис. 1.2.3. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса
Экономические агенты будут корректировать свое поведение в соответствии с инфляционными ожиданиями. При увеличении ставок номинальной заработной платы увеличатся средние издержки. Кривая АS2 будет сдвигаться вверх. Новое равновесие установится в точке Е2 (при первоначальном уровне производства и возросшем уровне цен). Новая попытка стимулирования экономики вызовет новый рост цен, образуя инфляционную спираль [5, с. 115-116]. В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции - стагфляцию. Как известно, стагфляция - одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Взаимосвязь между безработицей и инфляцией хорошо показывает кривая Филлипса (рис. 1.2.4).
Рис. 1.2.4. Кривая Филлипса.
На оси абсцисс (рис. 1.2.4) показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен. Пунктирная кривая – стагфляционное смещение. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т.к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что причины возникновения инфляции имеют локальный, всеохватывающий характер; они подразделяются на внутренние и внешние, что говорит о международном характере инфляции. Типы инфляции различаются по темпу роста цен, по степени сбалансированности роста цен, по критериям проявления и ожидаемости. Кроме того, выделяют и другие типы инфляции, не менее важные, но не подходящие по характеру под вышеперечисленные критерии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |