Институты инфраструктуры рынка
Введение
Понятия "институт" и "институциональная теория" были впервые введены Т. Вебленом в книге "Теория праздного класса. Институциональная экономика", где нормы и правила распространяются на потребление. Существенный вклад в развитие институциональной экономики сделал Р. Коуз. Коуз показал, что понятие института можно и нужно использовать на практике. В современной рыночной системе реализация экономических функций общества происходит в институциональных формах. Институты являются формирующими условиями процессов взаимодействия людей в производстве материальных благ. В первой главе данной работы сознательно не рассматривались рыночные институты, оказывающие воздействие на всю экономику в целом, более управляющие, нежели ведущие самостоятельное хозяйствование (например, министерства). Учитывая большое количество разнообразных публикаций, не выделялись особо те рыночные институты, которые "традиционно" являются предметом рассмотрения в экономической литературе (например, государство, торгово-промышленные палаты, экономические союзы и т.п.). Выделены и проанализированы три группы рыночных институтов: институты инфраструктуры рынка, институты товарных рынков, и институты финансовых рынков. Учитывая значительный интерес к собственно финансовым институтам, они рассмотрены наиболее подробно. Аргументированное обсуждение проблем интенсификации и ограничений экономического роста, наличия признаков завершения переходного периода в экономике России предполагает непредвзятую оценку институционального компонента. Специфика институциональных изменений в условиях переходной экономики такова, что особенности становления того или иного института (институционального соглашения) могут быть поняты и оценены только в контексте всей совокупности институциональных изменений. Когда термин “институт" используется экономистами, речь обычно идет о конкретных институциональных соглашениях. Точно так же понятие “институциональные изменения" обычно используется применительно к изменениям в каком-либо конкретном институциональном соглашении, а не ко всей институциональной структуре. В России, несмотря на рыночное реформирование, институциональная система все еще недостаточно развита. Слабыми остаются рыночные институты - частной собственности, судебной системы, контрактов, финансовой системы и фондового рынка. Отсутствует законодательное регулирование отдельных видов экономической деятельности, не получили должного развития традиции демократического государственного регулирования. А достаточно большое государство остается слабым, зачастую не выполняя надлежащих контрольных функций по управлению обществом. Актуальность исследования связана с тем, что институциональная структура хозяйства детерминирует развитие всех экономических процессов. Её изучение открывает путь для разработки научно-обоснованной экономической политики. Роль институтов рынка в эффективном функционировании рыночной экономики Институты инфраструктуры рынка
В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде "уполномоченных банков", получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных. 1. Информационно-аналитические агентства. До недавнего времени господствующее положение на рынке экономической, финансовой и социально-политической информации занимали государственные структуры. С конца 80-х гг. начинают возникать частные и смешанные информационно-аналитические агентства. 2. Рекламные агентства. Рекламный бизнес является одним из наиболее динамичных видов предпринимательской деятельности в России. Правда, основные рекламируемые товары - напитки, сигареты, кондитерские изделия, автомобили, бытовая техника и различное оборудование - как правило, зарубежного производства. Самый ходовой рекламируемый отечественный "товар" - банки, финансовые компании или сами рекламные агентства. Дороговизна часто делает рекламу невозможной для отечественных производителей, в особенности рекламу на телевидении, радио, в центральных газетах, на городских рекламных щитах. Ведущими рекламодателями выступают пока не промышленные предприятия, а торговые и посреднические фирмы. 3. Аудиторские и консалтинговые фирмы. Аудиторская деятельность, т.е. независимая экспертиза финансовой и иной документации предприятий, появилась в России только в ходе движения к рыночной экономике. Первая в России хозрасчетная организация Инаудит была создана в 1987 г.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |