Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эрудирован, имеет педагогические навыки, но он не может на высоком уровне вести педагогический процесс, так как не имеет определенной ценностной установки в отношении своей профессии. Наличие такой установки существенно изменило бы отношение учителя к своей профессии, определило бы успешную профессиональную деятельность. Часто случается и так, что студенты, избравшие определенную профессию, на этапе обучения в вузе разочаровываются в своем выборе. Это обычно связано со стихийностью процесса профессионального самоопределения в школьные годы, его обусловленности внешними и внутренними (личностными) причинами, далеко не всегда оказывающими положительное влияние, недостаточным уровнем профессионального воспитания в самом высшем учебном заведении. В результате во многих вузах сегодня учится немало студентов, не имеющих соответствующей установки к получению профессии, а лишь мечтающих о заветной «корочке» – дипломе о высшем образовании. Как показывает практика, многие из таких студентов в дальнейшем долгое время не могут найти свое место в жизни. Поэтому еще на этапе вузовского обучения и воспитания необходимо выявление таких структурных изменений личности и соответственно изучение формирования таких личностных новообразований, которые обусловливают профессионально-педагогическое формирование личности будущего учителя. Данные новообразования педагогами и психологами обозначаются разными названиями (профессиональная направленность, профессиональное сознание, профессиональное становление, профессиональная позиция, психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности, и т.д.) и имеют разные значения. Мы считаем, что для обозначения данного психологического новообразования наиболее адекватным является понятие профессионально-ценностной установки. Под профессионально-ценностной установкой будущего специалиста мы понимаем важнейший компонент структуры личности, который выражает предпочтительное отношение к ценностям профессии и находит свое выражение в интересах, потребностях, взглядах, оценках, мотивах. Поэтому, на наш взгляд, «профессионально-ценностная установка будущего специалиста – это осознание личностью своей внутренней позиции, своего отношения, положительной значимости профессиональной педагогической деятельности для саморазвития, самовоспитания и творческой самореализации личности, наличие когнитивной, аффективной, аксиологической и конативной готовности к ее осуществлению в соответствии с требованиями профессиональной педагогической деятельности». Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия. Поэтому ее воспитание сводится к изменению одной или нескольких их составляющих (Таблица 1).
Таблица 1 - Формы и методы, используемые для реализации модели формирования профессиональных установок студентов
Существует два основных фактора, которые обусловливают возникновение или изменение профессионально-ценностной установки у студента – будущего специалиста: субъективный (потребности человека) и объективный (внешняя среда). Установка есть внутренняя форма поведения, возникающая под влиянием потребностей и воздействия внешней среды. Любая деятельность связана с приведением личности в соответствующую готовность. Именно настрой личности на деятельность и составляет ее установку. Сам же поведенческий акт характеризует реализацию установки. «Для профессионально-ценностной установки важен устойчивый интерес. Интерес отражает взаимодействие субъекта и объекта, личности и общества. В процессе взаимодействия рождаются духовные интересы. Только они отражают соответствующий уровень культурного развития личности. Наличие интереса у будущих специалистов к выбранной профессии выступает важнейшим условием формирования их профессионально-ценностной установки». Установка связана с мотивацией деятельности. Между установкой и мотивацией существует органическая взаимосвязь. Установка влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки. Следовательно, условием формирования профессионально-ценностной установки является взаимодействие мотивации с установкой. Установка связана с потребностями личности. Более того, в практике интересы и мотивы выполняют функции движущей силой, формой проявления потребностей. Потребности в психологии определяются как нужда, удовлетворение которой вызывает деятельность. Потребность мотивирует готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность. Потребности, как источник формирования установки, выполняют эту функцию при условии, если потребность связана с выполнением познавательных функций, целеполаганием и целеосмыслением; интеграционной функцией, отражающей перенос умений из одной ситуации в другую, что делает установку подвижной, динамичной, ценностно-ориентировочной, позволяющей целенаправить и укрепить установку. Таким образом, профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия: связана с мотивацией деятельности, влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки; связана с потребностями личности, которые мотивируют готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |