Природа метода опроса в социологическом исследовании
Курсовая работа По социологии На тему: «преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом» Пенза 2010 СОДЕРЖАНИЕ
введение 1. Природа метода опроса в социологическом исследовании 1.1 Сущность и значение метода опроса 1.2 Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование 2. Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения 2.1 Возможности использования контент-анализа 2.2 Техника проведения контент-анализа 3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом 3.1 Преимущества контент-анализа 3.2 Основные недостатки контент-анализа Заключение библиография Введение Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук, которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста. Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологического исследования. Особенно следует отметить значение связи контент-анализа с техникой опроса. В свою очередь техника контент-анализа может оказывать влияние на методику социологических исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники контент-анализа - это анализ открытых вопросов анкет и интервью. Контент-анализ является одним из каналов проникновения лингвистических методов в социологическое исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания, как самих опросных листов, так и ответов респондентов, что требует использования техники контент-анализа. Целью исследования является изучение основных преимуществ и недостатков контент-анализа по сравнению с опросом. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть природу метода опроса в социологическом исследовании, подробно остановившись на сущности метода опроса и его видах; - дать характеристику контент-анализу, подробно остановившись на возможности его использования и технике проведения; - изучить основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом; В качестве предмета исследования выступил контент-анализ. Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений. Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов: – материалистические; – исторические; – метод сравнительного анализа; – формально-юридический метод; – эмпирические; – источниковедческие. Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы. – В первой главе рассматриваются природа метода опроса в социологическом исследовании. – Во второй главе дается характеристика контент-анализу, возможности его использования и технике проведения. – В третьей главе изучаются основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом. При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати. Природа метода опроса в социологическом исследовании
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |