Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели уровня жизни населения



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Основные показатели уровня жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом, такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов РФ.

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни населения:

1) Общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

3) анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

Существует система показателей, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные (микроэкономические): обобщающие показатели и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения, доходы населения (денежные и натуральные), потребление и расходы населения, денежные сбережения всего и по видам вкладов, накопление имущества и жилище, социальная дифференциация населения, малообеспеченные слои населения, демографическая ситуация в регионе, здоровье, образование, рынок труда, социальное обеспечение и социальные услуги, экология и общественная безопасность. Основные показатели уровня жизни – денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная начисленная заработная плата, средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат).

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:

· развития материальной базы социальной сферы;

· доходов и расходов населения;

· социального обеспечения и обслуживания;

· потребления населением материальных благ и платных услуг;

· условий жизни, состояния и охраны окружающей среды;

· потребительского бюджета и др.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга.

Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

Обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

В 1918 году были проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах.

До 1990 года социально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него

использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».

21 мая 1991г. Указом Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» минимальные потребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были введены в практику осуществления социальной политики. Затем Указом Президента России № 210 от 2 марта 1992г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» предусмотрено органам исполнительной власти на местах определить региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.

Соответствующая методика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г. Минтрудом России. В соответствии с этой методикой прожиточный минимум рассчитывался нормативно-статистическим путем. Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточного минимума определялась исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения.

Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанных с развитием процесса социально-экономических преобразований в стране и существенными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали все в меньшей степени отражать действительность.

В стране начинает усиливаться дифференциация доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняется бедность значительной части населения, появляются региональные зоны бедности, происходит углубление территориальных диспропорций в уровне жизни населения. Либерализация цен с 01.01.1992г. привела к двукратному снижению реальных доходов населения, которые в 1992г. по сравнению с 1991г. составили 52,5%. Практически в одинаковой степени обесценились все составляющие номинальных доходов населения – заработные платы, пенсии, пособия, стипендии. Очень резкие изменения в социально-экономической сфере неизбежно сопровождаются ростом масштабов бедности в стране.

Выделяются три пика увеличения бедности. Первый пик – 1992г. связан с либерализацией цен и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось снижение уровня бедности. Второй пик – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса в октябре 1994г. (так называемый «черный вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что явилось следствием финансового кризиса в августе 1998г. Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.

Анализ поквартальной динамики бедности в России за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, что в результате кризиса в августе 1998г. произошел резкий рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В соответствии с существовавшей на тот момент методикой число бедных в 1 квартале 1999г. (на который пришелся абсолютный пик бедности), по сравнению с 3 кв. 1998г. увеличился с 36,6 млн. чел. до 55,2 млн. чел. или с 24,9% до 37,7% в общей численности населения страны.

Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.

В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины. Статьей 6 этого закона предусмотрен учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В пункте 1 этой статьи говорится о том, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Из этого следует, что в России в качестве официально установленных показателей бедности используется, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5).

Принятие в 1999 – 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых – «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Это привело к вводу в действие Федерального закона «О государственной социальной помощи», принятого в июле 1999г. (подробнее который будет рассмотрен дальше). 

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в расчете на душу населения целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за 1 квартал 2000г. № 421 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2000г.».

Об уровне жизни населения можно судить, оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования, финансовых аспектов.

Денежные доходы населения включают:

- выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную, скорректированную на изменение просроченной задолженности),

- доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью,

- пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты,

- доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы, которые включают объем скрытой заработной платы.

Изменившиеся в 90-е гг. экономические условия способствовали возникновению новых источников получения средств: имеются ввиду предпринимательские доходы и доходы от собственности. Уже в 1995 г. предпринимательские доходы составляли в среднем более 15% всех денежных доходов. Получение доходов от собственности в той или иной форме (акции, облигации, аренда недвижимости) становится важным дополнительным фактором их дифференциации. Тем не менее, согласно статистическим данным, основой формирования доходов и в настоящее время остается наемный труд в общественном или частном секторе производства, работа на собственных фермах или мелких семейных предприятиях.

Денежные доходы населения России за 2006 г. составили 1417,8 млрд. рублей, и увеличились на 26,7% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.

Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в июле 2006г. по сравнению с июлем 2005г. увеличились на 11,2%.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения. Причем величина среднедушевого денежного дохода зависит от состава семьи, наличия в ней иждивенцев. Среднедушевые денежные доходы населения в июле 2006г. составили 9868,7 рублей, что на 24,1% больше, чем в соответствующем периоде 2005года.

Реальное содержание денежных доходов населения – определяется путем деления индексов соответствующих номинальных доходов (располагаемых денежных доходов, среднемесячной зарплаты, среднего размера пенсии) на индекс потребительских цен.

Размер реальной средней заработной платы (начисленной) в июле 2006г. составил по отношению к июлю 2005г. – 117%.

Средний размер пенсии – включает, в соответствии с законодательством РФ, компенсационную выплату с учетом районного коэффициента. Средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсаций) в июле 2006г. составил 2730 руб. и возрос по сравнению с июлем 2005г. на 17,4%. Реальный размер назначенных месячных пенсий в июле 2006г. составил по отношению к предыдущему периоду 99,4%.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризуется изменением во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряется отношением стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 412 товаров (услуг) – представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочного – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.

В августе 2006г. потребительские цены и тарифы на товары, и платные услуги населению выросли на 0,2%:

на продовольственные товары – снизились на 0,5%;

на непродовольственные товары – выросли на 0,8%;

на платные услуги населению – выросли на 0,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа составила 1485,9 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом июля его стоимость снизилась на 3,4% (с начала года выросла на 10,1%). Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения в среднем по России в конце июля 2006г. составила 5157,3 руб. в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,8% (с начала года – 9,5%).

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и взносы.[10,стр.5-6]

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основе потребительской корзины и данных Госкомстата РФ по уровню потребительских цен и данных об обязательных платежах и сборах. Сведения о сумме прожиточного минимума ежеквартально публикуются в печати. Уровень минимальной заработной платы, минимальной пенсии, стипендии должны максимально приближаться к уровню прожиточного минимума. Соотношения между этими параметрами на текущий финансовый год устанавливаются законом о бюджете.

Величина прожиточного минимума на душу по РФ в среднем за 2 квартал 2006г. по основным социально-демографическим группам составила:

Все население - 3457 руб.           (по Республике Бурятия – 3463руб.)

Трудоспособное население - 3729 руб. (по РБ – 3742 руб.)

Пенсионеры - 2759 руб.                        (по РБ – 2655 руб.)

Дети - 3324 руб.[10]                                (по РБ – 3296 руб.)[10]

Минимальный размер оплаты труда за 2006г. составил – 1100 рублей (2005г. – 800 рублей).

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в среднем на душу населения) в 2005г. по РФ – 26,3 млн. человек,[10,стр.6] по Республике Бурятия (в январе-сентябре по предварительным расчетам) составила – 353 тыс. человек или 36,5% ко всей численности населения республики.

Потребительская корзина – определяется в соответствии с ФЗ № 134-ФЗ от 24 октября 1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». До 1 января 2005г. действовала потребительская корзина, установленная ФЗ № 201-ФЗ от 20 ноября 1999г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В связи с истечением срока действия данного Федерального закона принят новый Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».[3,стр.22] Потребительская корзина включает минимальный набор товаров и услуг, в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения – трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Минимальный потребительский бюджет – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского бюджета более высокого уровня по сравнению с прожиточным минимумом, обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельности для нетрудоспособных. Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ. Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле:

МПБбаз. = ПП+НТ+У+С+ОП; где ПП – стоимость продуктов питания, НТ – стоимость непродовольственных товаров, У – стоимость услуг, С- величина сбережений, ОП – величина обязательных платежей и сборов.

Денежные расходы населения в июле 2006г. – 1333,7 млрд. руб. и увеличились на 22,5%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 84,1 млрд. рублей.

В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав минимальной потребительской корзины).

В результате перехода к новому порядку определения прожиточного минимума, установившему более высокие минимальные объемы потребления, обеспечивающие сохранение здоровья и жизнедеятельности человека его величина превысила размер аналогичного показателя, рассчитанного по ранее действовавшей методике на 15%. При этом для пенсионеров он возрос примерно на 25%, детей – на 20%, трудоспособного населения – примерно на 12%.

В результате принятие новой методики расчета прожиточного минимума привело к повышению черты бедности и к соответствующему изменению показателей бедности в сторону их увеличения. Численность бедного населения в 1 кв. 2000г. увеличилась сразу на 11,1млн. человек – с 48,8 млн. чел. до 59,9 млн. чел. или 41,2% от общей численности населения.

 



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Основные показатели уровня жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели уровня жизни населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)