Список использованных источников
1. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С.16-19. 2. Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22. 3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72. 4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с. 5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. 262с. 6. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13. 7. Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 57-59. 8. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – М., 2004. 326с. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие/ Под науч. ред. Б.С. Волкова – М., 2004. 312с. 10. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 77-84. 11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 2003. 512с. 12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.– М.: «Академия»,1998. 13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002. 134с. 14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб. – СПб.: Детство-пресс, 2000. 572с. 15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. 269с. 16. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. 316с. 17. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 48-52. 18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1980. 422с. 19. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2001. 234с. 20. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М., 1998. 213с. 21. Новоторцева И.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1993. 262с. 22. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольного образования. // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.12-17. 23. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 67-72. 24. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1998. 623с. 25. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991. 524с. 26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. – Самара, 2005. 672с. 27. Рогаткина Т. Пусть одуванчик рисует себя сам. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 62-66. 28. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 17-24. 29. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С. 23-25. 30. Теплов Б М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. 572с. 31. Урунтаева Г А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М., 1999. 583с. 32. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие, – СПб.,1999. 318с. 33. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – М., 1996. 376с. 34. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. – 1991. №6. С. 103-111. 35. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002. 581с. 36. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб, 1999. 277с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка результатов теста Керна-Йерасека
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Учебная деятельность» (стимульный материал)
А - образец узора; Б - материал для выполнения вводного и основных заданий (повторяется 4 раза). Образцы правильного выполнения заданий: В - вводная серия; Г - первая серия; Д - вторая серия; Е - третья серия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты констатирующего эксперимента Тест Керна-Йерасека (экспериментальная группа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты констатирующего эксперимента Тест Керна-Йерасека (контрольная группа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сводная таблица данных по результатам теста Керна-Йерасека (констатирующий этап)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Учебная деятельность» (экспериментальная группа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Учебная деятельность» (контрольная группа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Уровень готовности дошкольников к учебной деятельности (констатирующий этап эксперимента)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Поэтапная организация работы кружка «В мире чудес»
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока
Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинку – сказку.
Занятие 2. «Зимушка-Зима» Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами. Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме. Ход занятия: педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.
Занятие 3. «Наш добрый друг – художник круг» Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки, развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии. Ход занятия: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про снеговика и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков. Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.
Занятие 4. «Зимовье зверей» Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе. Ход: отгадывание загадок: молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка) с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака) спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на спинке – щетинка (свинья) с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел) зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк) комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц) не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж) Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».
Занятие 5. «Зоопарк» Цель: закрепление умения конструирования из бумаги, развитие воображения, художественных способностей (конструирование), мелкой моторики. Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши. Ход: создание бумажного зоопарка, конструирование из бумаги стилизованных изображений животных. Педагог загадывает загадки, читает стихи о животных. Беседует с детьми о них, вместе выделяют существенные признаки, места обитания, образ жизни. Вспоминают, что домик для домашних животных они уже нарисовали. Педагог предлагает диких животных не нарисовать, а сконструировать из бумаги и поселить их в бумажном зоопарке После конструирования дети могут обыграть ситуацию, расселить животных в зоопарк, играть с ними.
Экскурсия в лес. Цель: наблюдение за зимним лесом; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления. Содержание: Наблюдение за заснеженной землей, деревьями, следами на снегу. Сенсорное обследование снега. Подвижная игра «Зарница».
Занятия основного блока
Занятие 1. «Говорящие рисунки» Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты. Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку. Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она. Потом педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.
Занятие 2. « Юные мультипликаторы» Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия. Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок). Ход занятия: педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название – получился диафильм.
Занятие 3 «Лесная азбука» Цель: закрепить технику рисования пальцами, «тычками» кистями разной величины; учить подбирать размер к.исти в зависимости от изображаемого. Предварительная работа: наблюдение на участке за тем, кто какие следы оставляет на снегу, рассматривание иллюстраций со следами животных, игра «Следопыт», на закрепление знаний о животных, их образе жизни и оставляемых отпечатках. Ход занятия: педагог предлагает вспомнить утренние наблюдения и нарисовать картинку так, чтобы на ней не было ни одного животного, но чтобы другие поняли, кто живет в этом лесу. Обращает внимание на то, как можно нарисовать, пальчиками, разными кисточками, отпечатки лапок лесных зверей и птиц. После рисования дети могут придумать истории о том, кто, когда и как оставил следы.
Занятие 4. «Снег - снежок» Цель: закрепить умение наносить краску пальцами, набрызгом, тычками кисточки, тонкими линиями; познакомить с техникой «манкографии» и «рисографии»; учить выбирать технику рисования в зависимости от снега. Предварительное наблюдение за падающим снегом, различными его формами. Ход занятия: педагог предлагает нарисовать снег, но ведь бывает разный, педагог предлагает рисовать следующим образом: Пальцами, тычками кисти – хлопья снега Набрызгом – мелкую изморось Тонкими линиями – снежинки Манкой, рисом – снежный покров. Занятие 5. «Облака» Цель: закрепление умения делать аппликацию ватой; познакомить с техникой обрыва. Предварительное наблюдение за облаками. Ход занятия: педагог загадывает загадки об облаках, показывает рисунки детей с заснеженной землей и спрашивает, чего не хватает. Предлагает доделать небо с облаками, но не нарисовать, а сделать аппликацию. Обращает внимание на внешний вид облаков (размытые, пушистые, бывают прозрачные) и спрашивает из чего можно было бы сделать тучи (из ваты), еще показывает, что можно приклеить маленькие обрывочки белых салфеток на нарисованный контур облака.
Занятие 6. « Белогривые лошадки» Цель: развитие ассоциативного, образного мышления; освоение техники акварельной монотипии. Предварительная работа: наблюдение за облаками, сугробами – назвать на что они похожи; рассматривание разных цветовых пятен, непонятных расплывчатых фигур – на что похожи они. Ход занятия: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. По окончании работы, дети обсуждают получившиеся рисунки, придумывают название и могут сочинить историю о нарисованном.
Занятие 7. «Краски радуги» Цель: закрепить последовательность расположения цветов в спектре; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью. Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», рассматривание иллюстраций с изображением радуги, заучивание фразы для запоминания расположения цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Ход занятия: Почтальон приносит письмо от человечков Разноцветной страны, которые рассказывают о том, что все волшебные краски Радуги украл злой Кощей Бесцветный, и они просят помочь им вернуть Разноцветную Радугу, для чего дети должны ее нарисовать.
Занятие 8. «Разноцветная страна» (продолжение предыдущего). Цель: познакомить с техникой «граттаж»; используя «процарапывание», научить детей создавать выразительный образ природы; выявить степень владения линией как средством выразительности. Предварительная работа: вощение и закрашивание детских рисунков педагогом. Ход занятия: педагог предлагает детям отправить готовые рисунки разноцветным человечкам, но дети обнаруживают вместо нарисованной радуги темные листы. Педагог спрашивает у детей, куда и почему могла исчезнуть радуга. В беседе затрагивают тему экологического загрязнения воздуха и как этого избежать. Педагог предлагает попробовать расколдовать радужный рисунок, процарапывая изображение. Дети «воссоздают» картины Разноцветной страны, ее природу, жителей и др. По рисункам дети сочиняют историю «путешествие в Разноцветную страну».
Занятия творческого этапа
Занятие 1. «Волшебный лес» Цель: развитие воображения; закрепить умение располагать предметы по верхнему и нижнему краю широкой полосы («земли») для передачи удаленности предметов, закрепление умений работать с различными материалами и выбирать в зависимости от изображаемого. Ход занятия: ребенку дается лист со схематическими изображениями, незаконченными рисунками. Педагог предлагает детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него волшебную историю.
Занятие 2. « Чудесные превращения» Цель: развитие воображения. Ход занятия: в группу приходит волшебник и показывает детям чудо – машину, в которую можно положить несколько предметов, а получить совершенно другие вещи (например, положить тарелки, варежку, кошку). Все перемешать, спросить у детей, что же получилось? (прием агглютинации). Волшебник рассказывает, как он получил Пегаса, Кентавра и др. разрешает детям воспользоваться его чудо-машиной – что-нибудь положить и что-то получить. Когда дети придумают, попросить их нарисовать волшебное существо и назвать его. После выполнения задания, другие дети пробуют отгадать, что было положено в машину и что получилось. Можно расширить границы игры, предложив придумать историю о волшебном существе – где и как живет, что делает, с кем дружит.
Занятие 3. «Морозный узор» Цель: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография». Предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах. Ход занятия: педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз – крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец – манкой, разные рисунки – лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна. По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.
Занятие 4. «Самое веселое на свете» Цель: развитие фантазии. Ход занятия: педагог спрашивает у детей, что самое веселое на свете. А потом предлагает нарисовать это. Просит после рассказать, что нарисовал каждый и вместе обсуждают рисунок.
Занятие 5. «Цветочная фантазия» Цель: расширение представлений детей, формирование эстетического вкуса, чувства композиции. Ход: воспитатель приносит в группу разные цветы, листья, сухие веточки и несколько ваз. Рассказывает о том, какие цветы можно собирать в один букет по принципу соответствия формы, величины, длины, цвета; спрашивает о том, в какую вазу можно поставить каждый из букетов и почему. Дети поясняют свой выбор, воспитатель объясняет свой подход. Затем дети объединяются
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |