Функции и принципы менеджмента
Содержание процесса управления отражают функции управленческой деятельности. Под функцией управления понимается определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда из-за постоянно возрастающей сложности управления объектами. Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления фирм, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников. Каждая из функции управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены. Исключение одной из функции нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду признаков (рис. 1.2).[[7]] Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на самых различных предприятиях, функции: · прогнозирования и планирования; · организации; · мотивации работников; · учета и контроля.
Рис. 1.2. Классификация функций управления
Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий: · определение миссии предприятия; · установление цели предприятия; · определение стратегии поведения предприятия и составляющих его структур; · разработку политики и процедур, регламентирующих поведение объектов управления на предприятии; · формирования производственной программы предприятия. На крупных предприятиях планирование осуществляют на двух уровнях: стратегическом и оперативном. На стратегическом уровне планирования вначале прогнозируют эффективность различных направлений деятельности предприятия в будущем. На оперативном уровне формируют производственно-хозяйственную деятельность предприятия по каждому направлению на ближайший период времени. Функция организации состоит в формировании структурных подразделений предприятия и установлении производственных связей между ними, позволяющих работникам эффективно работать вместе для достижения цели предприятия. Осуществляя эту функцию управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая в единую систему высшее руководство с низшими уровнями работающих. Функция мотивации работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам. Для эффективного выполнения этой функции необходимо: • установить стандарты — точное значение параметров, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени; • измерение фактически достигнутого результата в этот же отрезок времени и сравнение его со стандартом; • коррекция отклонении от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся ситуации характера.[[8]] Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления. Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий. В их составе выделяются следующие: 1. Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности. 2. Разделение труда — предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования. 3. Дисциплина обязательна для всех — каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных. 4. Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица. 5. Подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы. 6. Справедливость вознаграждения — справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника. 7. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства. 8. Порядок во всем — материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте). 9. Единство руководства — проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия. 10. Корпоративный дух — нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др. Современные литературные источники,[9] не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами: • направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей; • обеспечение цели, результата и средств его достижения; • комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль; • единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность; • контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности; • многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена; • индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал; • заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности; • ориентация на здоровый психологический климат в коллективе; • гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи. В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления. Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров. Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |