Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция.



2019-07-03 387 Обсуждений (0)
Глава III. Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция. 0.00 из 5.00 0 оценок




В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти македонского царя[66].

В начальный период завоевательного похода Александр опирался почти исключительно на собственные силы. Однако, со времени пребывания в Вавилоне, Александр стал допускать персов к управлению страной. постепенно они стали занимать всё более и более высокое положение[67].

Принимая на службу персидскую знать, победоносный царь сначала выражал этим, что он не противостоит персидскому народу как враг, а только борется с разбитым персидским царём, который не хочет признать его высшую власть над Азией.

В дальнейшем персидская знать не только всё больше и больше участвовала в управлении государством, но и стала занимать важные посты в армии. И это лишь отчасти можно объяснить потребностью в восполнении понесённых потерь. Скорее, в этом следует видеть создание новой социальной опоры царской власти. Так число македонских гетайров увеличилось за счёт конных бактрийцев, согдов, арахотов, ариев, парфян и персов. когда македонские ветераны взбунтовались в Описе, Александр раздал командные посты персам и сформировал персидскую личную охрану[68]. Арриан приводит очень показательный случай. Вернувшись в Вавилон, Певкест, завоевал сердце царя тем, что он, будучи македонянином, изучил персидский язык, облачился в мидийскую одежду, стал преданным защитником восточной политики Александра. Он привёл ему 20 тыс. персидского войска. Они были хорошо обучены, и зачислены в македонские полки[69].

Наконец, по пути в Индию Александр приказал набрать из восточных сатрапий 30 тыс. юношей, вооружить их, обучить и привести к нему. Он хотел, чтобы они были заложниками и войнами[70].

Последним из мероприятий Александра в его восточной политике было заключение брачных союзов с представителями восточных народов, чтобы путём смешения крови соединить победителей и побеждённых[71].

Первый пример показал сам Александр. Ещё в 327 г. до н. э., когда он овладел опорными пунктами повстанцев в Бактрии и Согдиане, он женился на Роксане, которая считалась самой красивой девушкой в Персидском государстве[72]. Свою свадьбу с Роксаной Александр устроил по персидским обычаям. однако последователей у него долгое время не было. Его пример оставался без подражания. Лишь несколько лет спустя Александр приказал 80 близким друзьям жениться на дочерях из самых знатных родов Персии[73].

Верное толкование всем этим фактом было, на наш взгляд, дано ещё античными авторами. Так, Курций Руф обращал внимание на то, что Александр сам не верил в прочность своих завоеваний и искал средства, чтобы укрепить узы непрочной империи[74]. Как земные плоды требуют времени, чтобы созреть, так и племена и народности, привыкшие к иной власти и иным нормам жизни, имевшие другую религию, другие нравы и язык, должны иметь время и возможность приобщаться к новым условиям. победа над ними не обеспечивает прочности положения[75].


Заключение

В данной работе мы проследили основные «вехи» восточного похода Александра Македонского. Успех македонской армии, её исключительная боеспособность были обусловлены, на наш взгляд, спецификой македонского общества (или той стадии, которую оно проходило в своём развитии в эпоху Филиппа и Александра). Разумеется, огромную роль сыграл и «субъективный фактор», личность самого Александра. Но необходимо отметить, что военный успех сопутствовал македонянам до тех пор, пока не была окончательно разрушена «патриархальная» связь царя со своим войском. Военный успех сопутствовал македонянам до тех пор, пока «интересы» царя соответствовали чаяниям македонской аристократии и общинников-крестьян.

Основную тенденцию эволюции взаимоотношений царя и войска (разумеется, речь идёт о старом, «филипповском» поколении) можно сформулировать так: каждый новый военный успех македонских войск приносил всё большее отчуждение в эти отношения. И это лишь на первый взгляд кажется необъяснимым парадоксом. Невозможно наладить механизм управления и контроля над огромной империей, опираясь на народ небольшой страны. Подтверждается вывод, сделанный Шахермайром, что основателем «империи Александра» был не вовсе Александр, а Кир.

Для осуществления успешной завоевательной политики на Востоке Александр был вынужден опираться на македонскую аристократию; а для удержания завоёванного он должен был склонить на свою сторону аристократию персидскую. Коль скоро между этими двумя группировками существовало антагонистическое противоречие (а оно, на первых порах, безусловно, существовало, их интересы были несовместимы), идея всемирного господства изначально была обречена остаться только идеей. Потребность удержания и освоения (хозяйственного, культурного и политического) завоёванных земель на определённом этапе вступила в противоречие с осуществлением идеи всемирного господства.


Список источников

1. Арриан. Поход Александра. Пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.

2. Диодор. Историческая библиотека. Пер. М. Е. Сергеенко // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Отв. редактор А. А. Вигасин. М., 1993.

3. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Отв. редактор А. А. Вигасин. М., 1993.

4. Плутарх. Александр. Пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.

5. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. Пер. Г. П. Чистякова, Э. Г. Юнца // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.

 

Список литературы

1. Бойназаров Ф. А. Проблемы традиции и современности (Образ и личность Александра Македонского). М., 1990.

2. Вигасин А. А. Предисловие // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993.

3. Ковалёв С. И. Александр и Клит // Вестник древней истории. 1949. № 3.

4. Крюгер О. О. Арриан и его труд «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра. М.; Л., 1962.

5. Тревер К. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. № 5.

6. Трохачев С. Ю. Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993.

7. Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов н/Д., 1996.

8. Шифмана И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.

9. Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

10. Шофман А. С. Религиозная политика Александра Македонского // ВДИ. 1977. № 2.

 


[1] Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов н/Д., 1996. С.13.

[2] Убедительная аргументация в пользу такого подхода содержится в статье К. Тревера (Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. № 5. С. 57-59).

[3] Фактор исключительно важный. В дальнейшем мы неоднократно будем останавливаться на нём.

[4] Достаточно сравнить «популярную» работу Ф. Шахермайра и «научную» А. С. Шофмана, чтобы убедиться в этом.

[5] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

[6] Религиозная политика Александра на завоёванных территориях рассматривается в статье А. С. Шофмана (Религиоззная политика Александра Македонского // Вестник древней истории. 1977. № 2) Взаимоотношения царя и оппозиции – в работе С. И. Ковалёва (Александр и Клит // Вестник древней истории. 1949. № 3). Некоторый интерес для нас представляет и «популярная» работа И. Ш. Шифмана (Александр Македонский. Л., 1988).

[7] См.: Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, плутарха об Александре. М., 1993; а также в монографии Ф. А. Бойназарова (Проблемы традиции и современности. Образ и личность Александра Македонского). М., 1990).

[8] Наиболее обстоятельный анализ данного исторического источника содержится в статье О. О. Крюгера (Арриан и его труд «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра. М.; Л., 1962. С. 5-44).

[9] Бойназаров Ф. А. Проблемы традиции и современности (Образ и личность Александра Македонского). М., 1990. С. 93.

[10] Трохачев С. Ю. Арриан и его герой // Арриан. Поход Александра. СПБ., 1993. С. 11.

[11] Там же. С. 11.

[12] Там же. С. 12.

[13] Вигасин А. А. Предисловие // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 12.

[14] Вигасин А. А. Предисловие // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 13.

[15] Бойназаров Ф. А. Проблемы традиции и современности. С. 78.

[16] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 40-41.

[17] См.: Шофман А. С. История античной Македонии, ч. I. Казань, 1960.

[18] Диодор. Историческая библиотека // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993. С. 279. (XVII, 9).

[19] Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов н/Д, 1996.

[20] Арриан сообщает, что некоторые отряды присоединились к Александру только в Малой Азии. См.: Арриан. Поход Александра. 1993. (I, 17).

[21] Шахермайр Ф. Александр Македонский. С. 131.

[22] Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С. 349-350. (XI, 3-4).

[23] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 41.

[24] Шахермайр Ф. Александр Македонский. С. 113.

[25] Шахермайр Ф. Александр Македонский. С. 114.

[26] Там же. С. 114.

[27] Там же. С. 119-120.

[28] Там же. С. 120.

[29] Шахермайр Ф. Александр Македонский. С. 120.

[30] Арриан. Поход Александра. СПб., 1993 (I, 10-11).

[31] См.: Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре. М., 1993 (XVII, 18); Арриан. Поход Александра (I, 11).

[32] Диодор. Историческая библиотека (XVII, 18).

[33] Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов н/Для, 1996. С. 159.

[34] Арриан. Поход Александра (I, 13-16).

[35] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 52.

[36] Там же. С. 52. Л. П. Маринович в своей монографии (Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). М., 1993) отмечает, что уже в первые годы похода Александр «порывает с панэллинизмом и, отослав греческие контингенты домой, окончательно освобождается от него; греки и их проблемы отходят на задний план» (с. 159).

[37] Плутарх. Александр // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (16).

[38] Арриан. поход Александра (I, 17).

[39] Там же. С. 38-39.

[40] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 68.

[41] Арриан. Поход Александра (II, 8).

[42] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (III, 8).

[43] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 74-75.

[44] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (III, 2).

[45] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 85-86.

[46] Диодор. Историческая библиотека // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (XVII, 53).

[47] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 89.

[48] Арриан. Поход Александра (III, 12).

[49] Там же. 

[50] Арриан. Поход Александра (III, 9-15).

[51] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 101.

[52] Диодор. Историческая библиотека. // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (XVII, 65).

[53] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (V, 6).

[54] Арриан. Поход Александра (III, 22).

[55] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 125.

[56] Там же. С. 129.

[57] См.: Тревер К. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. № 5. С. 119-121.

[58] См.: Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 129-131.

[59] Там же. С. 132.

[60] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (VIII, 12).

[61] Там же. 

[62] Арриан. Поход Александра (V, 25).

[63] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 148.

[64] Там же. С. 150-151.

[65] Плутарх. Александр // Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (XVII, 66).

[66] Эволюция религиозной политики Александра прослеживается в статье А. С. Шоффмана (Религиозная политика Александра Македонского // ВДИ. 1977. № 2).

[67] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 240.

[68] Там же. С. 241.

[69] Арриан. поход Александра. СПб., 1993 (VII, 22).

[70] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993 (VIII, 5).

[71] Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского. С. 242.

[72] Арриан. Поход Александра (IV, 19).

[73] Там же. 

[74] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (VI, 3).

[75] Квинт Курций Руф. История Александра Македонского (VI, 3).

 



2019-07-03 387 Обсуждений (0)
Глава III. Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)