Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ



2019-07-03 177 Обсуждений (0)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Наряду с ярко выраженной социальной направленностью бюджет Беларуси принимает активное участие в реализации экономического курса государства

Оценивая в целом результаты исполнения бюджетов всех уровней в 2007, 2008 году, а также состояние государственных финансов и уровень экономической безопасности страны, можно с уверенностью сказать, что налогово-бюджетная политика, которая реализовывалась в Беларуси в минувшие годы, оправдала себя.

В 2007 году было обеспечено своевременное финансирование расходов, проведена кропотливая работа по привлечению внутренних и внешних займов, многое сделано в вопросах совершенствования методологии финансов, перестройки механизмов исполнения бюджета. Реализованы меры по упрощению системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки, что позволило предприятиям и организациям страны в 2007 году оставить в своем распоряжении финансовые средства в объеме около 800 млрд. рублей. Кроме того, субъектам хозяйствования реального сектора экономики оказывалась прямая бюджетная поддержка, что в комплексе с другими мерами способствовало экономическому развитию республики [26, с. 24].

Стоит отметить, что даже с учетом, оставленных в распоряжении предприятий средств доходы республиканского бюджета 2007 года на 26,2 % превысили фактические поступления в бюджет в 2006 году. Всего же за 2007 доходы республиканского бюджета сложились в сумме 36,2 трлн. рублей, что составляет 103,0 % уточненного годового плана.

Проведенная работа позволила обеспечить выполнение плановых поступлений по всем доходным источникам. При этом значительно возросла доля доходов от внешнеэкономической деятельности, за счет которых было сформировано около трети республиканского бюджета по доходам (без учета государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения). По итогам 2007 года поступления от внешнеэкономической деятельности в республиканский бюджет составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 % годового плана.

Также значительную часть доходов бюджета в 2007 году составил налог на добавленную стоимость, поступления которого сложились в сумме 6,1 трлн. рублей. Увеличение объемов поступления платежей по НДС на 17,9 процентного пункта по сравнению с 2006 годом обеспечено главным образом за счет роста валового внутреннего продукта. Существенное влияние на их уровень оказал рост налоговых вычетов, обусловленный наращиванием сумм НДС, принимаемых к зачету, а также активизация экспортной деятельности субъектов хозяйствования, приведшая к росту оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, за 2007 год предприятиям экспортерам возвращено (зачтено) НДС на сумму 5,1 трлн. рублей, что на 77,2 % больше, чем в 2006 году. Немаловажную роль в доходах республиканского бюджета сыграли также поступления акцизов, которые составили 2,9 трлн. рублей, или 101,4 % плана. Наибольшие темпы, прироста по сравнению с 2006 годом наблюдались по акцизам на автомобильное топливо (кроме импортированного). Основополагающим фактором этого явилось увеличение объема реализации производимых нефтепродуктов на внутренний рынок.

Поступления налога на прибыль в 2007 году сложились в сумме 2,2 трлн. рублей, или 103,8 % уточненного плана.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех областях республики выполнение плана поступлений по налогу на прибыль происходило без проблем. В частности, в течение 2007 года напряженно исполнялся этот показатель в Витебской и Гомельской областях. Объемы полученной прибыли в данных регионах составили около 90 % к уровню предыдущего года. Причина такой ситуации заключается в том, что на территории этих областей расположены нефтеперерабатывающие заводы. Рост цен на приобретаемое российское нефтяное сырье повлек увеличение затрат на производство, переработку и сбыт реализуемой продукции и, как следствие, оказал влияние на объемы прибыли и, соответственно, налога на прибыль.

В то же время в других регионах республики было достигнуто увеличение объемов получаемой прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Так, прирост прибыли, полученной предприятиями Гродненской области за 11 месяцев 2007 года, составил 39,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, что является самым высоким показателем в Беларуси.

Наряду с традиционными направлениями мобилизации средств, отличительной, знаковой особенностью 2007 года стало резкое повышение активности Республики Беларусь на рынке внешних заимствовании. В августе 2007 года впервые два ведущих международных рейтинговых агентства Standard & Poor's и Moody's Investors Service опубликовали присвоенные Беларуси значения суверенного кредитного рейтинга.

По итогам проведенной работы был заключен целый ряд соглашений по привлечению внешних ресурсов [26, с. 25].

Так, в декабре получен кредит Российской Федерации в размере 1,5 млрд. долларов сроком на 15 лет. Подписаны рамочное соглашение между Экспортно-импортным банком Китая и правительством Беларуси по кредиту в сумме 500 млн. долларов на строительство трех линий по производству цемента; рамочное белорусско-китайское межправительственное соглашение о предоставлении льготного кредита КНР на сумму 200 млн. китайских юаней (27,4 млн. долларов США), ряд других соглашений.

Помимо привлечения внешних займов, Министерство финансов провело активную работу по эффективному управлению имеющимися денежными ресурсами. Размещение временно свободных средств на депозиты в банковской системе страны в течение года позволило банкам дополнительно направить в белорусскую экономику 2,2 трлн. рублей, а бюджет, включая Фонд социальной защиты населения, пополнить доходами в сумме почти 240 млрд. рублей и более 32 млн. долларов.

Проводилась работа по сокращению задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. В 2007 она снизилась на 85,2 млрд. рублей, составив на 1 января 2008 года 149,5 млрд. рублей.

Вместе с изменением структуры доходов бюджета страны в 2007 году изменилась и структура его расходов. Но, как и раньше, наибольший удельный вес составили расходы, направленные на решение социальных задач. В 2007 году на эти цели было выделено почти 25 трлн. рублей, или 53 % общих расходов консолидированного бюджета [26, с. 25].

Выделение таких средств позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы и укрепление их материальной базы, направить значительные ресурсы на улучшение благосостояния населения, повышение заработной платы, стипендий, пенсий и пособий, выполнение государственных программ, направленных на улучшение демографической ситуации в республике.

Средняя заработная плата работников бюджетной сферы в декабре 2007 года составила 709,3 тыс. рублей, что эквивалентно 329,4 доллара. Повышены стипендии учащейся молодежи на 8 %, что позволило довести их размер в среднем до 120,0 тыс. рублей в высших учебных заведениях и 90,0 тыс. рублей в средних специальных. Пенсии по возрасту выросли на 17,9 %, составив в среднем за месяц 305,3 тыс. рублей.

При этом на финансирование социальной сферы не только выделяются значительные средства, но и проводится постоянная работа по их рациональному использованию.

В сфере образования, например, в целях упорядочения и оптимизации расходов на оплату труда разработаны и приняты в 2007 году типовые штаты и нормативы численности работников начальных, базовых, средних, вечерних (сменных), специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов «ясли - сад - школа» и «детский сад - школа». Общие расходы республиканского бюджета на финансирование образования составили в 2007 году 1,1 трлн. рублей.

На здравоохранение из республиканского бюджета было выделено 937,4 млрд. рублей. В том числе в течение года дополнительно изыскано около 100 млрд. рублей, которые были направлены на выполнение поручений президента и правительства Беларуси в области здравоохранения.

Наряду с ярко выраженной социальной направленностью бюджет 2007 года принимал активное участие в реализации экономической политики государства. Так, значительные средства были выделены на финансирование Государственной программы возрождения и развития села. Фактически на выполнение мероприятий данной программы в 2007 году было использовано 7,5 трлн. рублей бюджетных средств, что на 25 % больше, чем предусматривалось первоначально. В том числе на развитие социальной сферы села было направлено 3,1 трлн. рублей, агропромышленного комплекса – 4,4 трлн. рублей [26, с. 26].

Государственная поддержка, оказанная юридическим лицам, оценивается в сумме около 2 трлн. рублей. В частности, в течение года по решению президента страны ряд предприятий и организаций были освобождены от уплаты налогов на общую сумму 632 млрд. рублей. Финансовая помощь, оказанная из республиканского бюджета субъектам хозяйствования, составила 165 млрд. рублей.

Кроме того, предприятиям и организациям предоставлены налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки уплаты платежей в бюджет на сумму 52 млрд. рублей, выданы бюджетные ссуды и займы в размере 556 млрд. рублей.

На уровне местных бюджетов налоговые освобождения, объемы бюджетных ссуд и займов составили около 550 млрд. рублей.

Наряду с прямой поддержкой реального сектора экономики бюджет способствовал наращиванию ресурсного потенциала банковской системы страны. За счет средств республиканского бюджета уставные фонды банков в 2007 году увеличены на 552 млрд. рублей, что составило более 70 % их прироста.

На необходимом уровне в 2007 году осуществлялось финансирование расходов на жилищное строительство, расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Значительные средства направлены на реализацию государственных программ.

В целом государственные программы, предусмотренные в законе о бюджете на 2007 год, профинансированы в сумме 5,8 трлн. рублей, или 98,7 % годового плана. Государственные заказчики в основном осваивают выделенные на финансирование программ бюджетные ассигнования. Вместе с тем по отдельным программам уровень исполнения плана ниже среднего.

Государственная инвестиционная программа в 2007 году профинансирована в сумме около 1,5 трлн. рублей, или 99,9 % плана. За год из 546 объектов инвест - программы введено в эксплуатацию 232 объекта (включая пусковые комплексы).

Кроме того, в течение 2007 года из республиканского бюджета оказывалась финансовая помощь бюджетам регионов, которая в итоге составила около 6 трлн. рублей, или 99,5 % годового плана. В том числе из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц выделено 3,9 трлн. рублей 100% годового плана.

Что касается бюджетно-налоговой политики 2008 года, то с целью снижения налоговой нагрузки было предусмотрена отмена налога с пользователей автомобильных дорог и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также местных сборов с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительство объектов и размещение наружной рекламы на иностранных языках на территории соответствующих административно-территориальных единиц).

В результате внесения изменений в законодательство средства, оставшиеся в распоряжении предприятий после отмены налога с пользователей автомобильных дорог, позволили улучшить производственные и финансовые показатели белорусских товаропроизводителей, повысить их конкурентоспособность на внешних рынках. Отмена вышеназванных местных сборов способствовало улучшению финансового положения в торговле и стимулированию строительной отрасли, сокращению издержек при осуществлении капитального строительства [44, с. 28].

В целом же изменение налогового законодательства по расчетам Министерства финансов привело к уменьшению доходов (налоговой нагрузки) бюджета Республики Беларусь в 2008 г. приблизительно на 980 млрд руб., или на 0,9 % к ВВП.

Наряду со снижением налоговой нагрузки в 2008 г были предусмотрены ряд мер по упрощению налоговой системы и, в частности, порядка исчисления и уплаты следующих налогов:

по налогу на прибыль:

· установлена в качестве объекта налогообложения валовая прибыль (общая прибыль от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям);

по экологическому налогу:

· функции уплаты в бюджет платежей за размещение отходов производства с собственников отходов возложены на владельцев полигонов. Это позволило уменьшить количество плательщиков данного налога с 15 тысяч до 170;

· упрощен порядок предоставления налоговых деклараций по платежам за размещение отходов производства на территории самих субъектов хозяйствования. В результате этого декларации подаются только при возникновении у плательщика обязательств по уплате названных платежей за прошлый месяц (в настоящее время плательщики экологического налога представляют в налоговые органы 11 деклараций);

· объеденены платежи экологического налога за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, в результате чего количество подаваемых плательщиками в налоговые органы в течение года деклараций (расчетов) сократится;

· сокращено количество платежей за выбросы вредных веществ с 600 до 46 платежей по основным вредным веществам;

по подоходному налогу:

· снижена с 20 до 15 % размера ставки налога в части доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы, что позволит сократить сферу декларирования доходов граждан;

по государственной пошлине:

· в состав объекта обложения включены действия, по которым раньше взимались регистрационные и лицензионные сборы. Это мероприятие направлено на введение единого налогового механизма при осуществлении юридически значимых действий и выдаче документов, имеющих юридическую силу;

по арендной плате за землю:

· установлены одинаковые с земельным налогом сроки уплаты и подачи налоговых деклараций, а также контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью ее уплаты.

С целью более полной аккумуляции в бюджете средств бюджетных организаций, получаемых в качестве компенсации затрат государства, с 2008 г. впервые установлены законодательные нормы, в соответствии с которыми данные средства поступают в республиканский и местные бюджеты, за счет средств которых в установленном порядке будет осуществляться финансирование этих организаций. В 2008 г. объем названных поступлений в проекте консолидированного бюджета составил 205,5 млрд руб. Основную часть поступлений получены за счет доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении, платы за нахождение детей в оздоровительных лагерях, за питание в детских дошкольных учреждениях и др.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 г., как и в предыдущие годы, сохраняется стратегическая направленность на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Изменение официального обменного курса национальной валюты к доллару США была на уровне ± 2,5 %.

Ставка рефинансирования к концу 2008 г. не превысила 7–9 % годовых, ставки по вновь выдаваемым банковским кредитам — 10–12 % годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам — 7–10 % годовых.

Прирост рублевой денежной массы составил 34–38 %, широкой денежной массы — 33–37 %, рублевой денежной базы — 29–33 %, ресурсной базы банков — 33–37 %.

Кредитование банками экономики страны возросли на 36–41 %. Объем инвестиционного кредитования составил 5,3–5,7 трлн руб. Кредитование банками жилищного строительства выполнен в объеме 2,7 трлн руб., в т.ч. льготное кредитование — 2,5 трлн руб.

Приоритетным направлением, как и в предыдущие годы, в 2008 году было кредитование банками экспортоориентированных организаций, агропромышленного комплекса в части реализации важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., жилищного строительства.

В области валютного регулирования в 2008 году Национальным банком страны были осуществлены комплексы мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютных операций. [44, с. 30].

В Законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее — Закон № 303-З) реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета и др.

В 2009 году дополнительно предлагается снизить ставку сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки до 1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Это продолжит последовательную работу по отмене «оборотных» налогов, которые наиболее существенно влияют на финансовое положение плательщиков. Если предложение рабочей группы будет принято, в распоряжении налогоплательщиков останется 1, 3 трлн. руб., что составляет более 1% к ВВП [42, с. 8].

В проекте предполагается также исключить из обложения налогом на недвижимость активную часть основных производственных фондов - оборудование. Налог сохранится только в отношении недвижимого имущества - зданий и сооружений. Эта мера станет дополнительным стимулом для модернизации экономики и высвободит на эти цели более 300 млрд. руб., или 0,3% ВВП. Кроме того, намечено установить единую ставку местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5% . Благодаря этому снижение налоговой нагрузки на потребительский рынок товаров и услуг составит порядка 300 •млрд. руб.

Выпадающие доходы местных бюджетов в связи с уменьшением ставок налогов с продаж и на услуги и исключением из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов будут компенсированы за счет увеличения норматива отчислений от налога на добавленную стоимость в бюджеты областей и г. Минска, а также дополнительными доходами от создания новых производств.

Намечено и далее совершенствовать порядок и условия применения подоходного налога с физических лиц. Предлагается перейти к применению линейной (единой) ставки этого налога в размере 12% и увеличить размер налоговых вычетов. Реализация предлагаемых мер обеспечит снижение налоговой нагрузки в 2009 году на 1,2% к ВВП (суммарно это составит около 1,4 трлн. руб.).

Одновременно Министерство по налогам и сборам намерено провести упрощение и сокращение процедур налогового администрирования.

В 2010 году планируется полностью отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. После этого в распоряжении плательщиков останется 1,3 трлн. руб. Предлагается также отменить местные целевые сборы из прибыли, взимаемые по ставке 3% , — транспортный сбор и отчисления на развитие инфраструктуры. Это позволит увеличить чистую прибыль налогоплательщиков на 550 млрд руб. Налоговая нагрузка в 2010 году, по подсчетам рабочей группы, снизится еще на 1,2% к ВВП [42, с. 8].

По оценке Министерства экономики, уменьшение налоговой нагрузки на 1 процентный пункт дает 0,6% роста ВВП. Таким образом, экономический эффект от предлагаемых мер должен увеличить ВВП на 1,5% . При этом удастся выйти на целевой показатель Программы социально-экономического развития по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику на 3-4 процентных пункта к ВВП.

Фактически в сопоставимых условиях (т.е. без учета ФСЗН и отчислений в инновационные фонды) налоговая нагрузка снизится с 30,9% в 2006 году до 24,8% в 2010 году, или на 6 процентных пунктов.

Наряду с предложенными мерами совершенствования налоговой системы приоритетным направлением политики доходов станет повышение эффективности использования государственных ресурсов. Для этого, на наш взгляд, целесообразно повысить ставки платежей за добычу природных ресурсов по таким высокодоходным продуктам, как калийная соль и вода из поверхностных и подземных источников.

Предполагается установить прозрачный механизм использования прибыли, которая остается после уплаты налогов на пополнение оборотных средств (с доведением индивидуальных либо отраслевых нормативов обеспеченности ими), капитальные вложения (в объемах инвестиционной программы предприятия, утверждаемой министерством). Оставшуюся часть прибыли направлять на погашение банковских кредитов и господдержки (если таковая была), а ее свободный остаток — в бюджет.

С учетом изложенных подходов в области налоговой политики намечено сохранить сложившуюся структуру доходов бюджета и сформировать необходимую финансовую базу для осуществления государственных расходов. Бюджетная политика в области расходов в среднесрочной перспективе будет нацелена на повышение качества и уровня жизни населения, рост эффективности бюджетных расходов.

Основные приоритеты бюджетной политики на предстоящие годы:

· рост заработной платы в бюджетной сфере;

· взвешенная политика расходов на содержание бюджетных организаций;

· корректировка форм государственной поддержки реального сектора экономики;

Исходя из роста цен на импортируемый природный газ планируются расходы на возмещение из бюджета затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг гражданам. Расходы на субсидирование организаций ЖКХ определены исходя из роста тарифов для населения. Прогнозируемый уровень возмещения затрат организаций ЖКХ тарифами для населения составит не менее 32%. С учетом роста заработной платы в экономике в среднем на 100 долларов предлагаемое повышение тарифов, на наш взгляд, экономически оправданно.

Сохранится активная поддержка реального сектора экономики со стороны государства. Намечается расширить ее за счет корректировки подходов к получателям и увеличить бюджетные расходы на эти цели. В частности, прямую государственную поддержку предприятий из бюджета в форме финансовой помощи, бюджетных ссуд и займов предлагается сократить как менее эффективную и ограничить объемом, необходимым для исполнения в будущем году по уже принятым решениям. Высвобождаемые ресурсы в сумме около 100 млрд. руб. планируется перераспределить в пользу косвенной государственной поддержки - льготирования процентов по кредитам. Это должно стимулировать предприятия к самостоятельному привлечению средств на внутреннем и внешних финансовых рынках под окупаемые и эффективные инвестиционные проекты. Привлечение ресурсов может осуществляться за счет банковских кредитов и путем выпуска корпоративных облигаций. Процентные платежи по таким облигациям предлагается также льготировать за счет бюджета по аналогии с банковскими кредитами. При условии льготирования 50% ставки по кредиту или облигации дополнительные средства на эти цели в сумме 100 млрд. руб. позволят привлечь в экономику кредитные ресурсы на сумму около 2 трлн. руб.

Политика снижения налоговой нагрузки, задачи по ускоренному росту заработной платы, воздействие внешних факторов существенно сужают возможности финансирования ряда расходов бюджета. В этой связи для обеспечения его максимальной сбалансированности расходы на государственную инвестиционную программу планируются на уровне 2009 года [42, с. 9].

В условиях благоприятной внешней конъюнктуры рынка продовольствия и возможного повышения внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне 2009 года могут быть сохранены расходы фонда поддержки сельхозпроизводителей. Дополнительные источники финансирования села будут обеспечены возрастающей выручкой сельхоз - предприятий и дополнительными инвестиционными ресурсами государства, как в 2009 году.

Доходы консолидированного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) оцениваются в сумме около 50 трлн. руб., расходы - до 52 трлн. руб. Дефицит бюджета составит около 1,5% к ВВП.

Финансирование дефицита республиканского бюджета будет осуществляться за счет остатков средств бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января 2009 г., а также внешних и внутренних государственных заимствований. Предлагаемые направления бюджетной политики позволят обеспечить реализацию основных параметров Программы финансового развития, решить задачи, поставленные Главой государства перед правительством.

Таким образом, рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего общества, поэтому необходимо применять государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить финансовую политику. Вмешательство в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налогово-бюджетной, кредитно-денежной, амортизационной, валютной и таможенной политики, а также деятельности различных государственных структур.

Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства, главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В этом и проявляется, важная как экономическая, так и политическая роль государственного бюджета в любом современном обществе




2019-07-03 177 Обсуждений (0)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)