Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительские расходы и факторы их определяющие



2019-07-03 905 Обсуждений (0)
Потребительские расходы и факторы их определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

1. Потребительские расходы и факторы их определяющие

2. Сбережение: сущность, виды и основные факторы. Взаимосвязь сбережения и потребление, и их влияние на объемы национального дохода

3. Особенности сбережение и потребления и их влияние в российской экономике

Практикум

Заключение

Литература

 


Введение

 

Центральными вопросами, для кейнсианской теории, которая произвела переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дала толчок развитию макроэкономики, стали факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы кейнсианство рассматривает с позиции реализации в условиях развития результативного спроса. В связи с этим Дж. Кейнс направил усилия на изучение главных составных частей спроса – потребления и сбережения, а так же факторов, от которых зависит изменение этих частей. Потребление в совокупном спросе является существенной частью, это элемент валового национального продукта.

Колебания в потреблении являются важнейшими причинами циклических колебаний в экономике, поэтому анализ теорий потребительского спроса во многом помогает изучению закономерностей макроэкономики. Он дает возможность выяснить, как влияет потребление на национальный доход, как взаимодействуют между собой сбережения и инвестиции, какова их связь с национальным доходом. Ведущее положение в макроэкономической теории занимает теория потребительского поведение Дж. Кейнса, как инструмент экономического анализа.

Целью этой работы является, изучить части совокупного спроса - потребление и сбережение, и рассмотреть их влияние на национальный доход.

Для достижения этой цели в данной работе необходимо решить

следующие задачи:

1- Раскрыть сущность потребительских расходов и определяющих их факторов;

2- Выявить сущность, виды и основные факторы сбережений. Проанализировать взаимосвязь сбережения и потребления и их влияние на национальный доход;

3- Рассмотреть особенности сбережения и потребления в российской экономике.


Потребительские расходы и факторы их определяющие

 

Потребление(consumption – С) представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Потребление основа существования общества, так как целью материального производства в любой экономической системе является удовлетворение потребностей.

Уровень потребления различен в разных социальных группах. Удельный вес затрат на питание больше у тех, у кого доходы наименьшие (от 50 до 100%), наименьший у богатых (20%). В действительности нет семей, которые тратили бы свои деньги одинаковым образом, поэтому в экономической теории применяет так называемая качественная модель поведения – это усредненная модель расходов людей с различными уровнями доходов, построенная на основе исследований бюджетов семей. Эти модели называются законами Энгеля, по имени немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821-1896).

Уровень потребления зависит от множества факторов – доход населения является основным из них. Он определяет спрос потребителей на товары и услуги.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о затратах домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг. При макроэкономическом анализе вопрос формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного предпочтения потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением в настоящем и повышением потребления в будущем. Но вероятность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений сегодня. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, произведенные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество:

 

DI=C+S

 

где DI(disposable income) — располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов), а S – сбережения.

Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне предстает как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. [1]

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее влияние на предпочтение потребителей, то есть устанавливают функции потреблений и сбережения. Экономисты-классики пологали, что ни один человек, намереваясь делать сбережения, не станет хранить их в форме денег, если возможно их использование таким образом, чтобы они, путем приобретения акций или банковских вкладов, приносили ему процент. У людей больше стимулов к сбережению, если реальная ставка процента высока, при снижении этой ставки у людей уменьшается интерес в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Потому что располагаемый доход составляют потребление и сбережения; потребление при росте реальной процентной ставке будет уменьшаться, а при ее снижении увеличивается, то есть потребление, по мнению классиков, является убывающей функцией от реальной процентной ставки.

Против такого положения выступил Дж. Кейнс. Его утверждение заключалось в том, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная ставка процента не имеет определяющей роли, так как для людей предпочтительней потребление сейчас, чем потребление в отдаленном будущем.

Кейнс выдвинул гипотезу, которая содержалась в следующем: главный фактор, определяющий уровень потребления, является текущий доход домохозяйств.

Дж. Кейнс определил предельную склонность к потреблению на основании психологического закона, который, по его мнению «состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход»[2].

На основе этого закона, он рассматривал потребление, как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств:

 

C=f(DI)

 

Помимо дохода на объем потребления оказывает влияние и другие, субъективные и объективные факторы. К основным объективным факторам относят уровень цен, реальную ставку процента, имущество потребителей, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают ожидание потребителей относительно будущего изменения цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и тому подобное, а так же предельную склонность к потреблению. Изменения этих факторов вызывают сдвиг функции потребления.

Среди перечисленных факторов важнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume – МРС) Дж. Кейнс считал часть потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода.

 

MPC=∆С/∆DI

 

Средняя склонность к потреблению(average propensity to consume – АРС) – это отношение потребления к величине располагаемого дохода:

 

APC=C/DI

 

Общее национальное невозможно свести к сумме потребления отдельных семей и хозяйств, потребление может существенно отличается даже в семьях примерно одинакового уровня доходов и численности. Поэтому Дж. Кейнс считал важным найти формулу, которая описывала бы совокупное потребление. Он вывел четыре основных фактора, определяющих функцию потребления:

1) Потребление (C) является функцией располагаемого дохода (DI);

2) Величина предельной склонности к потреблению (MPC) находится в пределах от 0 до 1, то есть

 

0 < MPC >1

 

3)  С ростом располагаемых доходов(DI) средняя склонность к потреблению (APC) падает, то есть    

 

MPC<APC

 

4) С ростом располагаемого дохода (DI) предельная склонность к потреблению падает (MPC).

Первое правило означает, что потребление можно выразить формулой:

C=C*+MPC . DI,

 

где C* - некая постоянная, зависящая от других факторов, кроме дохода: процентная ставка, инфляционные ожидания и другие.

Кейнсианская функция потребления графически выглядит следующим образом:

 

 

Рис. 1. График кейнсианской функции потребления.[3]

 

Биссектриса 0К характеризует ту возможную ситуацию, когда весь полученный доход будет потрачен на потребление. В этом случае с ростом дохода пропорционально растет потребление. Однако на практике все выглядит несколько иначе. Реальная кривая потребления – кривая СС. В точке А она отражает тот уровень дохода, который полностью обеспечивает потребление (прожиточный минимум). Вследствие этого отрезок кривой потребления ниже точки А обозначает необходимость жизни в долг, потому что получаемый доход недостаточен для обеспечения прожиточного минимума. Возможность увеличения потребления и формирования определенных средств для сбережения возникает сростом доходов, когда кривая расположена выше точки А.

Второе правило, из которого следует, что МРС всегда меньше 1, показывает, что даже в случае разбалансированности рынка, в случае, когда спрос не равен предложению, прирост потребления все равно не превышает прироста доходов.

В третьем правиле делается вывод, что средняя склонность к потреблению бывает больше 1 только при небольших значениях дохода. Это означает, что лишь бедные семьи тратят большую часть своего дохода и расходуют свои запасы. Структура расходов потребителей меняется с ростом их доходов. С увеличением доходов растет доля сбережений, то есть та часть доходов, которая идет на потребление после уплаты налогов.

Таким образом, потребление и сбережения составляют в совокупность доход населения после уплаты налогов.

 



2019-07-03 905 Обсуждений (0)
Потребительские расходы и факторы их определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительские расходы и факторы их определяющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (905)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)