Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение неплатежеспособности предприятий и значение государственной финансовой поддержки



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Определение неплатежеспособности предприятий и значение государственной финансовой поддержки 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как дня системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Сегодняшнее финансово-экономическое состояние многих российских предприятий, как приватизированных, так и оставшихся в государственной собственности, свидетельствует о том, что они неэффективны и фактически балансируют па грани признания их несостоятельными (банкротами).

Как правило, производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря об инвестиционных ресурсах. В среднем по регионам России около 80% промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и контрагентами, которая составила на начало 2005 года 23% ВВП. По состоянию на 1 января 2004 года удельный вес убыточных предприятий составил около 40% от общего числа организаций[11].

Для преодоления кризисных явлений в экономике, создания условий для экономического роста народно-хозяйственного комплекса, решения накопившихся социальных проблем, необходимо принять комплекс мер по реструктуризации и финансовому оздоровлению производственных предприятий и организаций непрозводственной сферы.

Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности предприятий, реструктуризация является действенным инструментом повышения уровня конкурентоспособности предприятий, так как она направлена на повышение эффективности производства, изменение характера управления активами, а также на улучшение инвестиционной привлекательности. При этом в большинстве случаев реструктуризация включает в себя набор мер, направленных на модернизацию организационной структуры и функций управления. Все эти мероприятия позволяют оптимизировать структуру хозяйствующею субъекта и размер его производственных мощностей, что в свою очередь обеспечит безубыточность на основе эффективного распределения и пользования имеющихся ресурсов и повысит уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

При проведении реструктуризации необходимо соблюдать определенные условия, заинтересованность в которых имеется у федеральных и региональных органов власти. Отметим среди них в первую очередь:

- максимально возможное сохранение и создание новых рабочих мест.

-защита прав собственности:

- сохранение и усиление научно-технического и производственного потенциала;

- погашение эадолжности перед кредиторами;

- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней[12].

В целом реструктуризация предприятий дает особый эффект: создается возможность преодоления кризисного состояния промышленности. Однако данный фактор ограничивается негативным влиянием внешней экономической среды.

Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. При этом необходимо учитывать то, что экономический и финансовый кризисы повлияли на предприятия всех форм собственности практически всех отраслей экономики, поэтому при предоставление государственной финансовой поддержки проводить разграничение между государственным и частным сектором экономики нецелесообразно.

Государственная поддержка промышленности является одним из важнейших направлений российской экономической политики. Особую актуальность вопрос о предоставление государственной поддержки приобрел в результате резкою сокращения объема государственных ресурсов, предоставляемых на эти цели, что в свою очередь требует четкого определения условий предоставления государственной поддержки. При этом, осуществляя государственную поддержку, необходимо проводить разграничение между государственной помощью в границах эффективного конкурентного пространства и государственным вмешательством в экономику, искажающим рыночные принципы и ставящим производителей в неравные условия. Особое значение здесь имеют:

- критерии определения объектов государственной помощи;

- принципы предоставления государственной помощи;

- формы предоставления государственной помощи

Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.

Все эти условия обязывают органы государственного управления выработать политику государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий. Основными элементами этой политики, являются:

1) выявление неплатежеспособных предприятий;

2) отбор неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной финансовой поддержке;

3) осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления платежеспособности или поддержания эффективной производственной деятельности[13].

Как известно, согласно действующему законодательству, выявление неплатежеспособных предприятий базируется на совокупности таких показателей, как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, которые характеризуют состояние баланса на определенную фиксированную дату.

Первый из них - коэффициент текущей ликвидности - определяется как отношение величины текущих активов к текущим обязательствам. Экономическая сущность названного показателя - отражение способности обеспечении предприятия оборотными средствами для функционирования производства и своевременного погашения задолженности предприятия своими собственными средствами. Второй показатель - коэффициент обеспеченности собственными средствами - выявляет уровень эффективности использования собственных средств и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и внеоборотных активов фактической стоимости оборотных средств. Экономическая сущность этого показателя - отражение такого уровня оборотных средств предприятия, который обеспечивал бы нормальное функционирование производства.

Последний из системы показателей - коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма его фактического значения на конец отчетного периода и изменения этого значения между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности Экономическая сущность этого показателя отражение реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность.

Очевидно, что при определении неплатежеспособности нельзя ограничиваться анализом узкого круга частных показатели лей, когда речь идет о судьбах предприятий, сотен и тысяч их работников. Однако вышеперечисленных показателей оценки не достаточно, в их число необходимо включить такие обобщающие показатели финансового состояния предприятия, как рентабельность его производственных фондов, рентабельность продукции, прибыль и итоговый результат денежного потока. Стабильный положительный результат, обеспечивающий развитие предприятия на основе увеличения прибыли и стоимости капитала, означает, что рассматриваемое предприятие устойчиво. Указанными методическими положениями установлены следующие критерии: предприятие является неплатежеспособным, если коэффициент текущей ликвидности <2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами <0,1. Эти критерии, взятые из практики экономически развитых стран, для условии функционирования большинства российских предприятий представляются слишком жесткими.

О завышенности нормативных значений коэффициентов текущей ликвидности свидетельствуют и данные по всем крупным и средним предприятиям промышленности. На 1 октября 2003 года около 78% их общего числа имели коэффициент текущей ликвидности <2. Однако не все они находились в плохом финансовом состоянии, о чем свидетельствует значительно меньшая доля убыточных предприятий (таблица 1).

Для определения неплатежеспособности предприятия необходимо задействовать не только частные показатели финансово-экономической деятельности, но и показатели обобщающие. Причем последние не должны ограничиваться теми, что фиксируют скорость оборота капитала.


Таблица 1 Распределение крупных и средних предприятий промышленности по показателям, характеризующим их финансовое состояние

Уровень коэффициента текущей ликвидности Доля предприятий, в % Финансовый результат Доля предприятий, в %
<2 77,9 Убыточные 40,9
>2 22,1 Прибыльные 59,1

 

Необходима и разработка моделей, отражающих разные стороны неплатежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Количественная оценка финансово-экономической деятельности должна быть дополнена качественной характеристикой состояния предприятий, так как банкротство не самоцель, а средство оздоровления предприятия.

Итак, для выявления неплатежеспособных предприятий нужен комплексный анализ их финансового состояния. При этом необходимо выбрать показатель, обладающий адекватным рыночным отношениям экономическим содержанием. Такому требованию отвечает рентабельность капитала, уровень которой своевременно сигнализирует об угрозе несостоятельности предприятия. Если произвести сравнение между фактическим уровнем рентабельности капитала предприятия и среднеотраслевым, то на основании этого сравнения можно выявить динамику ею финансового состояния. Но задача государства состоит не в констатации приближающейся несостоятельности предприятия, а в ее предотвращении. Для этого необходим полноценный, комплексный анализ. Анализ будет неполным, если, определив коэффициенты уровня платежеспособности, не определить, как воздействует динамика этих коэффициентов на уровень рентабельности. Таким образом, если норму рентабельности капитала представить как функцию показателей платежеспособности и ликвидности, то этот важнейший рыночный показатель займет свое законное место и теории и практике рыночных, отношений.




2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Определение неплатежеспособности предприятий и значение государственной финансовой поддержки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение неплатежеспособности предприятий и значение государственной финансовой поддержки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)