Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и причины инфляции



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и причины инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты инфляции

1.1 Понятие, сущность и причины инфляции

1.2 Виды инфляции

2. Особенности инфляции в России

2.1 Денежная реформа 92-93гг в России

2.2 Проблемы регулирования инфляции в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Данная курсовая работа будет посвящена изучению особенностей инфляции и денежной реформы в России 1992-1993гг. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ

Понятие, сущность и причины инфляции

Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Тем не менее, это не новое явление. Инфляция наблюдалась еще и в Древнем Риме и Древнем Китае. Введение неразменных на серебро "ассигнаций" Екатериной II, "континентальных денег" во время борьбы английских колоний в Америке за независимость, "гринбеков" во время Гражданской войны в США, выпуск бумажных ассигнаций в период буржуазной революции во Франции вызывали вспышки инфляции.

На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса.

Неизменной оставалась лишь сущность инфляции - обесценение денег. В течение столетий изменялись и причинно-следственные связи, вызывающие к жизни инфляционный процесс. В период господства в денежном обращении металлических денег инфляция была нетипична.

Она возникала только как следствие нарушения законов денежного обращения - замены металлических денег (золота или серебра) символами - испорченными монетами или бумажными деньгами, которые не только не обеспечивали денежной системы, но и вводились правительствами в исключительных случаях - во время войн, революций или других чрезвычайных обстоятельствах. Как правило, имело место злоупотребление правилом эмиссии, что довольно быстро приводило к расстройству денежного обращения.

Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов

Инфляция - феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению. По сути своей она представляет собой процесс обесценивания бумажных денег из-за переполнения ими каналов денежного обращения.

В условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом, их количество в обращении приобретает исключительное значение: если денежная масса превышает потребности товарного обращения (денег в обращении больше, чем стоимостная емкость товарного рынка), то покупательная способность денег снижается.

Это очевидно в ситуации, когда единственной естественной сферой бумажных денег остается сфера обращения. Так, например, если денежная масса увеличится в два раза по сравнению со стоимостью товарной массы, то за одну товарную единицу придется платить не одну (как до увеличения денежной массы), а две денежные единицы.

Таким образом, под "инфляцией" понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности - деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги "дешевые" или, напротив, "дорогие", что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция - это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом денежной массы.

Наиболее распространенная причина инфляции - денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги "охотятся" за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

Сущность инфляции заключается в следующих основных критериях: повышение цен, падение покупательной способности денег, рост денежной массы.

Инфляция – это выпуск государством денег в обращение сверх количества, обусловленного законом денежного обращения:

 

, (1)

 


Где M – масса денег, P – средний уровень цен, V – скорость оборота денег и Q – объем производства.

Ранее инфляция возникала, чаще всего при чрезвычайных обстоятельствах. Во время войн, например, государство, часто выпускало большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В наше время технический прогресс не стоит на месте. Все время происходит совершенствование товаров и услуг. В связи с этим растет их стоимость, и как следствие, увеличивается цена. Это показывает, что корни инфляции лежат в сфере производства, в первую очередь продуктов высоких технологий, и обусловлены их качеством. Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции.

Во-первых, рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в Центральном банке, т.е. не контролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление "проектов века").Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия

Во-вторых, появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

В-третьих, становление сервисно-ориентированной экономики при более медленном росте производительности труда в сфере услуг, чем в производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

В-четвертых, широкое распространение механизмов индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие цены не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.

Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически усиливает инфляцию.

В-пятых, рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность "импортируемой" инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебаний курсов валют.

В-шестых, отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

 

Виды инфляции

Существует несколько критериев выделения разновидностей инфляции.

Так, с точки зрения проявления различают "открытую" и "подавленную" инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Существует три направления развертывания подавленной инфляции:

1) pазрыв между административно установленными ценами и рыночными ценами или ценами равновесия;

2) отсутствие ценовых стимулов для расширения производства и увеличения предложения, что вызывает недопроизводство тех товаров и услуг, которые пользуются спросом;

3) сочетание подавленной инфляции с инфляцией, вызванной формированием части цен рыночным механизмом и оказывающей существенное влияние на рост затрат.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется "черный рынок" - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. "Черный рынок" в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

1) умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;

2) галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;

3) гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем.

Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения четвертого критерия - точности прогноза агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под "ожидаемой" инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, "неожидаемая" - наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

 




2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и причины инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и причины инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)