Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренции (ст. 178 УК РФ)



2019-07-03 305 Обсуждений (0)
Конкуренции (ст. 178 УК РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 4

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВОБОДУ И ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

 

Конкуренция является важным элементом экономических отношений государства, позволяет улучшить качество производимого товара и услуг, тем самым защищая интересы потребителей. Вследствие этого защита конкуренции является важным аспектом деятельности государства, которая может осуществляться в том числе и уголовно-правовыми средствами.

Ю.Г. Бабаева справедливо замечает, что одними из важнейших элементов социально-ориентированной рыночной экономики выступают свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции.

Под конкуренцией в ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ст. 8 Конституции РФ указывается на гарантированность поддержки конкуренции, а в ст. 34 Конституции РФ сказано, что "не допускается деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Таким образом, Основной Закон напрямую указывает на важность свободной и честной конкурентной борьбы для обеспечения нормальных экономических процессов в государстве. Проблема ограничения свободной конкуренции в данный момент весьма остро стоит в России. Большое количество естественных монополий и проблема не всегда "адекватного законодательства" в области борьбы с монополистической деятельностью делают ее насущной для государства. Одним из средств борьбы с ограничением и недобросовестностью конкуренции должно быть современное, отвечающее всем вызовам уголовное законодательство.

Недобросовестная конкуренция согласно Закону - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Данная группа преступлений объединяет в себе шесть составов, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции:

- недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ);

- принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ);

- незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);

- нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ);

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну (ст. 183 УК РФ);

- подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ).

Родовым объектом данной группы преступлений являются общественные отношения в сфере экономики.

Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции.

 

Недопущение, ограничение или устранение

конкуренции (ст. 178 УК РФ)

 

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении нарушается нормальное течение экономических отношений, затрагиваются права потребителей, так как конкуренция способствует поддержанию более высокого качества товара, а ее отсутствие фактически останавливает процесс борьбы за потребителя путем повышения качества производимого товара или оказываемой услуги.

Данная норма претерпела существенные изменения в связи с участившимися случаями действий, направленных на ограничение, недопущение или устранение конкуренции, и сложностью привлечения к уголовной ответственности за совершение данных действий.

А.Ю. Улезько в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок осуществления монополистической и конкурентной деятельности на товарном рынке, рынке ценных бумаг и финансовых услуг; дополнительным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие, во-первых, авторитет органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных и других органов в той части, в которой это касается деятельности этих органов по поводу влияния на конкурентные отношения, во-вторых, свободу, телесную неприкосновенность или здоровье другого человека, в-третьих, безопасность этих благ личности или жизни, в-четвертых, сохранность имущества, в-пятых, безопасность сохранности имущества; факультативным непосредственным объектом могут быть общественные отношения, обеспечивающие интересы потребителей. Представляется, что нельзя в полной мере согласиться с вышеназванным автором, прежде всего применительно к дополнительному непосредственному объекту, - перечисленным группам отношений может как причиняться, так и не причиняться вред при совершении данного преступления. На наш взгляд, непосредственным объектом ограничения, устранения или недопущения конкуренции являются общественные отношения, обеспечивающие свободу конкуренции. Факультативными непосредственными объектами являются общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье, а также общественные отношения собственности.

Объективная сторона данного преступления заключается в деянии в одной из следующих альтернативных форм - недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем:

- заключения ограничивающих конкуренцию соглашений;

- осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

- неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Под недопущением, ограничением или устранением конкуренции следует понимать действия, совершаемые руководителями хозяйствующих субъектов с целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Признаком объективной стороны состава преступления является способ его совершения: путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Под заключением ограничивающих конкуренцию соглашений следует понимать устную или письменную договоренность хозяйствующих субъектов, связанную с совершением действий, направленных на ограничение или устранение конкуренции. Подобные соглашения, как правило, связаны с созданием незаконных объединений для совершения действий, направленных на ограничение конкурентной борьбы. В экономической литературе говорится о следующих видах таких объединений: картели, синдикаты, тресты, консорциумы. Российское законодательство в отличие от ряда других государств (США, Великобритания) подобную терминологию не использует.

Согласно ст. 11 ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов, согласно ст. 8 Закона, являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

Подобная редакция данной нормы, на наш взгляд, обусловлена сложностью, а иногда и невозможностью процесса доказывания наличия сговора между хозяйствующими субъектами.

Под неоднократным злоупотреблением доминирующего положения, согласно примечанию к данной статье, понимается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые лицо было привлечено к административной ответственности.

Согласно ст. 5 Закона, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно ст. ст. 6 и 7 указанного Закона, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Под необоснованным отказом или уклонением от заключения договора понимаются действия хозяйствующего субъекта, связанные с отказом или уклонением от заключения договора при наличии объективно выгодных для него условий или предпочтении заключения договора с иным контрагентом на объективно худших для него условиях, совершенные с целью устранения или недопущения конкуренции.

Под ограничением доступа на рынок понимаются действия хозяйствующего субъекта, направленные на ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов, выразившиеся в создании искусственных барьеров.

Состав преступления является формально-материальным: в том случае, если в результате указанных действий извлекается доход в крупном размере, в качестве обязательных элементов объективной стороны предусмотрено лишь деяние в одной из указанных выше форм (формальный состав); в том случае, если установлено в результате указанных действий причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (материальный состав), обязательным элементом объективной стороны данного состава преступления является помимо преступных последствий причинно-следственная связь. Согласно примечанию к статье, крупный ущерб должен превышать сумму в один миллион рублей; крупный размер - сумма, превышающая пять миллионов рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла, как прямого, так и косвенного, в случае причинения крупного ущерба (материальный состав), т.е. лицо осознает общественную опасность своих действий, направленных на устранение, ограничение или недопущение конкуренции, предвидит возможность или неизбежность наступления преступных последствий в виде причинения крупного ущерба и либо желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает или относится к ним безразлично. В форме прямого умысла - в случае получения дохода в крупном размере (для формального состава), т.е. лицо осознает общественную опасность своих действий, направленных на устранение, ограничение или недопущение конкуренции, и желает их совершить.

Закон не содержит каких-либо особых указаний относительно субъекта преступления, поэтому субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Применительно к вопросу о том, кто может быть субъектом данного преступления, И.А. Клепицкий пишет, что, так как в определении объективной стороны закон указывает на действия, которые могут быть совершены только хозяйствующими субъектами и группами лиц, выполнить объективную сторону этого преступления может только лицо, действующее в интересах или обязанное действовать в интересах соответствующих хозяйствующих субъектов или групп лиц.

Часть 2 ст. 178 УК РФ устанавливает ответственность за данное деяние:

- совершенное лицом с использованием своего служебного положения, т.е. для совершения деяния были использованы правомочия лица, предоставленные ему в связи с его служебным положением;

- сопряженное с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства;

- причинившее особо крупный ущерб либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере. Согласно примечанию к статье, особо крупным ущербом является сумма, превышающая три миллиона рублей; доходом в особо крупном размере - превышающая двадцать пять миллионов рублей.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в состояние полной и окончательной утраты своих свойств, исключающее восстановление; под повреждением имущества понимается причинение ему вреда, ухудшающее его качества и исключающее или затрудняющее его использование по назначению.

При этом угроза уничтожения имущества должна носить реальный характер в сознании потерпевшего.

В ч. 3 ст. 178 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, совершенные:

- с применением насилия или угрозой его применения (под насилием в данном случае следует понимать побои, причинение легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью, а также убийство). При этом причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство ч. 3 ст. 178 УК РФ не охватывается и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям.

Также в примечании к данной статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности: лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 



2019-07-03 305 Обсуждений (0)
Конкуренции (ст. 178 УК РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренции (ст. 178 УК РФ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)