Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №1. Введение в экономику.

Человек имеет многообразные потребности, но в тоже время он ограничен в имеющихся ресурсах и возможностях. Общество в целом имеет многообразные потребности, но в тоже время сталкивается с проблемой ограниченности имеющихся ресурсов, в связи с этим обществу приходится делать выбор: «Что?», «Как?» и «Для кого производить?»

Это означает, что обществу необходимо определить какие товары и услуги нужно производить, в каком объёме, какие ресурсы и технологии использовать и как будет распределяться выпускная продукция.

Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Эффективные способы решения задач выбора человека, фирмы, государства и общества в целом определяет экономическая наука. В ней выделяют два раздела:

1. Микроэкономика – раскрывает принципы функционирования рыночной экономики на фоне потребителя.

2. Макроэкономика – изучает функционирование национальной экономики страны в целом.

В связи с этим объектом исследования экономики являются экономические явления и процессы, а предметом изучения – человек, домашнее хозяйство, фирмы, государства, экономические системы, производственные силы (ресурсы) и отношения.

В связи с этим существуют различные подходы к определению экономики (с древнегреческого – искусство управления домом).

· Экономика – это совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, разделения, обмена и потребления товаров и услуг.

· Экономика – это совокупность отраслей, видов материального производства, а также непроизводственной сферы в рамках отдельного государства.

Задачами экономики как науки является дальнейшее развитие рыночной экономики, преодоление социально-экономических кризисов и обеспечение экономического развития в обществе. Т.е. экономическая наука способствует максимально полному удовлетворению потребностей общества, которому параллельно приходиться решать:

· обеспечение экономического роста и развития;

· стабильный уровень цен;

· экономическая свобода;

· справедливое распределение доходов;

· экономическая обеспеченность населения;

· обеспечение торгового баланса страны и стабильности национальной валюты.

В качестве методов экономической теории используются:

· Метод научной абстракции;

· Анализ и синтез (расчленение и соединение);

· Метод материалистической диалектики, который предполагает, что происходят постоянные изменения от простого к сложному, а их движущей силой являются внутренние противоречия.

В экономической теории используются позитивный и нормативный анализ:

· Позитивный анализ (положительная наука) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

· Нормативный анализ (регулятивная экономика) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

Функции экономики:

· Познавательная – означает, что категории, причины и закономерности экономики позволяют отразить общественное развитие и обеспечить познание окружающего мира;

· Практическая – обеспечивает ориентиры хозяйственной деятельности и направления эффективного использования ресурсов;

· Планово-прогностическая – позволяет давать прогнозы о будущем;

· Мировоззренческая – даёт возможность человеку выявить баланс взаимодействия человека, общества и природы.

 

Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие

1. Основные черты и функции рынка, сущность.

2. Спрос на товары и услуги.

3. Предложения на рынке и рыночное равновесие.

1.

Рынок – совокупность экономических отношений по производству и обмену товаров при помощи денег.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношение спросов и предложений товаров.

Субъектами рынка являются участники рыночных сделок, т.е. физические лица, юридические (предприятия, организации, фирмы) и государство.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции:

· Регулирующая – регулирует объёмы производства в зависимости от спроса и предложения;

· Стимулирующая – конкуренция на рынке требует от продавцов снижения затрат на производство и внедрение новых технологий;

· Информационная – даёт объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве товаров и услуг;

· Посредническая;

· Санирующая – очищает общественное производство от экономически слабых нежизнеспособных организаций.

Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем рынки классифицируются по следующим признакам:

1. По объектам купли-продажи (рынок ресурсов, потребительский, финансовый, рынок предприятий);

2. Рынок прав владения и пользования (владение лизингом);

3. Рынок интеллектуальной собственности и др.

По масштабам:

· Местные (локальные);

· Региональные;

· Национальные;

· Международные;

· Мировые.

По объёмам сделок:

· Оптовые;

· Мелкооптовые;

· Розничные

Инфраструктура рынка – это система утверждений и организаций, обеспечивающая движение товаров и услуг на рынке.

Она включает снабженческо-бытовые, брокерские, транспортные, посреднические, информационные системы и средства связи. Банковские и страховые учреждения: ярмарки, аукционы, биржы и др.

 

2.

Спрос – это количество товаров или услуг, которые желают и имеют возможность приобрести покупатели по розничным ценам.

Можно представить в виде функции, таблицы и графика. В каждой на кривой спроса можно определить объём спроса. Если перемещаться из точки 1 в 2 цена на товар снижается (  а объём товара увеличивается (  Это демонстрирует закон спроса:



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)