Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие
Лекция №1. Введение в экономику. Человек имеет многообразные потребности, но в тоже время он ограничен в имеющихся ресурсах и возможностях. Общество в целом имеет многообразные потребности, но в тоже время сталкивается с проблемой ограниченности имеющихся ресурсов, в связи с этим обществу приходится делать выбор: «Что?», «Как?» и «Для кого производить?» Это означает, что обществу необходимо определить какие товары и услуги нужно производить, в каком объёме, какие ресурсы и технологии использовать и как будет распределяться выпускная продукция. Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Эффективные способы решения задач выбора человека, фирмы, государства и общества в целом определяет экономическая наука. В ней выделяют два раздела: 1. Микроэкономика – раскрывает принципы функционирования рыночной экономики на фоне потребителя. 2. Макроэкономика – изучает функционирование национальной экономики страны в целом. В связи с этим объектом исследования экономики являются экономические явления и процессы, а предметом изучения – человек, домашнее хозяйство, фирмы, государства, экономические системы, производственные силы (ресурсы) и отношения. В связи с этим существуют различные подходы к определению экономики (с древнегреческого – искусство управления домом). · Экономика – это совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, разделения, обмена и потребления товаров и услуг. · Экономика – это совокупность отраслей, видов материального производства, а также непроизводственной сферы в рамках отдельного государства. Задачами экономики как науки является дальнейшее развитие рыночной экономики, преодоление социально-экономических кризисов и обеспечение экономического развития в обществе. Т.е. экономическая наука способствует максимально полному удовлетворению потребностей общества, которому параллельно приходиться решать: · обеспечение экономического роста и развития; · стабильный уровень цен; · экономическая свобода; · справедливое распределение доходов; · экономическая обеспеченность населения; · обеспечение торгового баланса страны и стабильности национальной валюты. В качестве методов экономической теории используются: · Метод научной абстракции; · Анализ и синтез (расчленение и соединение); · Метод материалистической диалектики, который предполагает, что происходят постоянные изменения от простого к сложному, а их движущей силой являются внутренние противоречия. В экономической теории используются позитивный и нормативный анализ: · Позитивный анализ (положительная наука) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. · Нормативный анализ (регулятивная экономика) – определяется как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. Функции экономики: · Познавательная – означает, что категории, причины и закономерности экономики позволяют отразить общественное развитие и обеспечить познание окружающего мира; · Практическая – обеспечивает ориентиры хозяйственной деятельности и направления эффективного использования ресурсов; · Планово-прогностическая – позволяет давать прогнозы о будущем; · Мировоззренческая – даёт возможность человеку выявить баланс взаимодействия человека, общества и природы.
Лекция №2. Рынок: сущность, функции, спрос и предложения, рыночное равновесие 1. Основные черты и функции рынка, сущность. 2. Спрос на товары и услуги. 3. Предложения на рынке и рыночное равновесие. 1. Рынок – совокупность экономических отношений по производству и обмену товаров при помощи денег. Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношение спросов и предложений товаров. Субъектами рынка являются участники рыночных сделок, т.е. физические лица, юридические (предприятия, организации, фирмы) и государство. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции: · Регулирующая – регулирует объёмы производства в зависимости от спроса и предложения; · Стимулирующая – конкуренция на рынке требует от продавцов снижения затрат на производство и внедрение новых технологий; · Информационная – даёт объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве товаров и услуг; · Посредническая; · Санирующая – очищает общественное производство от экономически слабых нежизнеспособных организаций. Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем рынки классифицируются по следующим признакам: 1. По объектам купли-продажи (рынок ресурсов, потребительский, финансовый, рынок предприятий); 2. Рынок прав владения и пользования (владение лизингом); 3. Рынок интеллектуальной собственности и др. По масштабам: · Местные (локальные); · Региональные; · Национальные; · Международные; · Мировые. По объёмам сделок: · Оптовые; · Мелкооптовые; · Розничные Инфраструктура рынка – это система утверждений и организаций, обеспечивающая движение товаров и услуг на рынке. Она включает снабженческо-бытовые, брокерские, транспортные, посреднические, информационные системы и средства связи. Банковские и страховые учреждения: ярмарки, аукционы, биржы и др.
2. Спрос – это количество товаров или услуг, которые желают и имеют возможность приобрести покупатели по розничным ценам. Можно представить в виде функции, таблицы и графика. В каждой на кривой спроса можно определить объём спроса. Если перемещаться из точки 1 в 2 цена на товар снижается ( а объём товара увеличивается ( Это демонстрирует закон спроса:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |