Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.



2019-07-03 400 Обсуждений (0)
Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Практикум по выполнению задания с развернутым ответом.

Цели урока:

образовательные: обучение анализу текста публицистического стиля; подготовка к написанию сочинения-рассуждения;

развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, авторскую позицию; умение создавать систему аргументов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы встретились с вами на практикуме по выполнению задания с развернутым ответом (написание сочинения по прочитанному тексту, задание 27).

Записывают дату и тему урока

- Какие цели  вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся формулируют цели урока и записывают на доске:

· Научиться писать сочинение,

· Учиться понимать текст,

· Правильно выделять проблему, находить примеры в тексте, определять позицию автора.

Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний.

Обратимся к формулировке задания 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение

к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие)

и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по прочитанному тексту подчинено определенному алгоритму. Вспомним этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Обсуждение алгоритма написания сочинения – рассуждения

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» и далее: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. А правильно понять текст – задача непростая (проблема не сформулирована или сформулирована неверно - работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов).

Подготовка к восприятию исходного текста.

«Не прячьте память о войне, не оскверняйте лик Победы…»                 

                                                                                         А.Е.Комбатов

- Назовите ключевые слова этого предложения - память и осквернение.

Чтобы продолжить наш разговор, мне бы хотелось предложить вам посмотреть один сюжет.

Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР».

- Какие чувства вы сейчас испытали? (Чувство возмущения, обиды, поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно нацистов возводить в ранг героев?)

С каждым годом тема осквернения памяти о Великой Отечественной войне становится все более актуальной. Мы часто слышим о случаях осквернения могил и памятников, торговли орденами и медалями, неуважительном отношении к ветеранам войны, неонацистских молодежных движениях, фальсификации истории – и это только некоторые примеры, которые говорят о том, что с каждым годом происходит стирание из памяти людей таких судьбоносных для народа событий, как Великая Отечественная война. Об этом писали и пишут многие публицисты. Олег Павлов - один из них.

Сегодня мы будем работать с текстом писателя-публициста Олега Павлова, который затрагивает тему Великой Отечественной войны. Наверное, именно такие же чувства заставили публициста Павлова написать данный текст.

Чтение текста.

(1)В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. (2)Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. (3)Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История Второй Мировой войны». (4)Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. (5)Всё время, сколько смотрел военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

(6)Вторая Мировая война — своя у каждого народа. (7)Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени, смешалось. (8)Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

(9)… Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. (10)Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. (11)Служил. (12)А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. (13)Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Степан Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. (14)Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. (15)Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. (16)После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. (17)Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

(18)Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? (19)Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? (20)Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? (21)Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.

(Олег Павлов – писатель-публицист)

Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию: 1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

Давайте обратимся к тексту и выделим ключевые слова.

1 абзац. Какие слова являются ключевыми? «История Второй Мировой войны». Разорван был на куски весь мир».

2 абзац. «Вторая Мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»

3 абзац. «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти».

4 абзац. «Священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов».

- О чем этот текст? (Текст содержит горькие размышления автора о том, что священная для нас Великая Отечественная война «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»).

Формулировка проблемы (1балл)

Мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. И первый наш шаг – «сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста».

- Что такое проблема?

- Как можно сформулировать проблему?

Работа с презентацией

- Какую проблему поднимает О. Павлов? Сформулируйте проблему данного текста.

1 способ: Известный писатель-публицист О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне.

2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую ж праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного писателя-публициста О. Павлова.

Составление комментария проблемы (5 баллов)

- Что такое комментарий?

Пожалуй, самый сложный этап написания сочинения. В комментарии необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними.

Чтобы прокомментировать проблему, можно опираться на ряд вопросов:

- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

- Актуальна ли эта проблема в наши дни? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, освещаемых в СМИ и на телевидении).

- Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что Великая Отечественная война священна для русского народа, и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинство).

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни).

- Приведите примеры осквернения памяти о Великой Отечественной войне из текста Олега Павлова. В чём их значимость? Как можно показать смысловую связь между этими примерами?

Обсуждение примеров-иллюстраций из текста

- Почему эта проблема привлекла внимание автора? Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично.)

- Какие эмоции автора выражены в тексте? (Он возмущен тем, что происходит, и это чувствуется во взволнованной манере письма. Автор старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» нравственными уродами.)

- А сейчас я предлагаю вам письменно оформить комментарий в каждой группе с последующим обсуждением.

 

Практическая работа по составлению комментария в группах с последующим обсуждением.

Формулировка авторской позиции (1 балл)

- Что такое позиция автора?

- Какова  авторская позиция данного текста? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград).

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения  выражена довольно чётко в предложении 21: священная война со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов)

Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением некоторых людей, которые идут на преступления ради наживы.Авторская точка зрения выражена довольно чётко: священная война сброшена в конце века «со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов». Олег Павлов пытается заставить нас, своих современников,  задуматься: «Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?». Автор верит, что осквернение памятников и отношение к ветеранам Великой Отечественной войны нравственных уродов будет осуждено.

 

Отношение к позиции автора (1 балл)

- Согласны вы с мнением автора? (Да!)

На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: сформулировать собственную позицию, выразить своё отношение к позиции автора по проблеме и обосновать.

В начале урока мы посмотрели видеосюжет. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает автор. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

Реальные факты:

Латвия: взорван Монумент Победы.

Литва: снесен памятник «Танк на пьедестале».

Украина: разрушены памятники партизанам на кургане Славы под Симферополем.

Новосибирск: в ноябре 2010 из-за медалей убиты 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга.

Москва: в апреле 2010 года в собственной квартире убиты пожилые супруги, ветераны Великой Отечественной войны.

Ставрополь: в декабре 2012 года был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей.


Ребята, никто и никогда не сможет стереть из памяти тех, кто ковал Победу в годы Великой Отечественной войны. Ваши семьи, думаю, тоже хранят память о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Доказательством может стать возникновение в нашей стране, а потом и за рубежом общественной акции «Бессмертный полк».

У нас, в Грачёвском районе, в каждом селе, уже несколько лет в День Победы тоже проходит акция «Бессмертный полк». И каждый считает своим долгом в этот день выйти на улицы и присоединиться к колонне, поднять выше портрет своего родственника, чувствуя гордость и благодарность.
«Бессмертный полк» сегодня для нас, наследников Великой Победы, не просто патриотическая акция, это символ непобедимости человеческого духа, беззаветной отваги, мужества, немеркнущей славы, великой любви к Отечеству и к своему народу. Долг каждого гражданина нашей страны в День Победы отдать дань памяти родным и близким людям, защитникам нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Общественная акция «Бессмертный полк» ­- яркий пример, подтверждающий, что память о Великой Победе и наших защитниках Отечества нельзя ничем уничтожить.



2019-07-03 400 Обсуждений (0)
Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)