МДК.01.10. Теория и методика инклюзивного образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(заочная форма обучения)
Красноярск, 2016
Утверждены:
научно-методическим
советом
__________ Е. А. Чувашева
« » __________2016_г.
| Составлены в соответствии с
государственными требованиями
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
|
Одобрены:
Предметно-цикловой комиссией Психолого-педагогических и гуманитарных наук
Председатель: Канина А. Г.
« » _______ 2016 г.
|
|
Составитель: Буева Е.И., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького»
|
|
Эксперт: Канина А.Г.
|
|
Содержание
Введение
| 6
|
Раздел 1. Основы инклюзивного образования
Самостоятельная работа: текущий контроль. Контрольная работа 1.
Тема 1.1. Теоретические основы и нормативная база инклюзивного образования
|
|
Самостоятельная работа 1.1.1.: Рефлексивное эссе по документальному фильму о ребёнке с ОВЗ
| 8
|
Самостоятельная работа 1.1.2.: Возникновение и развитие специального образования.
| 8
|
Самостоятельная работа 1.1.3.:
Обзор различных образовательных систем с точки зрения реализации инклюзии.
| 9
|
Самостоятельная работа 1.1.4.:
Анализ адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
| 10
|
Самостоятельная работа 1.1.5.:
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк): цели, функции, состав. Состав команды, сопровождающей учащегося с ОВЗ. Распределение задач между участниками команды.
| 11
|
Самостоятельная работа 1.1.6.:
Тест «Теоретические основы и нормативная база инклюзивного образования».
| 12
|
Тема 1.2. Анатомо-физиологические и психологические основы инклюзивного образования
|
|
Самостоятельная работа 1.2.1.:
Центральная и периферическая нервная система.
| 15
|
Самостоятельная работа 1.2.2.:
Игры, развивающие двигательную и чувствительную сферу.
| 16
|
Самостоятельная работа 1.2.3.:
Качественный анализ детских рисунков.
| 17
|
Самостоятельная работа 1.2.4.:
Обучение детей с учетом психофизиологии. Качественный анализ ситуации развития
нервной системы ученика.
| 18
|
Самостоятельная работа 1.2.5.:
Современные представления в психологии о формировании высших психических функций у детей. Динамика развития высших психических функций в детском возрасте.
| 20
|
Самостоятельная работа 1.2.6.:
Определение развивающего потенциала игр.
| 21
|
Самостоятельная работа: текущий контроль. Контрольная работа 2.
Тема 1.3. Методические основы построения учебного процесса для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
|
|
Самостоятельная работа 1.3.1.: Актуализация знаний об основных закономерностях развития высших психических функций.
| 22
|
Самостоятельная работа 1.3.2.:
Упражнение для развития эмпатии, рефлексивное эссе.
| 24
|
Самостоятельная работа 1.3.3.:
Анализ примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для глухих и слабослышащих детей.
| 24
|
Самостоятельная работа 1.3.4.:
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых и слабовидящих детей.
| 25
|
Самостоятельная работа 1.3.5.:
Нарушение сенсорного развития: планирование индивидуальной работы (анализ видео-кейса).
| 26
|
Самостоятельная работа 1.3.6.:
Тест по теме «Нарушения в сенсорном развитии».
| 27
|
Самостоятельная работа 1.3.7.:
Возрастные нормы формирования речи. Игры и упражнения, способствующие речевому развитию.
| 32
|
Самостоятельная работа 1.3.8.:
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
| 33
|
Самостоятельная работа 1.3.9.:
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
| 34
|
Самостоятельная работа 1.3.10.:
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с РАС
| 34
|
Самостоятельная работа 1.3.11.:
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ЗПР
| 35
|
Самостоятельная работа 1.3.12.:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с УО (вариант 1).
| 36
|
Самостоятельная работа 1.3.13.:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с УО (вариант 2).
| 36
|
Самостоятельная работа: текущий контроль. Контрольная работа 3.
|
|
Самостоятельная работа 1.3.14.:
Планирование работы с ребёнком с РАС (анализ видео-кейса).
| 37
|
Самостоятельная работа 1.3.15.:
Составление кейса «Учащийся с нарушением эмоционально-волевой сферы».
| 38
|
Самостоятельная работа 1.3.16.:
Планирование работы с ребёнком с нарушением эмоционально-волевой сферы.
| 38
|
Самостоятельная работа 1.3.17.:
Определение типа ЗПР (анализ кейса).
| 39
|
Самостоятельная работа 1.3.18.:
Планирование работы с ребёнком с ЗПР.
| 40
|
Самостоятельная работа 1.3.19.:
Планирование работы с ребёнком с умеренной, тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости.
| 40
|
Самостоятельная работа 1.3.20.:
Реализация принципов обучения детей с умственной отсталостью через методы и формы коррекционного обучения (составление таблицы).
| 41
|
Самостоятельная работа 1.3.21.:
Анализ конспектов уроков с точки зрения решения задач воспитания, развития, коррекции.
| 43
|
Раздел 2. Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях
Самостоятельная работа: текущий контроль. Контрольная работа 3.
Тема 2.1. Особенности организации предметной среды для осуществления инклюзивного обучения
|
|
Самостоятельная работа 2.1.1.:
Предметная среда как средство развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к условиям реализации АООП. Планирование предметной среды для ребенка с ОВЗ в модельной ситуации.
| 44
|
Самостоятельная работа 2.1.2.:
Способы адаптации учебных заданий и учебных материалов.
| 45
|
Самостоятельная работа 2.1.3.:
Адаптация учебных заданий и учебных материалов. Планирование урока для конкретного класса и с учётом образовательных потребностей отдельного ученика (в модельной ситуации).
| 46
|
Тема 2.2. Формирование инклюзивной культуры образовательной организации
|
|
Самостоятельная работа 2.2.1.:
Тест «Стратегии работы команды».
| 47
|
Самостоятельная работа 2.2.2.:
Планирование образовательного события с участием родителей.
| 50
|
Самостоятельная работа 2.2.3.:
Тест «Особенности работы с родительским коллективом»
| 50
|
Самостоятельная работа 2.2.4.:
Тест «Особенности работы с детским коллективом»
| 53
|
Самостоятельная работа 2.2.5.:
Планирование «Уроков добра».
| 56
|
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
| 58
|
Введение
Междисциплинарный курс «Теория и методика инклюзивного образования» освещает причины, по которым возникают отклонения в развитии, характеристики различных отклонений в здоровье и общеметодические подходы в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В первую очередь содержание этого курса связано с педагогикой, возрастной психологией, педагогической психологией и социальной педагогикой.
В связи с введением в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с типично развивающимися сверстниками, роль данного междисциплинарного курса в подготовке педагогов приобретает всё большую актуальность. Учителю современной школы, необходимо уметь работать с классом, где учатся дети с разными образовательными потребностями и разными возможностями освоения учебного материала. А значит, необходимо понимать, как выстраивать образовательный процесс с пользой для каждого ученика.
Одной из основных задач данного междисциплинарного курса является формирование у студентов толерантного отношения к людям с различными особенностями развития. Для этого в аудиторной работе со студентами используются видеоматериалы и специальные упражнения, пробуждающие эмпатийное восприятие.
Основная цель выполнения практических работ — закрепление, более глубокое осмысление изучаемого теоретического материала.
МДК.01.10. Теория и методика инклюзивного образования направлен на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенции:
ПК 1.8* Создавать условия для развития учащихся через педагогическую эмпатию, корректное и адекватное восприятие учащихся с ОВЗ.
ПК 1.9* Применять методы педагогической диагностики для оценки уровня развития и динамики развития учащегося с ОВЗ.
ОК 12* Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами по сопровождению образовательного процесса учащегося с ОВЗ.
В результате освоения МДК.01.10. Теория и методика инклюзивного образования обучающийся должен уметь:
У 30* организовывать образовательные мероприятия для коллектива учащихся с учётом индивидуальных возможностей и потребностей учащегося с ОВЗ;
У 31* определять ресурсы учащегося с ОВЗ (зона актуального развития) для удовлетворения его образовательных потребностей (зона ближайшего развития);
У 32* взаимодействовать в команде субъектов образовательного процесса в модельной ситуации.
В результате освоения МДК.01.10. Теория и методика инклюзивного образования обучающийся должен знать:
З 27* основные закономерности развития высших психических функций;
З 28* особые образовательные потребности учащихся разных нозологических групп;
З 29* факторы, влияющие на успешность обучения и социализации детей;
З 30* особенности организации предметной среды для учащегося с ОВЗ;
З 31* содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
З 32* структура и содержание примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП);
З 33* ресурсы семьи как участника командного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В данных методических рекомендациях содержатся задания для самостоятельных работ студентов, предусмотренных программой междисциплинарного курса, которые сопровождаются руководством к их выполнению и критериями оценивания.
Комплект оценочных средств