Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕСТО МЕТАГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК



2019-07-03 362 Обсуждений (0)
МЕСТО МЕТАГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросу о месте метагеографии в системе наук не уделяется достаточного внимания и, как правило, рассмотрение этого вопроса ограничивается определением ряда характерных черт метагеографии.

Наиболее подробно место метагеографии в системе наук рассмотрено в работе Ю.Г. Саушкина (91). Он первый среди географов, отметил “промежуточный” характер метагеографии, находящейся между науковедением и географией, подчеркнул ее общегеографическое значение и ввел метагеографию в классификацию географических наук (91, с.321). При этом была допущена неточность, состоящая в том, что метагеография выделялась наряду с историей и методологией географии, а не как единая наука о географической науке. Но даже в работе Ю.Г. Саушкина эта проблема рассмотрена недостаточно, что вынуждает обратиться к ней снова.

Для того чтобы построить адекватную классификацию географической науки нужно ее классифицировать как систему научного знания и как систему научной деятельности·. В результате мы получим две самостоятельные, но тесно связанные классификации. Их нельзя свети друг к другу из-за качественно различного характера оснований классификации. Совокупность подобных классификаций отразит географическую науку как объективно-субъективную систему знания и деятельности.

В данной работе мы будем классифицировать географическую науку только как систему знания.

Для определения места метагеографии в системе наук необходимо исходить из принципа объективности. На основе этого принципа любая наука должна разделяться на две подсистемы – на собственно науку, исследующую аспекты природы, общества, мышления или их взаимосвязи, и на метанауку, исследующую данную науку. Обычно метанаука представлена методологией и историей науки.

Необходимо использовать подобное разделение и в системе географических наук. В результате образуются две различные подсистемы географической науки, составляющие единство противоположностей. Географическая наука, как и любая другая наука, может существовать и развиваться только благодаря взаимодействию этих противоположных подсистем, образующих единое целое.

Из этого видно, что метагеография не просто “рядовая” географическая наука, а “половинка” географии, ее самосознание. Предмет метагеографии принципиально отличен от предмета исследования остальных географических наук. Метагеография и собственно география образуют различные структурные уровни географической науки и поэтому их нельзя совмещать в одной классификационной таблице. Но подобное положение не учтено ни в одной из существующих классификаций географической науки, что приводит к смешению собственно научных и метанаучных дисциплин.

Очень важно понять, что метагеография не решает содержательных географических задач и, тем самым, не заменяет и не смешивается с теорией географии. Она лишь дополняет ее и является необходимым условием развития теории географии. Еще раз отметим, что принципиальное отличие между ними заключается в том, что теория географии направлена на познание объективной логики, логики природы и общества, а метагеография на познание субъективной логики, логики научного познания.

Метагеография имеет различные уровни. Мы считаем, что следует выделять: общую метагеографию, рассматривающую географию в целом и частные метагеографии, рассматривающие отдельные географические науки.

Исходя из сказанного, место метагеографии в системе географических наук можно определить следующим образом.

 


Общая метагеография

Метатеоретическая география

Система естественных метагеографических наук Система общественно-естественных метагеографических наук Система общественных метагеографических наук

Теоретическая

География

Система естественных географических наук Система общественно-естественных географических наук Система Общественных географических наук

           

 

 

 

Онтологическая часть классификации географических наук, т.е. классификация знания о предмете исследования географической науки, хорошо обоснована в статье У. Мересте (66). Нет необходимости останавливаться на этом вопросе подробно. Отметим лишь, что основой выделения групп наук является сочетание предмета и метода исследования. Так сочетание метода общественных и предмета естественных наук, образует науку особой группы – общественно-естественной. Здесь нет смешения общественных и естественных законов и закономерностей. Науки этой группы включают в себя только те общие закономерности, которые содержатся одновременно и в общественных и в естественных географических науках.

Подобное выделение находит полное подтверждение в логике. Д.П. Горский отмечает, что “предметы, совмещающие в себе признаки предметов сходящих в различные члены деления, выделяются в особый класс, являющийся самостоятельным членом деления” (19, с.88). Примером подобных общественно-естественных географических наук могут служить экономическая оценка природных ресурсов, экономическая климатология и т.п.

Следует отметить, что за выделение группы общественно-естественных географических наук выступают и многие советские и зарубежные философы-марксисты, стоящие бесконечно далеко от смешения законов общества и природы, например В.М. Букановский (10) и В.С. Добриянов (25).

Гносеологическая часть классификации географических наук, т.е. классификация знания о самой географической науке, имеет свою специфику, связанную с отличием структуры метагеографии от структуры географической науки. Из этого вытекает то, что места определенных наук в онтологической и гносеологической частях классификации не тождественны. Так, например, теоретическая география, являясь самой общей географической наукой в онтологической части классификации, уступает это место общей метагеографии в гносеологической части. В целом же гносеологическая часть повторяет основные черты онтологической части классификации наук. Отношение между ними проявляется как отношение между объектом и отражением.

В результате разделения классификации географических наук на две части, выделяются противоположные стороны научных дисциплин, которые не следует принимать за различные науки. Геоморфология и метагеоморфология, гляциология и метагляциология являются не различными науками, а противоположными сторонами единого целого – геоморфологии и гляциологии.

Подобный подход к определению места метагеографии в системе географических наук, дает возможность четкого разделения задач теоретической географии и метагеографии, что не всегда делается. Например, И. Заборски считает, что теоретическая география должна заниматься определением границ, целей и сути географии, вопросами ее организации и т.п. (123), хотя все это входит в функции метагеографии. А.В. Сочава полностью относит труд Д. Харвея по методологии географии к теоретической географии (95). Но все же в большинстве работ различие между этими дисциплинами проводится, хотя и недостаточно обосновывается (92; 96; 118; 119;).

Разделение “единой” классификации географических наук, как системы знания, на онтологическую и гносеологическую части необходимо еще и по следующей причине. Как уже отмечалось, для отражения объективно-субъективного характера науки нужно ее классифицировать как деятельность и как знание. В классификации науки, как деятельности, ее субъективный характер отражается непосредственно. Но его можно и нужно отразить опосредованно, выделив в особый структурный уровень знание об этой деятельности (метазнание).

Одним из возможных вариантов такого отражения может служить приведенная выше классификация географической науки.

Метагеография является частью не только системы географических наук, но и системы метанаук. В этой системе мы выделяем два уровня:

1) общую метанауку, исследующую науку в целом и

2) частные метанауки, исследующие отдельные научные дисциплины, например метагеография.

Разница между проблематикой и задачами общей и частной метанаук заключается только в широте предметной области. Они находятся на разных иерархических уровнях метаисследований. Из иерархичности вытекает и то, что в зависимости от уровня исследований вносится различный вклад в интенсивное и экстенсивное развитие системы метанаук. Общая метанаука основной упор делает на интенсивном развитии, создании теоретической базы. Частные метанауки, в основном, способствуют экстенсивному развитию системы метанаук. Но это не исключает возможности интенсивного развития и на уровне частных метанаук.

На первый взгляд отнесение метагеографии сразу к двум системам наук противоречит правилам логики, гласящим, что член деления должен быть отнесен лишь к одному классу. Но это не так. Наука и метанаука образуют различные структурные срезы, и предметы их познания, не смотря на очень тесную взаимосвязь, принципиально отличаются. Это дает возможность классифицировать метагеографию в двух аспектах и, следовательно, возможность относить ее одновременно к двум различным системам наук. Во-первых, метагеографию можно классифицировать по связи с собственно наукой, обуславливающей ее развитие, и таким образом рассматривать в системе географических наук. Во-вторых, метагеографию можно классифицировать по предмету исследования и, следовательно, рассматривать в системе метанаук.

Эти положения можно отразить следующей схемой.

 

 

 


Условными обозначениями (Х; Х-I; Y; Y-I) показана возможность подобного подхода к классифицированию и других наук. Z – 1 – онтологическая классификация, т.е. система собственно наук. Z – 2 – гносеологическая классификация, т.е. система метанаук.



2019-07-03 362 Обсуждений (0)
МЕСТО МЕТАГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕСТО МЕТАГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)