Сюжет и герой в драме.
Теория литературы и поэтика
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин – Литература. Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972 Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.
Тема 2-3. Слово как объект теории литературы. Понятие художественного мира автора - Литература Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968. Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Тема 4. Понятие текста. Текст автора и текст культуры – Литература. Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75. Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.
Тема 5. Академические школы в литературоведении – Литература. Академические школы в литературоведении. М., 1975. Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992. Петровский М. Морфология новеллы. // Там же. Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975 Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989. Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968. Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.
Тема 6. Теоретические концепции поэтического слова – Литература. Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976. Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.
Тема 7. Проблема автора. Автор и авторство - Литература. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
Тема 8-9. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса Литература. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Тема 10-11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы Литература. Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
Тема 12-13. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика жанры. Литература. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Учебник/Вступ. статья А. Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Художественный мир автора. Хронотоп. - Что такое авторский стиль? - Что такое хронотоп? - Каково пространство и время у Лермонтова? - Как вписан лермонтовский герой в хронотоп? Текст: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Телега жизни» А.С. Пушкина Литература Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296. Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 140 – 278.
Родовое своеобразие эпоса. - Как вы понимание эпическое миросозерцание? - Что такое эпическая дистанция и объективность? - Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе? - Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным? Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова Литература Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.
Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски. - В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики? - В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»? Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова Литература Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.
Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения. - Основные положения теории Б. Успенского - Какие точки зрения характерны для романного повествования? - Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения. Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова Литература Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
Родовая особенность лиро-эпоса. - В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”). - Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”). Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова Литература Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19. Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.
Сюжет и герой в драме. - В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического? - В чем специфика слова в драме? - В чем своеобразие драматического героя? - Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».
Текст: «Маскарад» Лермонтова, «Вишневый сад» Чехова Литература Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |