Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На первый план в работе с неуспевающими школьниками мы выдвигали воспитательные и развивающие психологические воздействия. Целью работы с неуспевающими мы определяли не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

В ходе формирующего этапа эксперимента мы осуществляли нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

Был проведен формирующий эксперимент. Он заключался в проведении ряда специально разработанных уроков (по математике) с целью преодоления трудностей в учебной деятельности. На этих уроках использовались такие методы работы с отстающими учениками как:

- индивидуальная работа на карточках;

- индивидуальный опрос (у доски).

Задания для неуспевающих были даны в занимательной форме.

В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:

- методика развития концентрации и устойчивости внимания;

- методика развития объема внимания;

- методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

- методика развития темперамента;

- методика развития логического и механического запоминания;

- методика развития долговременной памяти;

- методика «Графический диктант»;

- методика изучения переключения внимания;

- методика «Незаконченные предложения»;

- методика развития самооценки.

На основе того, что школьники относятся к учащимся третьей группы (одновременное проявление признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности) видно, что неуспеваемость может быть обусловлено такими причинами, как:

- пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;

- пониженным интересом к школе.

Поэтому в основе развивающей работы с неуспевающими школьниками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.

Для учащихся с низким уровнем развития мыслительных способностей данный комплекс предусматривает формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемых в процессе работы над задачей. Он включает в себя следующие последовательные предписания:

Внимательно прочитай задачу;

Выдели, что дано в задаче и о чем в ней спрашивается;

Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в задаче не имеют;

Разложи составную задачу на ряд простых;

Запиши задачу в виде схемы;

Составь по схеме математическое выражение;

Реши его;

Сделай проверку решения задачи.

Обучение учащихся по указанному выше алгоритму предполагает формирование у них понятий «величина», «неизвестная величина», «числовое значение величины», «составная задача» и «математическое выражение задачи».

После определения принадлежности школьников к третьей группе с их родителями было проведено несколько индивидуальных бесед с целью организации контроля с целью оказания помощи школьникам, для более полной реализации имеющихся у них способностей, преодоления излишней застенчивости. Для тренировки внимания были использованы и рекомендованы проводить в дальнейшем следующие упражнения:

- сосчитывание букв в каком-либо длинном слове до и после его написания (с последующей проверкой по книге);

- дополнительные задания на списывание текста с карточки с последующей самостоятельной проверкой правильности выполнения, выставление себе оценки;

- изготовление школьниками дидактического материала по заданию преподавателя;

- контакт школьников с преподавателем во время уроков при помощи определенных знаков со стороны последнего, сигнализирующих ученикам, что они отвлеклись и слушают невнимательно.

С неуспевающими школьниками был проведен ряд коротких бесед относительно их успехов в учении, отношений с одноклассниками и сверстниками. Школьники охотно рассказывали, что, по их мнению, мешает им учиться лучше, какие у них есть недостатки и какие желания.

В результате проведенной с ними корректирующей работы школьники стали с должным вниманием относиться ко всем видам заданий; пишут почти без ошибок, за домашние задания получают хорошие отметки, с удовольствием выполняют все поручения учителя; стали более открыты в общении.

Таким образом, для успешного преодоления причин отставания в обучении школьников младших классов рекомендуется соблюдение нескольких условий скорее психологического, нежели педагогического характера:

1. Изменить характер отношения учащихся к учению, характер их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Поэтому организация учебного процесса должна быть такая, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика (педагогического способа решения проблемы). Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив (психологический способ). А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.

Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определенном характере общей коллективной деятельности учащихся.

3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению контроля и оценки в форме взаимо - и самоконтроля, взаимо - и самооценки под руководством учителя.

4. Важнейшим фактором по эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса.

5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть учебными умениями и навыками. Поэтому овладение учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Взаимоотношения между учителями, учащимися и их родителями должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя, родителей к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области.

 



2019-07-03 214 Обсуждений (0)
Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)