Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Золотое правило нравственности



2019-07-03 737 Обсуждений (0)
Золотое правило нравственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка.

В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место.

Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

 

Стыд, вина и извинение

 

Стыд — это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. Поводами для осуждения обычно становятся нарушения нравственных норм и измена моральным идеалам. Именно стыд позволяет человеку остро чувствовать свою связь с другими людьми. Это чувство ориентирует человека на существующие в обществе нравственные нормы.

Стыд может быть формой общественного воздействия на человека. Например, ученика перед всем классом стыдят за то, что он обидел слабого. Стыд можно вызвать осмеянием, насмешками, он может возникнуть во время наказания, в том числе и телесного.

Существует множество причин для переживания чувства стыда. Это несоответствие высоким моральным образцам, неспособность проявить качества, необходимые в конкретной ситуации: решительность, честность, выдержку и др.

Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает и от хороших. Существует понятие «ложный стыд». Оно связано с ошибочными представлениями о нравственности. Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет. Это, конечно, ложный стыд. Стыд может быть связан с такими переживаниями, как обида, страх, вина.

Вина — это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. Вина — противоположность стыда. Стыд — ответственность за проступок перед другими, вина — ответственность перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека. Если эти чувства не развиты, человек бессовестный. Чувство вины очень тяжёлое переживание. Оно серьёзно влияет на психику человека, подчас не даёт ему спокойно жить. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием, т. е. с сожалением о происшедшем. Раскаяться — значит принять нравственное решение не повторять свои ошибки, изменить своё поведение.

Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо. Извиняясь, можно сказать: «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Я не думала, что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится». Просьба о прощении вовсе не признак слабости, унижения. Наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения.

Преодолению чувства вины служит прощение. Прощение должно происходить по доброй воле обиженных и пострадавших. Уметь прощать — значит быть великодушным, т. е. обладать высокими душевными качествами.

Честь и достоинство

 

Каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность? На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство. Они помогают определить нравственную ценность человека.

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не умалять достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид. Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

 

Совесть

 

Первым, кто попытался понять, что такое совесть, был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было слова «совесть», и Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд — тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение, а совесть — это стыд перед самим собой.

Совесть — это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке или нет. Это переживание может возникнуть одновременно с поступком, после него и при воспоминании о нём. По мнению древнегреческого философа Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.

Многие философы считали, что человек рождается совестливым. Современная этика утверждает, что совесть развивается и воспитывается в реальных условиях жизни.

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она молча и неотступно заставляет человека говорить себе правду. Совесть — это наш внутренний судья.

Голосу совести сопутствуют два главных чувства: удовлетворённость и неудовлетворённость. Удовлетворённость вызывает спокойная, чистая совесть — награда за нравственные усилия. Человек осознаёт, что он в общем справляется со своими моральными обязанностями, что за ним нет существенных нарушений долга и отступлений от нравственных правил. Это чувство даёт ему уравновешенность и спокойствие.

Неудовлетворённость собой рождает муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда и становится одним из самых сильных чувств.

Чтобы преодолевать препятствия, исполнять задуманное, добиваться поставленной цели, человеку нужна воля. Именно она заставляет его размышлять над совершёнными поступками, оценивать и переоценивать их.

Совесть всё же очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать. Будем справедливы к себе и другим!

 

Нравственные идеалы

 

История народов — это в том числе и история войн. Нет народа, у которого не было бы смелых, мужественных защитников Отечества. В Древней Руси это были богатыри.

Все, конечно, знают богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Об их подвигах и силе складывались былины и сказки. Их изображали на своих картинах художники.

Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое влияние на современные нравственные представления о воинах.

Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.

Какие же это были правила?

Во-первых, противники должны были договариваться о месте и времени поединка. Во-вторых, если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных. Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

Сила применялась только против сильных, равных и для защиты слабых. Презирали богатыри тех, кто наносил удар в спину. Соблюдение этих правил подчёркивало высокие нравственные качества воинов.

Важнейшая добродетель воинской дружины — верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.

Особое значение богатыри придавали понятию чести. Оружие, доспехи, конь, определённое место за столом на пиру были символами чести и уважения. Только победа без хитрости и подлости делала честь воинам и прославляла их.

Рыцари в Средние века (XII—XIV вв.) в Западной Европе были воинами, которые несли службу в войсках сеньоров (землевладельцев). От своих сеньоров рыцари получали земли при условии, что они приобретут коня, дорогое вооружение (меч, латы, щит) и, когда понадобится, будут защищать земли своего господина.

Рыцари получали особое рыцарское воспитание, участвовали в турнирах. Рыцарь должен был обладать такими моральными качествами, как верность долгу, смелость, решительность, благородное, романтическое отношение к женщине (служение прекрасной даме) и др.

На основе рыцарского нравственного образца в XIX в. сложился образ джентльмена.

Изначально джентльменом считался мужчина благородного происхождения. Потом так стали называть образованного и воспитанного мужчину, респектабельного (достойного, вызывающего уважение) и уравновешенного (даже чопорного и невозмутимого). Джентльменов отличало умение держать своё слово (джентльменское соглашение), подчёркнуто вежливое отношение к женщинам, пунктуальность, элегантность в одежде.

Верность слову — одна из главных добродетелей джентльмена. Он свои обещания всегда выполнял и никогда не нарушал данного слова, поэтому джентльменские соглашения считались абсолютно порядочными в деловых ситуациях.

Джентльмен разбирался в различных вопросах, имел широкий кругозор. Например, такой настоящий джентльмен, как Шерлок Холмс, знал и умел больше, чем профессиональные сыщики Скотланд-Ярда.

Ещё одна важная черта джентльмена — его особый патриотизм. Он интересовался политикой, видел общественные проблемы и размышлял над их решением с позиции государства. Это был государственный человек.

Леди — изначально замужняя женщина аристократического круга.

Позже леди стали называть образованную, воспитанную женщину, которая следует в жизни строгим нравственным правилам. Кроме того, она имеет уравновешенный, сдержанный характер, добра, приветлива, элегантна. Леди занимались благотворительностью, помогали сиротам. В наше время рыцарь, джентльмен и леди стали именами нарицательными. Ими принято называть людей, чьё поведение и этические ценности соответствуют этим образам.



2019-07-03 737 Обсуждений (0)
Золотое правило нравственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Золотое правило нравственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)