Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики процесса обучения. Современные концепции обучения.



2019-07-03 293 Обсуждений (0)
Характеристики процесса обучения. Современные концепции обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Обучение – двусторонний процесс, включающий как деятельность обучаемого, так и преподавателя. Деятельность преподавателя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность обучаемого на усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, саморазвитие.

Основные функции процесса обучения:

Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной деятельности. Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений.

Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств, и качеств личности.

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Современная отечественная педагогика придерживается точки зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в тоже время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

 

В педагогической психологии выделяют две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение и учение. Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Деятельность обучения – это деятельность преподавателя. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносится программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель – развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание.

Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий, посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения.

Эффективность обучения во многом определяется умением педагога организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я. Коменский, И.Б. Беседов, Дж. Мильтон). Основная цель образования – передача знаний и опыта жизнедеятельности.

Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главная цель обучения – «учить мыслить».

Концепция дидактического прагматизма (Д. Дьюи). Обучение рассматривается как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет дается практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам.

Концепция дидактического материализма (В. Оконь). В основе – положения об интегральной связи познания с деятельностью. Основной критерий – «ведущая идея».

Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях. Отрицательной стороной данной концепции является то, что в ней нарушается принцип систематичности познания.

Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельская, Е.И. Машбиц). Абсолютизируется процесс усвоения знаний. Методологической основой теории является теория информаций и систем.

Ассоциативная концепция обучения (Д. Локк, Я. Коменский). Она базируется на принципах:

- всякое обучение опирается на чувственное познание;

- основной метод – упражнение.

Основная задача – обогащение сознания учащихся образами и представлениями.

Не закладывается умение самостоятельного поиска новых знаний, тем самым не обеспечивается формирование творческой деятельности учащихся.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Н.Ф. Талызина). Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь.

В ней выделяются две части: ориентировочная основа действий (ООД) – инструкция; исполнительская часть – действия с предметом. При этом цикл усвоения знаний и действий состоит из ряда этапов.

1. Предварительное ознакомление с действиями и условиями его выполнения (ООД).

2. Формирование действий и выполнение их в материальной форме.

3. Формирование действий во внешней речи.

4. Формирование действий во внутренней речи.

5. Переход действия в глубокие свёрнутые процессы мышления.

Рамки данной теории ограничены, если обучение не связано с материальными действиями.

Когнитивная теория обучения (Дж. Брунер). В основе – исследования познавательного процесса; выделяются два направления.

1. Информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса.

2. Процесс учения описывается с помощью психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д.

Бихевиористические теории обучения (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Действия обучаемых – это ответные реакции на внешние воздействия (стимулы). Научение – закрепление связей между стимулом и реакцией. В основе лежат три закона.

1. Закон эффекта. Связь закрепляется, если ученик получает положительные подкрепления.

2. Закон упражняемости. Чем чаще повторяется последовательность между стимулом и реакцией, тем прочнее связь.

3. Закон готовности. Реакция на стимул зависит от подготовленности ученика к действию.

Роль психических процессов при усвоении знаний не учитывается.

Программированное обучение (Б. Скиннер). В его основе – стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями.

Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Замков). Основные идеи:

1. обучение ведёт за собой развитие;

2. понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития. Результат достигается при содействии педагога.

Общие принципы развивающего обучения:

  • диалогичность;
  • проблемность;
  • индивидуализация.

Теория проблемного обучения (В. Оконь, Н.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.). Функции проблемного обучения:

  • творческое владение учебным материалом;
  • усвоение опыта творческой деятельности.

В современных условиях активно разрабатываются так называемые ультрапедагогические концепции: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне.

 



2019-07-03 293 Обсуждений (0)
Характеристики процесса обучения. Современные концепции обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристики процесса обучения. Современные концепции обучения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)