Основные свойства надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, и их показатели
ОТЧЁТ по учебной практике
«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»
Разработал студент гр. ПТЗ-50314 __________________ /Попов А.А. / (подпись)
Руководитель практики от университета канд. техн. наук, доцент _______________ / Жаров С.П./ (подпись)
Отчёт защищён с оценкой «________________» «___»__________20__г.
Члены комиссии ______________________ /____________________/ (подпись)
_____________________ /_____________________/ (подпись)
Курган 2019
Содержание
1 Основные свойства надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, и их показатели 3 1.1 Понятие надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости 3 1.2 Показатели надежности 7 1.2.1 Показатели, характеризующие безотказность 8 1.2.2 Показатели долговечности 11 1.2.3 Показатели ремонтопригодности 12 1.2.4 Показатели сохраняемости 14 1.2.5 Показатели транспортабельности 15 1.2.6 Обобщенные показатели надежности 17 2 Методы восстановления посадок (регулировкой, перестановкой деталей, метод ремонтных размеров, установкой дополнительных деталей) 19 2.1 Метод восстановления посадки регулировкой зазора 19 2.2 Метод перестановки деталей в другое положение (позицию) 21 2.3 Метод ремонтных размеров 22 2.4 Метод восстановления посадки установкой дополнительных деталей 27 Список используемых источников 29 Основные свойства надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, и их показатели 1.1 Понятие надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости
Любое изделие должно обладать основными категориями качества: надежностью, прочностью и жесткостью в работе. Надежность (по ГОСТ 27.002-89) – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для объекта, так и для его частей. Надежность не касается требований, непосредственно не влияющих на эксплуатационные показатели, например повреждение окраски и т. д. Таким образом, надежность характеризуется показателями, которые выявляются в процессе эксплуатации и позволяют судить о том, насколько изделие оправдывает надежды его изготовителей и потребителей. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Это свойство особенно важно для объектов, отказ которых опасен для жизни людей. Отказ рулевого управления или тормозов автомобиля может иметь тяжелые последствия, поэтому для таких объектов безотказность -наиболее важная составная часть надежности. Первостепенное значение безотказность имеет для объектов, отказ которых вызывает перерыв в работе большого комплекса машин или остановку автоматизированного производства. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние изделия характеризуется невозможностью дальнейшей его эксплуатации, снижением эффективности или безопасности. Основным показателем долговечности деталей, сборочных единиц и агрегатов служит технический ресурс – наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до наступления предельного состояния, оговоренного в стандартах или технических условиях на изделие. Долговечность и безотказность – не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга и связанные между собой показатели. Различие же заключается в следующем. Безотказность характеризует свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Долговечность же характеризует продолжительность работоспособного состояния объекта по суммарной наработке, прерываемой периодами на техническое обслуживание, устранения отказов и ремонтов. В зависимости от характера производства и вида объекта на первый план при оценке его надежности может выдвигаться безотказность или долговечность. Например, для дереворежущего станка общего назначения или трелевочного трактора отсутствие отказов в течение смены скорее желательное, чем необходимое условие, поскольку после непродолжительного ремонта они вновь поступают в работу. Для сложной и высокопроизводительной автоматической линии, работа которой в значительной степени определяет технико-экономические показатели всего предприятия, свойство безотказности выдвигается на первый план. Как видно из приведенных определений, свойство безотказности определяется, в основном, совершенством конструкции машины и качеством ее изготовления. Свойство долговечности же определяется еще и качеством ремонта, регулярностью и тщательностью технического обслуживания. Все объекты делятся на ремонтируемые и неремонтируемые. Ремонтируемым называется объект, для которого проведение ремонтов предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Очевидно, что для неремонтируемых объектов понятия «безотказность» и «долговечность» совпадают. Машины и оборудование относятся к категории ремонтируемых, следовательно, для них важную роль играют такие свойства, как ремонтопригодность и сохраняемость. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. С усложнением систем все труднее становится находить причины отказов и отказавшие элементы. Так, в сложных электрогидравлических системах поиск причин отказов может занимать более 50% общего времени восстановления работоспособности. Поэтому облегчение поиска отказавших элементов закладывается в конструкцию новых сложных систем. Возможность быстрого обнаружения и устранения отказа, легкий доступ ко всем узлам определяют малые затраты времени на ремонт. Таким образом, важность ремонтопригодности определяется простоями, связанными с обнаружением отказов и проведением ремонта, что в свою очередь ведет к недовыпуску продукции и значительным убыткам. Сохраняемость – свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования. То есть речь идет о сохраняемости значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности. Сохраняемость характеризует способность объекта противостоять отрицательному влиянию условий хранения и транспортирования (дождь, снег, пыль). Продолжительность хранения и транспортировки иногда не оказывает заметного влияния на поведение объекта во время нахождения в этих режимах, но при последующей работе их свойства могут быть значительно ниже, чем аналогичные свойства объектов, не находящихся на хранении и не подлежащих транспортировке. Например, после продолжительного хранения аккумуляторных батарей их наработка до отказа существенно снижается. Сохраняемость данных объектов обычно характеризуется таким сроком хранения в определенных условиях, в течение которого снижение средней наработки до отказа, обусловленное хранением, находится в допустимых пределах. Вследствие воздействия внешней среды на незащищенные составные части машин во время хранения, сокращаются сроки их службы, увеличиваются затраты на ремонт. Коррозионное поражение во время хранения – это, например, одна из главных причин выбраковки втулочно-роликовых цепей (23% – передающие звенья, транспортеры). Кроме того, эксплуатационные испытания вту-лочно-роликовых цепей показали, что условия хранения оказывают влияние на их износ. При хранении в сыром неотапливаемом помещении резиновых манжет в течение 3, 4 и 5 лет их ресурс, соответственно, снижается до 70, 30 и 3% по сравнению с новыми манжетами. Более 40% клиновых ремней выбраковывают из-за расслоения и трещин, возникающих вследствие неправильного хранения. Ресурс резинотехнических изделий снижается и при хранении в сухих отапливаемых помещениях, так как естественный процесс старения можно только замедлить, но предотвратить полностью нельзя. Ресурс клиновых ремней уменьшается вследствие снижения механической прочности, модуля упругости и прочности связи между элементами конструкции клиновых ремней. Физико-механические свойства клиновых ремней минимально снижаются при их хранении в сухих отапливаемых помещениях при температуре 18-23°С и относительной влажности воздуха 55– 70%. Свойство сохраняемости имеет особое значение для нового поколения машин и оборудования лесного комплекса, имеющего в своем составе системы программного управления, микропроцессорную технику, следящие системы, сложные пневматические и гидравлические устройства, для которых должны выполняться особые условия и правила хранения и транспортировки. Прочность – один из основных критериев работоспособности изделия, обусловливаемой циклическими и контактными напряжениями. Отсюда принято различать циклическую прочность и контактную прочность. Детали, подвергающиеся длительной переменной нагрузке, разрушаются при напряжениях, значительно меньших предела прочности материала при статическом нагружении. Особенно большое внимание при конструировании машин уделяется так называемым знакопеременным нагрузкам, которые много раз подряд меняют направление своего действия и "изматывают" или утомляют металл. Детали машин, обладающие в обычных условиях нагружения хорошими эксплуатационными качествами, при знакопеременной нагрузке могут разрушаться от усталости без видимых деформаций так, как будто они выполнены из хрупкого материала.
1.2 Показатели надежности
Для количественной характеристики каждого из свойств надежности изделия служат такие единичные показатели, как наработка до отказа и на отказ, наработка между отказами, ресурс, срок службы, срок сохраняемости, время восстановления. Значения этих величин получают по данным испытаний или эксплуатации. Комплексные показатели надежности, так же как коэффициент готовности, коэффициент технического использования и коэффициент оперативной готовности, вычисляются поданным единичных показателей. Номенклатура показателей надежности приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Примерная номенклатура показателей надежности
1.2.1 Показатели, характеризующие безотказность
Вероятность безотказной работыотдельного изделия оценивается как:
где Т – время от начала работы до отказа; t – время, для которого определяется вероятность безотказной работы. Величина T может быть больше, меньше или равна t. Следовательно, Вероятность безотказной работы – это статистический и относительный показатель сохранения работоспособности однотипных изделий серийного производства, выражающий вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ изделий не наступает. Для установления значения вероятности безотказной работы серийных изделий используют формулу для среднестатистического значения:
где N – число наблюдаемых изделий (или элементов); No – число отказавших изделий за время t; Nр – число работоспособных изделий к концу времени t испытаний или эксплуатации. Вероятность безотказной работы является одной из наиболее значимых характеристик надежности изделия, так как она охватывает все факторы, влияющие на надежность. Для вычисления вероятности безотказной работы используются данные, накапливаемые путем наблюдений за работой при эксплуатации или при специальных испытаниях. Чем больше изделий подвергается наблюдениям или испытаниям на надежность, тем точнее определяется вероятность безотказной работы других однотипных изделий. Так как безотказная работа и отказ – взаимно противоположные события, то оценку вероятности отказа(Q(t)) определяют по формуле: Расчет среднестатистического времени наработки до отказа (или среднего времени безотказной работы) по результатам наблюдений определяют по формуле:
где No – число элементов или изделий, подвергнутых наблюдениям или испытаниям; Ti – время безотказной работы i-го элемента (изделия). Статистическую оценку среднего значения наработки на отказ вычисляют как отношение суммарной наработки за рассматриваемый период испытаний или эксплуатации изделий к суммарному числу отказов этих изделий за тот же период времени:
Статистическую оценку среднего значения наработки между отказамивычисляют как отношение суммарной наработки изделия между отказами за рассматриваемый период испытаний или эксплуатации к числу отказов этого (их) объекта(ов) за тот же период:
где т – число отказов за время t. 1.2.2 Показатели долговечности
Статистическая оценка среднего ресурса такова:
где Трi – ресурс i-го объекта; N – число изделий, поставленных на испытания или в эксплуатацию. Гамма-процентный ресурсвыражает наработку, в течение которой изделие с заданной вероятностью γ процентов не достигает предельного состояния. Гамма-процентный ресурс является основным расчетным показателем, например для подшипников и других изделий. Существенное достоинство этого показателя в возможности его определения до завершения испытаний всех образцов. В большинстве случаев для различных изделий используют критерий 90%-го ресурса. Назначенный ресурс– суммарная наработка, при достижении которой применение изделия по назначению должно быть прекращено независимо от его технического состояния. Под установленным ресурсом понимается технически обоснованная или заданная величина ресурса, обеспечиваемая конструкцией, технологией и условиями эксплуатации, в пределах которой изделие не должно достигать предельного состояния. Статистическую оценку среднего срока службы определяют по формуле:
где Тслi – срок службы i-го изделия. Гамма-процентный срок службы представляет собой календарную продолжительность эксплуатации, в течение которой изделие не достигает предельного состояния с вероятностью g, выраженной в процентах. Для его расчета используют соотношение Назначенный срок службы – суммарная календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой применение изделия по назначению должно быть прекращено независимо от его технического состояния. Под установленным сроком службы понимают технико-экономически обоснованный срок службы, обеспечиваемый конструкцией, технологией и эксплуатацией, в пределах которого изделие не должно достигать предельного состояния. Основной причиной снижения показателей долговечности изделия является износ его деталей. 1.2.3 Показатели ремонтопригодности
Вероятность восстановления– РВ(tВ) представляет собой вероятность того, что случайное время восстановления изделия tВ будет не более заданного, т.е.
Среднее время восстановления определяют по формуле:
где Tвk – время восстановления k-го отказа объекта, равное сумме времени затраченного на отыскание отказа tо и времени tу на его устранение; т – число отказов объекта за заданный срок испытаний или эксплуатации. Коэффициент аварийного простоя Ка является показателем, характеризующим вероятность восстановления изделия в любой момент времени,
где ti – время простоя до ремонта i-ro изделия tВi – время восстановления i-го изделия; п – число отказов. Коэффициент ремонтосложности оценивает объем ремонтных работ за год в физических единицах ремонтосложности. Коэффициент ремонтосложности есть сумма коэффициентов ремонтосложности механической части машины R M и электрической ее части RЭ:
Единица ремонтосложности механической части rм – это ремонтосложность некоторой условной машины, трудоемкость капитального ремонта механической части которой, отвечающего по объему и качеству требованиям ТУ на ремонт, равна 50 ч в неизменных организационно-технических условиях среднего ремонтного цеха машиностроительного предприятия. Единица ремонтосложности электрической части rэ – это ремонтосложность некоторой условной машины, трудоемкость капитального ремонта электрической части которой, отвечающего по объему и качеству требованиям ТУ на ремонт, равна 12,5 ч в тех же условиях, что и rм.. Исходными данными для определения ремонтосложности различных моделей оборудования являются технические характеристики, содержащиеся в паспортах, а также эмпирические формулы и коэффициенты, отражающие специфику оцениваемых машин и оборудовании. Коэффициент ремонтопригодности детали, узла, изделия Крем.пр. применяется для характеристики изделия при устранении неисправности отдельных узлов и деталей. Коэффициент ремонтопригодности узла (детали) изделия характеризуется отношением времени непосредственного выполнения ремонта (замены) отдельного узла (детали) к общим затратам времени на ремонт изделия, включая выявление дефекта изделия, его разборку, сборку и наладку.
1.2.4 Показатели сохраняемости
Сроком сохраняемости называется календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования изделия в заданных условиях, в течение и после которой значения показателей качества остаются в установленных пределах. Показателем сохраняемости оценивают статистическими методами по результатам испытаний. Средний срок сохраняемости определяют по формуле:
где Тс – срок сохраняемости i-го изделия. Гамма-процентный срок сохраняемости – календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования изделия, в течение и после которой показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности изделия не выйдут за установленные пределы с вероятностью g, выраженной в процентах. Назначенный срок храненияесть календарная продолжительность хранения в заданных условиях, по истечении которой применение изделия по назначению не допускается независимо от его технического состояния. Установленным сроком сохраняемости называют технико-экономически обоснованный (или заданный) срок хранения, обеспечиваемый конструкцией и эксплуатацией, в пределах которого показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности остаются теми же, какими они были у изделия до начала его хранения и (или) транспортирования.
1.2.5 Показатели транспортабельности
Показатели транспортабельности характеризуют способность продукции сохранять свою пригодность (надежность) в процессе транспортирования, а также приспособленность к перемещению, не сопровождающемуся эксплуатацией или использованием. В группу показателей транспортабельности входят характеристики подготовительных и заключительных операций, связанных с транспортированием изделия к месту его назначения. Подготовительными операциями являются, например, упаковывание, погрузка изделия на транспортное средство, крепление и т.п. Заключительные операции таковы – снятие креплений, разгрузка, распаковывание, сборка, установка на рабочее место и т.п. Показатели транспортабельности изделия выбираются и оцениваются применительно к конкретному виду транспорта (автомобильному, железнодорожному, водному или воздушному), или даже к конкретному виду транспортных средств. Основными показателями транспортабельности являются коэффициенты: Кд – коэффициент, характеризующий долю транспортируемых изделий, которые сохраняют в заданных (допустимых) пределах свои первоначальные свойства; Kv – коэффициент максимально возможного использования емкости, объема или грузоподъемности транспортного средства или тары. Коэффициент Kд,характеризующий долю транспортируемых изделий, сохраняющих в заданных пределах свои первоначальные свойства за время транспортирования, рассчитывают по формуле:
где Q B – масса (вес) или количество в штуках или иных единицах измерения продукции (изделий), выгруженной из транспортного средства и сохранившей значения других показателей качества в допустимых пределах; Qn – масса изделий, количество в штуках или иных единицах измерения, погруженных в транспортное средство для транспортирования. Коэффициент Кд является комплексным показателем, характеризующим одновременно транспортабельность и сохраняемость в процессе транспортирования. Коэффициент Kv максимального возможного использования объема транспортного средства или тары для транспортирования изделий определяют по формуле:
где NВ – максимальное возможное использование емкости транспортного средства или тары, выраженное в единицах продукции; V– объем единицы продукции; и – емкость транспортного средства или тары; Y– коэффициент нормативных потерь емкости транспортного средства (например, для устройства проходов). Кроме вышеприведенных коэффициентов используются экономические показатели транспортабельности, т.е показатели, характеризующие затраты, обусловленные выполнением операций подготовки к транспортированию, самого транспортирования, а также заключительных работ после транспортирования. Большое разнообразие изделий, а также способов и средств их транспортирования не позволяют дать полный перечень показателей транспортабельности. Однако к показателям транспортабельности относят и такие, как: – средняя трудоемкость подготовки одного изделия к транспортированию (включая упаковку, погрузку и крепление), – средняя стоимость подготовительных к транспортированию операций, – средняя стоимость перевозки одного изделия на расстояние 1 км определенным видом транспорта или определенным транспортным средством, – средняя трудоемкость или стоимость разгрузки и других заключительных операций транспортирования, – средняя продолжительность погрузки и разгрузки партии продукции конкретного количества из, например, железнодорожного вагона определенного типа.
1.2.6 Обобщенные показатели надежности
Коэффициент готовности Кг характеризует вероятность того, что изделие окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается.Среднее статистическое значение Кг определяют по формуле
где ti – суммарная наработка i-го изделия в заданном интервале эксплуатации, ti – суммарное время восстановления i-го изделия за этот же период эксплуатации, N – число наблюдаемых изделий в заданном интервале эксплуатации. Если на заданном интервале эксплуатации определены среднее значение наработки на отказ и среднее время восстановления изделия после отказа, то
где То – средняя наработка изделия на отказ, т е. показатель безотказности, Тв – среднее время восстановления или время вынужденных простоев изделия из-за отказов – показатель ремонтопригодности Коэффициент технического использования КТИ рассчитывают по формуле:
Где То – средняя наработка на отказ; tТО – продолжительность технических обслуживании; tР – продолжительность плановых ремонтов; tВ – продолжительность неплановых восстановлений.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |