Глава 2. Организация и методы исследования
Организация исследования
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния родителей на физическое воспитание школьников. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить освещенность данного вопроса в литературных источниках; 2. выявить особенности влияния родителей на физическое воспитание школьников; 3. определить структуру предпочтений видов деятельности в сфере досуга учащихся и их родителей; 4. выяснить наличие у детей и взрослых основ физкультурной грамотности. В эксперименте приняли участие родители и школьники третьих, седьмых, десятых и одиннадцатых классов школы-гимназии №1 г. Тюмени. Исследование проводилось в 2005-2006 годах с привлечением к нему 124 учащихся Зб класса — 22 человека, в том числе: 9 мальчиков и 13 девочек; 7а класса — 30 учащихся, из них: 10 мальчиков и 20 девочек; 10а"6 — 41 человек, в том числе: 11 мальчиков и 30 девочек; 10Д — 21 человек, из них: 17 мальчиков и 4 девочки; 11Д — 10 человек, в том числе: 8 мальчиков и 2 девочки) и 89 родителей учащихся тех же классов (33 мужчины 56 женщин). По образовательному уровню 41,6% родителей, участвующих в анкетировании, имели высшее образование; 44,9% среднее и средне специальное и 13,5% незаконченное среднее образование (приложение №9). Перед началом письменного опроса нами был проведен подробный инструктаж респондентов. Анкетирование детей проводилось на классном часе, родителей — на родительском собрании. Причем, для определения надежности методики анкетирования, она была опробована нами с родителями учащихся (п=18 человек), не имеющими принадлежность к одной школе в условиях внешкольного учреждения. Сравнение результатов анкетирования в школе и вне школы и их незначительные расхождения, позволило нам сделать вывод о надежности данной методики. Заполненные респондентами анкеты нами были пронумерованы и рассортированы в зависимости от пола (мальчики — девочки, мужчины — женщины) и принадлежности к группе. Затем на каждый вопрос анкеты нами были составлены матрицы, в которые заносились варианты ответов учащихся и родителей. Составленные матрицы позволили сделать нам количественный анализ данных анкетирования. Что, в свою очередь, способствовало выявлению особенностей влияния родителей на физическое воспитание учащихся.
Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных. Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания. Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения. Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований. Интервью состоялись с учащимися, учителями, родителями и администрацией школы. Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся и их родителей. Для этого нами были разработаны анкеты двух видов: отдельно для родителей и учащихся. При разработке анкет мы использовали методику прямого анкетирования. Отдельные вопросы были заимствованы нами из анкет, составленных кафедрой ТОФВ ТГУ под руководством В. В. Шевцова. Анкета, как для родителей, так и для школьников, состояла из пяти блоков вопросов. Первый блок вопросов был направлен на выявление оценки собственного здоровья родителей и здоровья ребенка, а также использования средств физической культуры для поддержания и созидания. Второй блок — способствовал изучению взаимоотношений между детьми и взрослыми. Третий — выявлял воспитательное воздействие родителей на сферу личности ребенка. Четвертый — позволял изучить владение основами физкультурной грамотности родителями и детьми. Пятый — определял структуру предпочтений видов деятельности в сфере досуга респондентов (приложения №1-2). Заключение
Итак, результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации». Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Воспитание детей — это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности. Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием своих детей. Детям нужна помощь родителей в приобретении спортивного инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ тренировок, в оценке физического развития и физической подготовленности по доступным тестам, в проведении семейных и межсемейных соревнований, в организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию, организации утренней гигиенической гимнастики и др. Выбор форм физического воспитания детей в семье зависит от их возраста, пола, здоровья и физической подготовленности. Следует выделить обязательные для каждого ребенка формы занятий физическими упражнениями в семье и формы занятий по выбору. К обязательным формам занятий можно отнести: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, занятия по подготовке к сдаче норм комплекса, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры. К занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта. Следует выделить обязательные для каждого ребенка формы занятий физическими упражнениями в семье и формы занятий по выбору. К обязательным формам занятий можно отнести: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, занятия по подготовке к сдаче норм комплекса, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры. К занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта, участие в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта. Следует сказать, что правильно организованный и строго соблюдаемый режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма, когда каждая предыдущая деятельность становится своеобразным сигналом для готовности других систем к последующей работе. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. Конечно, нельзя установить единый режим для всех, но основные его элементы, связанные с физиологическими особенностями организма детей школьного возраста, должны учитываться обязательно. Объективная оценка состояния здоровья и физических возможностей детей может быть получена только при условии систематического использования всех форм контроля. Для этого в каждой семье необходимо иметь простейшее оборудование для оценки физического и функционального развития, а также физической подготовленности всех членов семьи. Морфологическое и функциональное состояние организма проявляется в степени двигательной одаренности человека — силе, быстроте, ловкости, гибкости, выносливости и др. Сила — это способность человека противодействовать или преодолевать внешнее сопротивление за счет напряжения мышц. Достаточная силовая подготовка способствует всестороннему развитию мышечных групп рук, туловища, ног. Список литературы
1. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье. М.: МГУ, 1997. – 320с. 2. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 1. С.50-51. 3. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н./Д.: Феникс, 2001. – 256с. 4. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. / Пер. с чешс. – М.: ФИЗ, 1990. – 104с. 5. Богданов Г.П., Козлов В.И. Занимайтесь всей семьей. М.: ФИС, 1987. – 32с. 6. Бондаревский Е.Я. Родителям о физическом воспитании детей. М.: Знание, 1994. – 48с. 7. Дубогай А.Д., Мовчан Л.М. Физкультура: мы и дети. К.: Здоровья, 1989. – 144с. 8. Жуков М.Н. Спортивные игры. М.: ЮНИТИ, 2000. – 328с. 9. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993. –384с. 10.Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Г.И. Погадаева. – М.: ФИС, 2000. – 496с. 11.Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре. Мн.: Полымя, 1988. – 183с. 12.Свирко В.П. Физическая культура: не только в школе, но и дома. // Начальная школа. 2001. №7. С.79-81. 13.Семья спортивная. / Под ред. А.Н. Воробьева. – М.: ФИС, 1997. – 95с. 14.Сермеев Б.В. и др. Физическое воспитание в семье. К.: Здоровья, 1986. – 296с. 15.Скрипалев В.С. Наш семейный стадион. М.: ФИС, 1996. – 98с. 16.Смирнов П.Г., Хромин В.Г. Организация физкультурно-досуговой деятельности по месту жительства населения. Т.: Вектор Бук, 2003. – 128с. 17.Спортивная физиология. / Под ред. Я.М. Коца. – М.: ФИС, 1986. – 240с. 18.Старинин Ю.Л. и др. Твой спортивный уголок. М.: ФИС, 1989. – 160с. 19.Степанов Т.А. Воспитание интереса к физической культуре у детей с различным уровнем здоровья. Сургут: СурГПИ, 1999. – 170с. 20.Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей. М.: Просвещение, 1987. – 252с. 21.Усаков В.И. Социально-педагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. № 1-2. С.7-11. 22.Физическая культура. / Под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш. шк., 2000. – 383с. 23.Физическая культура в семье. / Под ред. Н.В. Школьникова. – М.: ФИЗ, 2000. – 398с. 24.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480с. 25.Холодов Ж.К., Попов В.П. Папа, мама и я – физкультурная семья. Мн.: Полымя, 1989. – 222с. 26.Хромин В.Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников. Тюмень: ТГУ, 2000. – 174с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |