Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Влияние инфляции на ценообразование и пути их преодоления



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние инфляции на ценообразование и пути их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфляция и цены

Вопрос о бумажных деньгах представляет собой излюбленную тему для всяческих толкований, как в разнообразных правительственных комиссиях, так и в трактатах некоторых мыслителей. “Бумажные деньги,— пишет А.Миклашевский,— в их наиболее типичном виде, представляют собой домовой знак правительства, выпускаемый обыкновенно для приобретения средств, не разменный, снабженный принудительным курсом, служащий законным платежным средством и ценный не по своему материальному содержанию, а как право“.[31]

Вопрос о бумажных деньгах сводился к разрешению следующей проблемы: в каких пределах правительство при помощи бумажных денег может потреблять материальные ценности. своего народного хозяйства, как отразится это потребление на ценности бумажных денег вне государства и какими явлениями оно скажется в самом народном хозяйстве, как непосредственно после выпусков, так и после того, когда бумажные деньги станут единственным платежным средством и базисом всей кредитной системы.

В значительных размерах бумажно-денежное обращение впервые нашло себе применения во Франции: основанный, по системе знаменитого Джона Ло, банк первоначально выпускал свои билеты в очень умеренном количестве, они шли даже с лажем в 10%, акции же общества, утвержденного банком для эксплуатации земель на реке Миссисипи, при номинальной цене в 500 ливров, поднялись до 5000 и, наконец, до 20000 ливров. С превращением банка в государственный (1718) начались бесконечные выпуски банкнот, и уже в начале 1720 г. публика стала проявлять недоверие к системе.[32]

Увеличение денег в стране, не сопровождающееся соответствующим увеличением производства и услуг, ведет к упадку вещной ценности денежной единицы на том основании, что новая масса денег не находит для себя соответствующей работы, направляясь исключительно на покупку готовых произведений труда и услуг для целей потребления. Как мастерски отмечал А.Я.Антонович, “нельзя сказать вообще, что увеличение количества бумажных денег представляет собой силу, всегда стремящейся уменьшению достоинства денежной единицы“.[33] Антонович рекомендует безграничный выпуск неразменных кредитных билетов в ссуды, утверждая при этом, что:

1) ценность билетов будет определяться продуктивностью их затрат;

2) в производстве они могут иметь значение силы, производящей увеличение производственного спроса, а, следовательно, производящей не одностороннее оживление и кризисы, а прочное промышленное развитие, которое является последствием влияния увеличения в стране производительного спроса, дающего занятие труду;

3) упрочение валюты при таких условиях произойдет само собой и явится как бы результатом vis medicatrix naturae самого народного хозяйства.

Ценность денег находит свое выражение в том, что получается за деньги, за что деньги будут обмениваться, то есть в их покупательной силе. “Люди привыкли считать ценность денег неизменной, золото остается для них делателем цен и кажется независимым от общих законов, управляющих ценностями“,— отмечают З.П.Евзлин и В.А.Дмитриев-Мамонов.[34] Когда-то господствовал взгляд, что ценность денег зависит от каприза людей или же от произвола государственной власти. Современная экономическая наука объясняет причины колебания ценности денег соотношением спроса и предложения.

Каждый товар имеет свою цену. Монета становится посредником между двумя товарами: сначала продается за нее какой-нибудь товар, затем на нее покупается какой-либо другой. Количество денег, обращающихся в какой-либо стране, должно равняться сумме цен всех товаров, разделенной на количество оборотов, совершенных деньгами в определенный промежуток времени[35]

 

Необходимо не забывать, что в стране с бумажно-денежным обращением предметы вывоза определяются ценами на бумажные деньги, между тем как предметы ввоза оцениваются на монету, хотя и выражается их ценность в бумажных деньгах. То же самое необходимо сказать о размерах вывоза определяемого в ценности на бумажные деньги. Если вывоз товаров удвоился по оценке на бумажные деньги, то из этого еще не следует, что настолько же увеличены платежные средства страны. Например, Антонович приводит пример торгового баланса по семилетним периодам по отношению к вексельному курсу:[36]

 

 

Годы Отпуск товаров в кредит. рублях Отпуск товаров в металл. рублях Привоз в кредитных рублях Вексельный курс в Париже
1854-1860 932.6 866.66 884.9 372.0
1861-1867 1330.2 1130.5 1281.3 342.4
1868-1874 2343.2 1191.5 2656.6 339.0
1875-1881 3561.3 2492.7 3653.2 282.6

 

 

На основании этого баланса Антонович вывел заключение, что влияние международного торгового баланса на движение вексельного
кур­са несомненно и в общем ему принадлежит господствующее место.

История цен разнообразных товаров в течение более или менее значительного промежутка времени является вообще одним из лучших способов экономического самопознания и проверки разных экономических теорий. В XIX в., например, в Англии и почти во всех других странах применяли к анализу цен так называемый метод чисел-показателей или индекс-нумберов, “Цели числа-показателя,— пишет Миклашевский,— заключается в возможно точном, определенном и легко схватываемом изображении соотносительного положения и изменения цен по возможности всех товаров по отношению к деньгам“.[37]

Так называемый indefinite standart, предложенный Джевонсоном, принимает за мерило обесценения или вздорожания товаров безотносительное среднее отношение, получаемое при посредстве деления цены каждого товара сравниваемого периода на цену исходного периода:

 

Если b — цена товара данного периода, и а — ее последующее изменение, то цена другого товара будет выражена как q, а ее изменение как р. Но иногда для большей точности вычисляют геометрическую среднюю по формуле: или гармоническую среднюю по формуле:

Если мы предположим, что а и b не возросли, а цена другого товара удвоилась (q=1; р=2), то соответственно разным методам исследования среднее изменение получится по арифметическому методу — 50%, по геометрическому методу — 41%, по гармоническому — 33%.[38]

Если в стране увеличится предложение денег, то банки немедленно начнут отыскивать нуждающихся в деньгах предпринимателей, получив из банков деньги, купят на них товары и рабочую силу, так что спрос на товары возрастет, а потому и возрастут цены товаров. Это вызовет повышение общего уровня цен, указывающее на падение ценности денег. Высокие цены в стране вызовут покупки в иностранных государствах, куда последует вывоз золота, и на основе закона автоматического распределения золота, каждая страна получит свою пропорциональную долю из нового золота, и во всех странах с золотой валютой цены постепенно повысятся на одну и туже ступень. Сумма цен товаров, от которых зависит количество обращающихся в стране денег, сама по себе не есть величина постоянная. Она зависит, с одной стороны, от количества товаров, с другой — от величины цен каждого товара в отдельности“,— пишут З.П.Евзлин и В.А.Дмитриев-Мамонов.[39]

Возьмем, например, одно и то же хозяйство, которое потребляет в два последовательных периода одинаковое количество товаров по разным ценам:[40]

В первый год   Во второй год
30А по 2 = 600   300А по 4 = 1200
200В по 3 = 600   200В по 5 = 1000
120С по 6 = 720   120С по 7 = 800
80Д по 8 = 640   80Д по 10 = 800
20Е по 12 = 240   10Е по 20 = 400
720 товар. на сумму 2800   720 товар. на сумму 4240

Отсюда ясно видно, что покупательная сила денег понизилась в соотношении 4420:2800. Но в действительности очень немногие хозяйства в состоянии потреблять такое же количество товаров при возвышении их цены. При понижении цены, потребление, напротив, увеличивается.

Если, наоборот, в производстве товара не произошло никаких изменений, а золото подешевело, то цена товара повышается и он дорожает. Изменение цен происходит в соответствии с изменением величины дроби: если числитель (ценность товара) уменьшается, то уменьшается и дробь (цена товара). Если знаменатель (ценность золота) уменьшается, то дробь (цена товара) увеличивается. Следовательно, получим:[41]

 

С изменением ценности денег, товарные цены не изменяются однообразно. Когда происходит увеличение предложения денег, то изменяется цена только тех товаров, которые связаны с притоком новых денег, так как это, именно,— не товары, на которые имеется усиленный спрос.

Влияние бумажных денег на цены товаров бывает прямое и косвенное. Первое — тогда, когда вновь выпущенные бумажные деньги прямо употребляются правительством на покупку товаров, преимущественно для военных целей. Спрос на эти товары возрастает, и цена их возвышается. Но нельзя сказать, чтобы усиленный выпуск денег поднимает сразу же цены товаров.

Более важно и сложно то явление, которое вызывает косвенное влияние. Оно действует через лаж:

1) Есть товары и личные услуги, получаемые данной стороной из-за границы. Их цена обыкновенно следует изменению лажа;

2) Изменения лажа действуют и на цену товаров вывозимых за границу. Если страна имеет фактическую монополию на вывоз некоторых товаров, то производители немедленно повышают цену с повышением лажа;

3) Есть товары, которые производятся для внутреннего потребления и стоят вне международной торговли. Такова большая масса продуктов добывающей и обрабатывающей промышленности. Лаж не действует на них прямо.[42]

Сумма бумажных денег не должна вытеснять из страны всю монету, так как масса денег должна точно соответствовать потребности обращения денег. При значительном запасе металлических денег в стране, часть их может получить иное назначение, если уменьшается ценность обмениваемых товаров или увеличится быстрота обращения денег. Но при наличности только бумажных денег такого отлива быть не может, ибо бумажные деньги не могут получить другого назначения. Это ведет к переполнению ими рынка, понижению их цены со всеми невыгодными последствиями для народного хозяйства.



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Глава 2. Влияние инфляции на ценообразование и пути их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Влияние инфляции на ценообразование и пути их преодоления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)